Цели урока:
- Обобщить знания учащихся об эпическом произведении, в частности, о жанре романа; обучать вдумчивому, аналитическому чтению (активному чтению), закреплять навык творческого осмысления прочитанного; обучать составлению отзыва о прочитанном.
- Развивать воображение, творческую фантазию учащихся, монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой, с Интернетом; развивать умение работать в группе
- Поднять интерес к чтению романов знаменитых авторов, воспитывать любовь к чтению, к классической литературе
Оборудование:
- Выставка книг “Мировые знаменитости” (романы Г.Уэллса, Ж.Верна, А.Дюма, А.Беляева, М.Рида и др.)
- Художественный фильм “Д, Артаньян и три мушкетёра”
- Слайды к выступлениям учащихся
- Отзывы или эссе о прочитанном романе
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
II. Актуализация знаний.
Опрос по главе “Эпические произведения”
Беседа по вопросам (фронтально).
- Назовите отличительные признаки эпического произведения.
- Что является главной темой эпических произведений?
- Что представляет собой герой эпического произведения?
- Назовите эпические жанры, приведите примеры.
- Назовите основные черты больших эпических форм.
- Что можете добавить о жанре романа?
- Какие романы вы знаете? Читали?
III. Презентация романов, прочитанных ребятами
Форма работы: групповая (по 3-4 человека)
Предварительно каждой группе предложен примерный план выступления:
- Слово об авторе и его романе.
- Определить вид романа (приключенческий, авантюрный, исторический, научно-фантастический, детективный), назвать характерные признаки романа.
- Определить систему образов: главные и второстепенные, положительные и отрицательные. Отношение автора к героям, ваше отношение к главному герою.
- Назвать понравившиеся эпизоды, аргументировать. Какие черты характера проявляют герои в них?
- Ваше мнение о прочитанном и ваши рекомендации.
Обязательное условие работы в группе: каждый член группы прочитывает выбранный роман и выступает во время презентации, выступление группы длится до 15 минут
В презентации можно использовать слайды, просмотр 1-2 эпизодов из фильма, выразительное чтение, инсценирование эпизодов, написание отзыва.
1) Выступление первой группы. Презентация романа Г. Уэллса “Человек-невидимка”. Ребята используют во время рассказа слайды.
В заключении выступления зачитывается отзыв ученицы.
“Я прочитала книгу Г.Уэллса “Человек – невидимка” на одном дыхании.
Книга очень понравилась. Читая её, было интересно узнать, что же произойдёт с главным героем сегодня. В этой книге очень интересный и захватывающий сюжет. Мне хотелось узнать ответы на все вопросы: почему же Гриффин стал невидимым, ради чего совершён такой поступок и почему герой стал жестоким, способным на убийство невинных людей. В книге много тайн и загадок.
Гриффин – сложный герой. Он совершает научный поступок и одержим жаждой власти. Гриффин – порождение мещанской среды и её жертва. Такой непростой образ создал писатель. Я советую всем, кто любит тайны и фантастику, прочитать эту книгу.”
2) Выступление второй группы – презентация романа А. Дюма “Три мушкетёра”
Группа выступает со следующим сообщением.
- Слово о писателе, о создании романа, его исторической основе
- Знакомство с книгами А. Дюма (приготовленная выставка)
- Фольклорные традиции в создании характеров героев(гипербола, противопоставление). Сходство со сказкой(борьба добра и зла, добро всегда побеждает, герои совершают немыслимые подвиги и возвращаются с победой, герои делятся на положительных и отрицательных)
- Демонстрация любимых эпизодов из художественного фильма “Д*Артаньян и три мушкетёра” (“Дуэль будущих друзей”, “Возвращение подвесок Анне Австрийской”). После просмотра называются основные черты Д’Артаньян и его друзей.
- Тест по содержанию романа (фильма).
Примерные вопросы:
- С кем первым назначил дуэль Д'Артаньян (Портосом, Атосом, Арамисом)
- Король в романе – это (Людовик XI, Людовик XIV, Людовик XIII)
- Главным художественным приёмом построения сюжета является (параллелизм, интрига, антитеза)
- Автор сочувствует (Ришелье, Анне Австрийской, королю)
- Мне нравятся мушкетёры, потому что (они выражают благородство дворянства, королевы, общечеловеческие нравственные идеалы
- Автор создаёт художественный мир романа (фантастикой, жизнеподобием, сочетанием того и другого
3) Выступление третьей группы. Презентация романа А. Беляева “Остров погибших кораблей”
Учащиеся используют слайды, рассказывая о романе.
Учащиеся предлагают кроссворд по роману.
Ученик зачитывает приготовленное дома эссе.
“Буквально на днях я закончил читать книгу "Остров Погибших Кораблей", написанную Александром Беляевым.
Когда я её прочитал, мне стало грустно; потому что я расстался со своим другом, познакомившим меня с удивительным миром – миром морских приключений. С другой стороны – я рад. Рад, потому что я познакомился с новыми героями и получил массу интересных впечатлений.
К счастью, хорошие книги, как и хорошие друзья не забываются, а , наоборот, надолго остаются в наших сердцах”
4) Выступление четвёртой группы Презентация романа Ж. Верна “Двадцать тысяч лье под водой”
Рассказ о писателе и его книге с использованием слайдов.
Ученик из группы зачитывает несуществующий, написанный ребятами конец романа – описание спасения “Наутилуса” из морских глубин: Немо многое осмыслил; оставшись верным своему кредо, стал правозащитником на земле, сделал много доброго и справедливого, а главное, написал эту книгу “Двадцать тысяч лье под водой”
Отзыв группы о книге.
“Книга Жюля Верна “Двадцать тысяч лье под водой” очень захватывающая.
Герои этой книги умные, отважные, смелые и на них нужно равняться. Также эта книга интересна тем, что автор пытался описать всю Землю. Интересны были мысли и идеи Ж. Верна, воображавшего, фантазировавшего о разной технике. И должен добавить, что некоторая техника появилась на самом дел! Также в книге много интересных случаев и ситуаций, в которых героям нужно было проявить решительность, твёрдость и настойчивость и не растеряться в трудную минуту.
В общем, книга интересная, захватывающая, и я рекомендую всем моим сверстникам её прочитать.”
IV. Заключительное слово учителя
Ребята, в течение двух уроков мы с вами побывали с бесстрашными мушкетёрами на дуэли, в монастыре и на придворном балу; опускались на дно морских глубин вместе с мужественным, свободолюбивым капитаном Немо; с замиранием сердца следили за проделками, почти мистическими, Человека-Невидимки; разгадывали тайны острова Погибших кораблей. Это мир великих книг, знаменитых романов. Удовольствие вы получите, прочитав и другие книги, представленные на нашей выставке.
Учитель даёт аннотации к выставочным книгам М. Рида, А. Дюма, Ж. Верна, А. Толстого, В. Каверина, Д. Лондона, В. Астафьева и других авторов.
V. Итог урока. Рефлексия.
Мне понравилось…
Я узнал…
Мне было интересно…
Захотелось прочитать…
Мой выбор – роман…
VI. Домашнее задание: Отзыв от каждой группы о прочитанной книге передать в редакцию школьной газеты; прочитать один из романов, приготовить письменный отзыв по данному плану.