В качестве основной задачи деятельности педагогических коллективов выдвигается формирование ключевых компетенций учащихся. Одной из таких компетенций является грамотность чтения.
Большую помощь в формировании грамотности чтения могут оказать логические схемы, которые составляются в течение урока в процессе анализа произведения. Составление схемы – работа вспомогательного характера; она тесно связана с другими видами работ так, чтобы ученик чувствовал практическую пользу логической схемы.
Основная цель применения данной методики – повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение в нём стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать текст, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Цели:
1. Расширение представлений учащихся о юмористических рассказах А.П. Чехова.
2. Формирование навыков комплексного анализа произведений малой прозы для подготовки к выразительному чтению рассказа по ролям.
3. Воспитание чувства собственного достоинства.
Опорные знания:
Виды работ: ответы на вопросы, раскрывающие знания и понимание текста рассказа; отработка пошаговых умений составления логической схемы вместе с учителем, установочная работа (установочные реплики), построение устных и письменных высказываний, выражение отношения к прочитанному.
Тип урока: усвоение содержания произведения, прочитанного самостоятельно.
Вид урока: урок – лабораторная работа.
Метод преподавания: побуждающий, репродуктивный.
Метод учения: инструктивно-поисковый, исполнительский.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Актуализация знаний учащихся. Сегодня мы продолжаем работу над произведениями А.П. Чехова. У нас урок внеклассного чтения. На прошлом уроке мы прочитали рассказ А.П. Чехова «Хирургия», смеялись над его героями, узнали, что такое юмор. Давайте вспомним, что это такое? | Учащиеся отвечают. Юмор – добрый и весёлый смех |
Что было смешного в рассказе «Хирургия»? | Учащиеся вспоминают. Фамилии и имена персонажей. Смешная ситуация: фельдшер Курятин взялся удалять зубы, изображая из себя доктора, строил из себя умельца, не имея представления, как правильно это делать. Говорил много и долго о том, как сложно вырвать зуб, а он сумеет это сделать. В результате больному не помог, а сделал ещё хуже |
Слово учителя о целях урока. К сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы должны были прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Сегодня на уроке каждый из вас самостоятельно в процессе работы над содержанием рассказа составит схему развития сюжета, чтобы понять, над чем смеётся Чехов в этом рассказе. Напоминаю, что в круг заносим героев, а действия, события, детали обозначаем прямоугольниками. В конце урока мы проверим ваши схемы и сопоставим со схемой учителя | Дети в тетрадях записывают тему урока |
Анализ рассказа. 1. Почему рассказ называется «Толстый и тонкий»? Начинаем вычерчивать схему. Занесите в неё героев |
Учащиеся отвечают: Они главные герои рассказа. Дети самостоятельно составляют схему |
2. С чего начинается рассказ Чехова «Толстый и тонкий»? | С неожиданной встречи двух друзей детства на вокзале |
3. Какие чувства они испытали при встрече? Какой оказалась встреча? Обозначьте это событие в схеме | Ответ учащихся. Радостная. Сюрприз. Дети самостоятельно заносят эпизод в схему |
4. Что мы узнаём о главных героях рассказа? Занесите их в схему | Учащиеся находят в тексте. Толстый занимает высокое положение – тайный советник, тонкий – низкий чин (коллежский асессор). Заносят это в схему |
5. Как ведёт себя тонкий, узнав о положении бывшего одноклассника? Какими деталями Чехов это подчёркивает? Прочитайте. Занесите в схему для характеристики поведения тонкого | Учащиеся зачитывают глаголы, характеризующие поведение тонкого: побледнел, окаменел, лицо искривилось широчайшей улыбкой, съёжился, сгорбился, сузился, вся семья сузилась. Учащиеся заносят это в схему |
6. Как ведёт себя толстый, увидев реакцию своего одноклассника? Прочитайте. Занесите в схему |
Учащиеся зачитывают поведение толстого: поморщился, к чему это чинопочитание. Заносят это в схему |
7. Какие чувства отразились на лице тонкого и почему? Прочитайте. Занесите в схему | Учащиеся находят в тексте и читают: на лице благоговение, сладость, кислота. Заносят это в схему |
8. Как отреагировал на это толстый и почему? Занесите в схему | Учащиеся находят в тексте и читают: хотел возразить, но стошнило. Заносят это в схему |
9. Чем закончилась радостная встреча бывших друзей детства? Прочитайте. Занесите в схему | Учащиеся находят в тексте и читают: толстый отвернулся от тонкого, подал ему на прощание руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец. Бывшие друзья детства расстались |
10. Сделаем вывод: что высмеивает Чехов? | Ответ учащихся. Низкопоклонство, угодничество |
Визуальная проверка схем учителем. Отбор лучших схем. Сравнивание со схемой, составленной учителем. (См. приложение) | Учащиеся сравнивают свои схемы со схемой учителя и вносят поправки |
Выразительное чтение рассказа по ролям. Цель: через чтение передать состояние героев, их чувства и отношение друг к другу | Учащиеся читают по ролям рассказ |
Д/з: сочинение-миниатюра «О чём меня заставили задуматься рассказы А.П. Чехова» |