Место урока в теме и в общем курсе: плановый урок по теме "Из поэзии о Великой Отечественной войне"; урок продолжает изучение русской литературы XX века в 6 классе (IV учебная четверть, материал рассчитан на 2 учебных часа).
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала).
Цели:
- воспитательная - воспитание чувства патриотизма;
- образовательная - продолжение обучения школьников приемам анализа поэтического текста;
- развивающая - развитие образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство).
Задачи:
- установление межпредметных связей (литературы, истории, музыки, изобразительного искусства);
- закрепление навыка находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте;
- формирование умения интерпретировать поэтический текст на основе учебных таблиц.
Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), репродукция картины Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода", запись песен в исполнении Леонида Утесова на стихи Константина Симонова "Жди меня:", Марка Бернеса на стихи Расула Гамзатова "Журавли", компьютер, экран, проектор, презентация (Приложение 2).
Ход урока
На экране:
Слайд 1.
I этап.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какое событие мы будем отмечать 9 мая 2010 года?
- Самую кровопролитную и страшную войну XX века до сих пор не могут забыть ветераны, ее участники. Их становится с каждым годом все меньше. В наши дни людям дорого все, что напоминает о тех тяжелых героических годах.
Слайд 2.
- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в творчестве поэтов XX века. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет, обратимся к творчеству художников, изображавших войну, познакомимся с историей памятников культуры Великого Новгорода в годы войны.
II этап. Проверка домашнего задания (происходит на этапе получения новых знаний).
III этап. Получение новых знаний.
Слово учителя:
- В канун 65-летия Победы внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, что переживали люди на фронте, те же песни, которые пелись там, в окопах.
Победа досталась ценой жизни около 32 миллионов советских людей [7]. Среди тех, кто уходил на фронт, были и талантливые поэты. Война стала для них, вчерашних школьников и студентов, досрочным началом "взрослой" жизни. Судьбы у поэтов оказались очень схожими. Почти все они прошли войну солдатами и офицерами переднего края. Поэтому каждое их стихотворение - документальное свидетельство тех лет. Многие из них погибли в боях за Родину, другие прожили больше.
Слайд 3.
- Но, как предсказывал советский поэт-фронтовик Семен Гудзенко, умирали они не от старости, а от старых ран. Сам он в 1941 году добровольцем ушёл на фронт, в 1942-м был тяжело ранен, отчего впоследствии и скончался.
Всем, кто уходил на войну, было очень важно знать, что их любят и ждут, верят в Победу.
Слайд 4.
- Зимой 1941 года на страницах газеты "Правда" было опубликовано стихотворение поэта-фронтовика Константина Симонова "Жди меня" с посвящением - "В.С." - Валентине Серовой. Оно тут же стало знаменитым. А в 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова "С тобой и без тебя" с посвящением - "Валентине Васильевне Серовой" [8]. За романом поэта и талантливой и красивой актрисы следила вся страна. Композитор Матвей Блантер на стихи Симонова написал песню, которая так и называется: "Жди меня:". Послушайте ее в исполнении Леонида Утесова.
Прослушивание первого куплета, просмотр слайдов с фотографиями военных лет. Чтение наизусть учителем всего стихотворения до конца.
Слайды 5-9.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы почувствовали?
- Давайте обратимся к тексту стихотворения и попробуем выяснить, с помощью чего автор смог достичь желаемого. Откройте учебник на с. 219-220.
- Какие ключевые образы противопоставляются в стихотворении (найдите антитезу)?
- Какие гласные и согласные звуки повторяются чаще других?
- Этот прием называется звукопись: ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков). Как вы думаете, зачем поэт его использует?
- Какие цвета использует Симонов?
- Какой становится природа в стихотворении? Как называется такой прием?
- Обратите внимание, что во многих предложениях автор использует обратный порядок слов, когда подлежащее и сказуемое "меняются" местами: "наводят дожди". Это инверсия. Найдите свои примеры.
- Зачем она нужна?
- Прочтите строки, которые начинаются одинаково. Как называется это средство художественной выразительности?
- Посчитайте, сколько раз в стихотворении употребляется глагол "Жди". Зачем поэт использует такое частое повторение?
- Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут? Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова.
- О чем же стихотворение Симонова?
- Симонов создал образ женщины, умеющей ждать с войны любимого человека, когда, казалось бы, и никакого смысла в этом нет.
У каждого из вас на парте есть таблица "Средства художественной выразительности" (Приложение 1) с вопросами к стихотворению Симонова "Жди меня". Заполните ее.
Проверка выполнения задания.
Слово учителя:
- Ожидание матери, сестры, любимой порой страшнее атаки. Но война без жертв не обходится, далеко не всем, как герою Симонова, повезло вернуться домой живым и здоровым. "Две трети погибших в 1941-1945 годах воинов похоронены как неизвестные", - написала газета "Красная звезда" 6 октября 1999 года [5]. За четыре военных года миллионы простых солдат и офицеров были убиты и похоронены в братских могилах.
Слайд 10.
Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С.С. Орлова "Его зарыли в шар земной:"
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей:
Слайд 11.
- Поэт-фронтовик, молодой лейтенант, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов, освобождавший Новгород, написал это стихотворение в 1944 году (текст в учебнике на с. 218). О чем оно?
- Найдите противопоставления.
- Уже в первой строке звучит аллитерация: "Его зарыли в шар:" - повторение звука [р]. Найдите повторение согласных звуков в других строках. Что помогает услышать этот звуковой прием?
- Какие цвета использует Орлов?
- Найдите олицетворения.
- Есть ли в стихотворении инверсия? Зачем она нужна?
- В тексте есть строки, которые одинаково оканчиваются. Как называется этот прием? (Эпифора). Найдите ее, подумайте, зачем автор ее использует.
- Почему солдата "зарыли", а не похоронили?
- "Ему как мавзолей земля - На миллион веков" - о чем эти строки?
- Что хотел поэт донести до читателя в своем стихотворении в военном 1944 году?
- Продолжите заполнение таблицы "Средства художественной выразительности" к стихотворению Орлова "Его зарыли в шар земной:"
Проверка выполнения задания.
Слайд 12.
Слово учителя:
- Не все возвращались с войны, но они оставались живыми в памяти тех, кто их любил. На защиту нашей страны поднялся весь многонациональный народ. Уже после Победы, в 1965 году, находясь под впечатлением от еще одной трагедии XX века - сброса атомной бомбы на Хиросиму, поэт Дагестана Расул Гамзатов написал стихотворение "Журавли" (с. 222-223). На него композитор Ян Френкель, солдатом прошедший всю войну, сочинил прекрасную музыку. Так появилась песня в исполнении Марка Бернеса. В наши дни ее напевают и ветераны, и молодежь.
Слайд 13.
Прослушивание первых двух куплетов. Чтение наизусть учителем всего стихотворения до конца.
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?Сегодня, предвечернею порою,
Я вижу, как в тумане журавли
Летят своим определенным строем,
Как по полям людьми они брели.Они летят, свершают путь свой длинный
И выкликают чьи-то имена.
Не потому ли с кличем журавлиным
От века речь аварская сходна?Летит, летит по небу клин усталый -
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может, это место для меня!Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
- Почему стихотворение называется "Журавли"? О ком на самом деле в нем говорится?
- Белый журавль - стерх распространен только на территории России, находится под угрозой исчезновения, занесен в Красные книги России и в Красную книгу Международного союза охраны природы [9]. Поэтому и белые журавли Гамзатова - "солдаты, с кровавых не пришедшие полей", нуждаются в бережном отношении, в том, чтобы память о них жила в сердцах тех, кто остался.
- Какие ключевые образы противопоставляются в стихотворении?
- Какой гласный звук повторяется чаще всего? Для чего поэт использует ассонанс?
- Какими цветами пользуется поэт в стихотворении? Что они символизируют?
- Как Гамзатов изображает природу?
- Найдите анафору.
- О чем же это стихотворение?
- Сам Расул Гамзатов говорил так: "Мои журавли тоже зовут всех нас, живущих на земле, к миру и братству, ведь мы все - божьи дети. Разноплеменные, мы гораздо скорее нашли бы понимание, если бы слушали павших. А павшие не молчат. Прислушайтесь к журавлиному крику:" [10]
Журавли не имеют национальности - они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят журавлиный клин. Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань памяти воинам минутой молчания.
Как вы можете объяснить, что многие стихи, созданные как в дни Великой Отечественной войны, так и после Победы, стали песнями?
- С помощью каких средств художественной выразительности поэты воздействуют на читателя и слушателя?
- Что объединяет стихотворения о войне?
- Заполните таблицу "Средства художественной выразительности" к стихотворению Гамзатова "Журавли".
Проверка выполнения задания.
- Великая Отечественная война нанесла непоправимый ущерб Великому Новгороду. Тогда современный областной центр входил в состав Ленинградской области. Поэт Сергей Орлов, чье стихотворение "Его зарыли в шар земной:" уже звучало сегодня на уроке, в феврале 1944 года прошел на своем танке через разрушенный бомбежками и обстрелами Новгород. И увидел:
Слайд 14.
Матерь - Новгородская София:
Стены опаленного Кремля:
Через улицы твои пустые
Мы прошли с ветрами февраля: [6]
Древнейший русский православный храм - Софийский собор, выстроенный новгородцами 900 лет назад, был почти полностью уничтожен во время захвата немцами. В военное время он стал олицетворять собой всю великую Родину: "Где София, там и Новгород" [4]. Как называет поэт Софию? Как вы думаете, с чем это связано?
- Приложение "мать" было уместно применять к Родине ("Родина-мать зовет!").
Слайд 15.
- Сравните два изображения Софийского собора в Новгородском Кремле.
Слайд 16.
Слева - фотография наших дней, справа - картина советских художников Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода". Достаточно взглянуть на нее, чтобы понять, что пережил город в период с августа 1941 по январь 1944 года, оказавшись на линии фронта - руины, остовы зданий, грандиозные пепелища. На фото зимний пейзаж оттеняет ослепительную белизну стен Софии. Мирная картина резко контрастна изображению военного времени. Не случайно то, что знаменитая работа Кукрыниксов появилась в конце войны, в 1944 году. На переднем плане - скульптуры святых с разрушенного памятника "Тысячелетие России". Что они напоминают? (Фигуры убитых людей на снегу). Чуть поодаль на фоне величественных даже в разрушенном состоянии стен Софии Новгородской - суетливые фигурки поджигающих храм и спасающихся бегством немецких солдат.
Памятник до сих пор находится в Новгородском Кремле, напротив Софийского собора. Немцы хотели вывезти его по частям, но не успели.
Слайд 17.
- Посмотрите, что осталось от "Тысячелетия России" в 1944 году, и как он выглядит после реставрации в наши дни. 7 ноября 1944 года, когда еще шла война, разобранный фашистами памятник был вновь открыт в Кремле. Позже Новгород включили в список наиболее ценных исторических городов России, подлежащих первоочередному восстановлению [4, 11].
Это естественно, что человек возрождается и восстанавливает разрушенное в пожаре войны, медленно возвращаясь к жизни. Заживают шрамы, но никогда не будет стерта человеческая память.
Контроль знаний.
IV этап. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
- С каким чувством поэты, композиторы, художники рассказывают нам о цене Победы?
Слайд 18.
- Стихи военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Особенно остро в поэзии о Великой Отечественной войне звучат проблемы жестокости и справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любовь к родине. Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.
V ЭТАП. Домашнее задание.
Слайд 19.
Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
- Для сильных учеников: проанализировать стихотворения других поэтов-фронтовиков (с. 215-222) (составить таблицу, аналогичную заполненной в классе).
Рефлексия.
- Что вы сейчас чувствуете?
- Какое задание было самым интересным?
- Что было самым трудным?
Большое спасибо за урок!
Литература.
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2009.
- Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2 / Авт.-сост. Г.С. Меркин. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2008. С. 212-224.
- Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. - 2-е изд. - М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2007.
- Кошелев В.А. "Матерь - Новгородская София:" Новгород в русской поэзии Великой Отечественной войны // Новгородский край в русской литературе / ред. кол.: А.Л. Гавриков, Т.В. Игошева, В.А. Кошелев, Д.Б. Терешкина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. С. 821-830.
- Красная звезда. 6 октября 1999.
Орлов С.С. Белое озеро. Стихи и поэмы. М., 1975.
Ресурсы Internet.