Цели:
1) обучающие:
– расширить представления учащихся о Библии
(Ветхом Завете) как о религиозном, историческом,
нравственном и эстетическом источнике;
– познакомить с библейскими традициями в
литературе, музыке, живописи, отзвуками
библейских историй в русской фразеологии.
2) развивающие:
– развить умение делать обобщающие выводы,
применять имеющиеся знания о Библии в новой
(проблемной) ситуации;
– использовать связную речь для выражения своих
мыслей;
– умение оценивать, регулировать и
контролировать свою деятельность в ходе
групповой работы;
3) воспитывающая:
– воспитывать нравственные ценности в детях,
опираясь на мир историй Ветхого Завета;
– воспитывать эстетические взгляды, чувство
прекрасного, используя произведения искусства.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Используемый метод: частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Оборудование: магнитофон, экран, проектор, мультимедийные слайды; аудиозапись Ж. Массне “Размышление” (из оперы “Таис”), И. С. Бах /Ш. Гунно “Аве, Мария”, И. С. Бах “Мелодия на струне соль”, карточки с заданиями группам.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово, мотивация, целеполагание.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы работаете в 4-х группах, в каждой из которых есть свой координатор. Я очень надеюсь на вашу помощь, координаторы: вы оцените работу своих товарищей в группе, выставив им отметки в конце урока, вам отводится главная роль в координировании деятельности ребят вашей группы.
Я надеюсь на помощь других ребят, активность и достойные ответы которых будут поощряться жетонами, заработанными в копилку группы. Итак…
На фоне музыки Ж. Массне “Размышление”.
Земля, дом, гостеприимная, жестокая… в далеком прошлом люди вынуждены были сталкиваться с событиями, превышающими возможность их понимания и возможность их влияния,
Боги ветра, дождя, любви, войны, много богов… а потом каких-то 4 тыс. лет назад появляется новая идея – единого Бога. Было слово, которое передавалось из уст в уста, из поколение в поколение в походных шатрах и на привалах, в храмах и дворцах древних городов, но чаще у пастушьего костра, в долине неширокой живописной реки, вроде Иордана. Слово это передавали из года в год, из столетия в столетие, пока не вписали в священную книгу – Библию.
Размышляя над тем, каким быть сегодняшнему уроку, я встретилась со множеством мнений насчет Библии. Вот 2 из них (на доске записаны 2 высказывания: Н. Шишакова и З. Косидовского, которые читает учитель): это слова литературоведа Н. Шишакова и писателя, исследователя Библии З. Косидовского:
Священное писание никому не нужно: это духовная
отрава, сплетение первобытного невежества,
грубых суеверий и жестокого насилия над совестью
человеческой.
Н. Шишаков.
К нашему удивлению, мы обнаружили, что Библия
является одним из шедевров мировой литературы,
произведением реалистическим, в котором бурлит и
хлещет через край настоящая жизнь.
З. Косидовский.
– Какое из мнений вам ближе? Почему?
– Есть ли у кого-то свое особое мнение? Какое?
– Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Обсудите варианты темы урока в группах. (После обсуждения группы предлагают свои формулировки, вместе выбираем наиболее емкую, точную, понравившуюся большинству учащихся тему. Ориентировочная формулировка темы урока: Нужно ли изучать Библию?). Тема урока записывается на доске и в тетрадях.
– Как вы думаете, исходя из темы нашего урока, что мы должны понять, осмыслить на сегодняшнем уроке? Каковы будут его цели?
(Ответы учащихся).
– Итак, говоря словами из Библии,
Просите, и дано будет вам,
Ищите, и найдете,
Стучите, и отворят вам;
Ибо всякий просящий получает,
И ищущий находит,
И стучащему отворят.
Евангелие от Матфея, 7.7 – 8
III. Восприятие, осмысление, осознание.
а) Разминка.
– Итак, первая страничка нашего урока – разминка. Вопросы, которые я буду задавать и ваши ответы на них помогут понять, что вы запомнили, читая библейские истории Ветхого Завета, чем себя обогатили. (За правильные ответы учащиеся получают жетоны).
1. Из каких книг состоит Библия? Почему она распадается на такие части? (Ветхий Завет (жизнь еврейского народа до рождения Христа) и Новый Завет (рождение, жизнь и смерть Иисуса Христа)).
2. Что означает слово “Библия”? (Книга, свиток)
3. Сколько книг понадобилось Богу для сотворения мира? (Шесть)
4. В чем заключалась сила Самсона? (В волосах)
5. Кто были первые люди и что означают их имена? (Адам (человек) и Ева (жизнь))
6. Как Бог проверил преданность Адама?
7. В чем заключалась миссия Моисея?
8. Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой? (Иудаизм, христианство)
б) – Да, Библия – это прежде всего религиозное произведение. Как вы думаете, зачем оно написано?
– Какие законы, заповеди провозглашаются в Библии?
- Бог для всех один.
- Не поклоняйся идолам.
- Не произноси имя Бога всуе.
- Шесть дней работай, один отдыхай.
- Люби отца и мать своих.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не доноси и не лги.
- Не завидуй.
– Какие из этих законов являются общечеловеческими, независимо от того, верит человек или нет?
– Почему мы называем эти законы общечеловеческими?
– Какой первый вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем ее изучать? (Библия – источник добра, нравственности, это своеобразный Ноев ковчег для тех, кто разочарован, неуверен, пал духом)
в) – Кстати, Ноев ковчег – как называется такое крылатое выражение в языкознании? (Фразеологизм)
– Крылатые выражения – так называется наша следующая страничка.
Задание группам: на карточках, которые я вам раздам, записаны разрозненные слова. Соберите их вместе так, чтобы получились устойчивые выражения (фразеологизмы). Дайте им современное толкование и объясните их происхождение. (Фразеологизмы на слайде появляются после ответов представителей групп)
Фразеологизмы:
- Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха.
- Валаамова ослица (Числа, 22, 27 – 28): молчаливый и покорный человек, неожиданно запротестовавший.
- Валтасаров пир (кн. Даниила): веселая, легкомысленная жизнь во время какого – либо бедствия.
- Запретный плод (Бытие, 2, 16 – 17): что – либо желанное, но запретное.
- Иерихонская труба (Бытие,2, 16 – 17): громкий, трубный голос.
- Содом и Гоморра (Бытие): распущенность, беспорядок, шум, суматоха.
- Соломоново решение (Третья книга Царств,3 , 16 – 18): суд мудрый и скорый.
- Ноев ковчег (Бытие, 6 – 7): средство спасения.
- Змей-искуситель (Бытие)
- Всякой твари по паре (Бытие): смешанный, пестрый состав группы людей.
- Фиговый листок (Бытие): лицемерное прикрытие чего – либо постыдного, лицемерная маскировка подлинных намерений.
- Каинова печать (Бытие)
Ответы групп.
– Составьте устно предложения с одним из фразеологизмов.
– Какой еще вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем нужно ее изучать? (Библия – источник многих выражений, которые обогащают наш язык, служат для создания выразительности).
2) Дифференцированная работа в группах
– Мы продолжаем расширять ваши представления о Ветхом Завете Библии, и следующий этап урока – работа в группах с разными заданиями.
Цель ее – понять значение Библии в разных областях человеческой жизни: музыке, литературе, живописи, скульптуре, истории.
Задание группе № 1.
Задание группе № 2
- Прочтите отрывки из стихотворений. О каком эпизоде из Библии идет речь в каждом из них?
- Чему учит нас каждая Библейская история, рассказанная вами?
1. Певец – Давид был ростом мал,
Но повалили же Голиафа,
Который был и генерал,
И, побожусь, не ниже графа.
(А. С. Пушкин)
(Учит силе воли, любви к Родине, вере в свой народ, Любовь и вера делают людей сильными).
2. О, зачем тебя назвали Даниилом?
Все мне снится,
Что тебя терзают львы.
(М. Цветаева)
(Сила воли, вера в свои идеалы и принципы, личное мужество, мудрость)
3. Отравлен хлеб,
И воздух выпит,
Как трудно раны
Врачевать.
Иосиф, проданный
в Египет,
Не мог сильнее тосковать.
(О. Э. Мандельштам)
(Умение прощать, работать честно и усердно, добиваться успехов через свой труд)
Задание группе №3:
- Рассмотрите репродукции картин и скульптуры.
Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.
- Опишите устно, составив связный рассказ. Одну из картин /скульптур.
Использованные картины / скульптуры:
- Рембрандт “Жертвоприношение Авраама”;
- Н. Пуссен “Танец вокруг золотого тельца”;
- Дюрер “Адам и Ева”;
- Микеланджело “Моисей”;
- Караваджо “Давид с головой Голиафа”
Задание группе №4:
- Вслушайтесь в звучную мелодию. Кому посвящено это произведение?
- Какая картина представляется вам? Опишите свои мысли и чувства, возникающие у вас при звучании этого произведения. (И. С. Бах / Ш. Гунно “Аве, Мария”
Группы работают, в это время звучит произведение И. С. Баха / Гунно “Аве, Мария”.
д) Ответы представителей групп.
- Библия и история “Неужели они могут быть связаны? Может быть, Библия – это лишь сказка, собрание мифов?
- Ответ группы №1.
Выводы.
– Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины.
Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.)
Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.
- Библейские истории нашли свое отражение и в литературе, произведениях многих писателей и поэтов. Библия была настольной книгой многих из них.
- Ответ группы № 2. Библейские отзвуки в литературе.
- Библейские истории, личности, о которых рассказывается на страницах Ветхого Завета, не могли оставить равнодушными художников, скульпторов. Произведений искусства, посвященных библейским сюжетам, великое множество. Здесь представлены лишь некоторые из них:
- Ответ представителей группы №3. Выводы. Названия картин и скульптур появляются на слайде после ответа представителей групп.
- И, конечно же, Библия – это источник вдохновения для музыкантов, композиторов. Одно из музыкальных произведений здесь звучало, а группа №4 готовила ответ на свое задание.
- Выступление группы №4. Выводы(зачем изучать Библию?)
Выводы (Зачем нужно изучать Библию? Многие произведения литературы были бы для нас непонятны, если бы мы не знали библейских сюжетов).
- Подведение итогов, выводы
- Подсчет жетонов. Итоги.
- Домашние задание: сочинение “Зачем нужно изучать Библию?”
– Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета, лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке?
О чем вы раньше не думали, а сегодня это произошло?
– Я хочу вернуться к началу нашего урока, к нашей теме и спросить: нужно ли изучать Библию? Зачем?
– У этой темы может быть продолжение: кого- то заинтересовали библейские традиции в искусстве, кто-то хочет побольше узнать о связи исторических событий и Библии, кого-то не оставила равнодушной работа с фразеологизмами, имеющими библейское происхождение. Все эти грани изучения Библии могут стать темами ваших будущих проектов; если у вас появится такое желание – обращайтесь ко мне за помощью, советом консультацией.
– Ну, а если говорить обо мне, то для меня Библия (на экране появляется картина С. Дали, звучит музыка И. С. Баха “Мелодия на струне соль”) – это источник многих размышлений: что есть добро и зло, милосердие и сострадание.
Посмотрите на эту картину испанского художника С. Дали, почти нашего современника: она тоже источник размышлений. Это взгляд на мир и человечество глазами того, в ком воплотилась извечная мечта людей о совершенном человеке, несущем миру добро и свет, милосердие и сострадание; мечта, распятая ими же на кресте.
И я задаю себе еще и еще раз вопрос: кто ты, человек; одаренный Богом ли, Природой, благодатью и убивающий себе подобного?
Кто ты: венец природы или малая его песчинка?
Но это уже совсем другая история, которая ждет нас впереди на страницах Нового Завета.
Оценка работы групп и отдельных учащихся.
Используемая литература: