Цели:
- научить адекватно воспринимать поэтический текст
- научить оценивать поэтическое произведение с точки зрения языка и содержания
- воспитывать внимание к слову
- воспитывать милосердие
Форма урока: аналитическое чтение.
Тип урока: беседа
Наглядность: портрет И. Северянина, репродукция картины И. И. Шишкина “Парк в Павловске”.
ХОД УРОКА
1. Ребята делятся на две группы для выполнения группового задания.
1 группа работает над портретом поэта Игоря Северянина. Что вы можете сказать об этом человеке, о его интересах, душе? Обратите внимание на годы его жизни ( 1887 –1941). Какие события могли повлиять на его характер, взгляды?
2 группа пишет небольшое воспоминание о парке. Что вы испытывали, оказавшись в парке, зачем туда пришли, что ожидали от посещения парка?
2. Социалогизация.
После прочитанных мини-сочинений приходим к общему выводу: у всех с парком связаны радость, восторг, бурные эмоции. Все ожидали радости, чего-то необычного.
- Перед вами стихотворение Игоря Северянина “В парке плакала девочка”. Задумаемся над заголовком. Предположите, о чем может быть стихотворение.
С девочкой что-то случилось.
Случилось что-то необычное, наверное, неприятное.
- Вспомним, что такое ИНВЕРСИЯ. Где она используется в названии стихотворения и для чего?
Инверсия – обратный порядок слов, при котором самое важное слово ставится на необычное для него места с целью выделения. Автор выделяет слово “в парке”, и мы чувствуем беду, ведь в парке веселятся, радуются. А девочке плохо, она плачет.
3. Чтение стихотворения и погружение в текст.(Стихотворение читает учитель или специально подготовленный ученик)
- Какое впечатление оставило у вас стихотворение? Кто его герои?
- Сбылись ли ваши предположения относительно случившегося с девочкой?
- Обратим внимание на слова девочки, обращенные к
отцу. Как построена ее реплика? Что необычного в
ней? Как через слова раскрывается характер
девочки?
Она нежна, добра: в ее речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают отношение девочки к отцу и к несчастной птице. Она называет ее “хорошенькой ласточкой”, у которой “преломлена лапочка”. В ее словах и горе, и боль. Она сочувствует птице, принимает ее боль как свою. Нам симпатична девочка за ее умение переживать, сочувствовать.
- Обратите внимание на вторую часть ее реплики.
Она вся состоит из инверсий. Для чего?
Все предыдущие характеристики ласточки неизбежно наводят нас на мысль о том, что эта птица несчастна, поэтому девочка называет ее “птицей бедной”. Инверсия помогает подчеркнуть отношение девочки к несчастной птице. Ее сочувствие не на словах. Оно действенно, активно: она хочет “укутать в платочек” птицу.
- Обратимся к словарю. Что значит слово “
укутать”? В каком значении употребляет его
автор?
Слово “укутать” означает “ закутать со всех сторон”.
- Нет ли у этого слова другого, переносного
значения, в котором оно употреблено в данном
стихотворении?
В данном контексте слово “укутать” употреблено в значении “пожалеть”, “обогреть”. Девочка хочет обогреть ласточку, подарить ей тепло. Поэтому здесь и платочек пригодится.
- Почему девочка почувствовала потребность
обогреть ласточку?
Многие люди проходили мимо и не обращали внимания на беду птички. И папа девочки был тоже равнодушен. Поэтому девочка начинает свои слова с обращения к отцу, который тоже мог пройти равнодушно мимо беды несчастной птички. Девочка столкнулась с холодным, равнодушным миром взрослых, которые не обращают внимания на мелочи жизни, не достойные, по их мнению, их внимания.
- Зачем поэту понадобилось темой своего
стихотворения брать самую обыденную ситуацию?
Этот случай помог отцу по-новому взглянуть на свою дочку. Раньше он видел ее только капризной, шаловливой, непослушной, а сейчас увидел в ней хорошую душу. Одна минута перевернула в нем прежние представления о девочке. Он “потрясен”.
- Обратимся к словарю и выясним значение слова
“потрясение”.
Слово в словаре имеет два значения:
- Глубокое, тяжело переживаемое волнение
- Полное изменение, коренная ломка чего-то.
- В каком значении использует это слово Игорь
Северянин? Докажите.
Отец изменил свое мнение о дочери, по-новому взглянул на ее капризы и шалости, заранее простил их. Значит слово “потрясение” использовано во втором значении.
- Обратите внимание на роль слов “и…
призадумался… и простил”. Для чего автор
использует МНОГОСОЮЗИЕ?
Этот прием используется для усиления описываемых чувств отца. Он, наверное, впервые призадумался над характером и душой своей дочери, а призадумавшись, простил ее мимолетные шалости. Потому что увидел в ней хорошую душу. Он называет ее “милой”, смог в ней разглядеть большое сердце.
- Зачем автор уточняет “зарыдавшей от жалости”?
Он добавляет детали к характеристике девочки. Раньше она плакала по пустякам, капризничала, а теперь причина ее слез иная – она в беде другого существа.
- Чем отличаются синонимы “плакать – рыдать?”
Случайно ли И. Северянин начинает стихотворение
словом “плакала”, а завершает глагольной формой
“зарыдавшей”?
Плакать – проливать слезы иногда по пустякам, а рыдать – это громко плакать, судорожно, не успокаиваясь. Слёзы слезам рознь. Мы ещё не знаем причину слёз девочки, поэтому автор использует слово “плакать”, то есть нейтральный глагол. Да и отец воспринимает ее плач как очередной каприз. А в конце стихотворения мы поняли истинную глубокую причину слез девочки, вызванную трагедией, разыгравшейся в парке.
- Как бы вы определили тему этого стихотворения?
Это стихотворение о взрослых и детях, о непонимании взрослыми своих детей и о том, что одна минута может изменить представление о человеке. Надо уметь сочувствовать всему живому. Самое важное качество в человеке - чувство милосердия.
4. Творческая работа. Напишите, какие чувства вызвало у вас стихотворение, о чем заставило задуматься.