Урок литературы в 6-м классе "Наш выбор – знаменитые романы"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся об эпическом произведении, в частности, о жанре романа; обучать вдумчивому, аналитическому чтению (активному чтению), закреплять навык творческого осмысления прочитанного; обучать составлению отзыва о прочитанном.
  2. Развивать воображение, творческую фантазию учащихся, монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой, с Интернетом; развивать умение работать в группе
  3. Поднять интерес к чтению романов знаменитых авторов, воспитывать любовь к чтению, к классической литературе

Оборудование:

  1. Выставка книг “Мировые знаменитости” (романы Г.Уэллса, Ж.Верна, А.Дюма, А.Беляева, М.Рида и др.)
  2. Художественный фильм “Д, Артаньян и три мушкетёра”
  3. Слайды к выступлениям учащихся
  4. Отзывы или эссе о прочитанном романе

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

II. Актуализация знаний.

Опрос по главе “Эпические произведения”

Беседа по вопросам (фронтально).

  1. Назовите отличительные признаки эпического произведения.
  2. Что является главной темой эпических произведений?
  3. Что представляет собой герой эпического произведения?
  4. Назовите эпические жанры, приведите примеры.
  5. Назовите основные черты больших эпических форм.
  6. Что можете добавить о жанре романа?
  7. Какие романы вы знаете? Читали?

III. Презентация романов, прочитанных ребятами

Форма работы: групповая (по 3-4 человека)

Предварительно каждой группе предложен примерный план выступления:

  1. Слово об авторе и его романе.
  2. Определить вид романа (приключенческий, авантюрный, исторический, научно-фантастический, детективный), назвать характерные признаки романа.
  3. Определить систему образов: главные и второстепенные, положительные и отрицательные. Отношение автора к героям, ваше отношение к главному герою.
  4. Назвать понравившиеся эпизоды, аргументировать. Какие черты характера проявляют герои в них?
  5. Ваше мнение о прочитанном и ваши рекомендации.

Обязательное условие работы в группе: каждый член группы прочитывает выбранный роман и выступает во время презентации, выступление группы длится до 15 минут

В презентации можно использовать слайды, просмотр 1-2 эпизодов из фильма, выразительное чтение, инсценирование эпизодов, написание отзыва.

1) Выступление первой группы. Презентация романа Г. Уэллса “Человек-невидимка”. Ребята используют во время рассказа слайды.

Приложение №1

В заключении выступления зачитывается отзыв ученицы.

“Я прочитала книгу Г.Уэллса “Человек – невидимка” на одном дыхании.

Книга очень понравилась. Читая её, было интересно узнать, что же произойдёт с главным героем сегодня. В этой книге очень интересный и захватывающий сюжет. Мне хотелось узнать ответы на все вопросы: почему же Гриффин стал невидимым, ради чего совершён такой поступок и почему герой стал жестоким, способным на убийство невинных людей. В книге много тайн и загадок.

Гриффин – сложный герой. Он совершает научный поступок и одержим жаждой власти. Гриффин – порождение мещанской среды и её жертва. Такой непростой образ создал писатель. Я советую всем, кто любит тайны и фантастику, прочитать эту книгу.”

2) Выступление второй группы – презентация романа А. Дюма “Три мушкетёра”

Группа выступает со следующим сообщением.

  • Слово о писателе, о создании романа, его исторической основе
  • Знакомство с книгами А. Дюма (приготовленная выставка)
  • Фольклорные традиции в создании характеров героев(гипербола, противопоставление). Сходство со сказкой(борьба добра и зла, добро всегда побеждает, герои совершают немыслимые подвиги и возвращаются с победой, герои делятся на положительных и отрицательных)
  • Демонстрация любимых эпизодов из художественного фильма “Д*Артаньян и три мушкетёра” (“Дуэль будущих друзей”, “Возвращение подвесок Анне Австрийской”). После просмотра называются основные черты Д’Артаньян и его друзей.
  • Тест по содержанию романа (фильма).

Примерные вопросы:

  1. С кем первым назначил дуэль Д'Артаньян (Портосом, Атосом, Арамисом)
  2. Король в романе – это (Людовик XI, Людовик XIV, Людовик XIII)
  3. Главным художественным приёмом построения сюжета является (параллелизм, интрига, антитеза)
  4. Автор сочувствует (Ришелье, Анне Австрийской, королю)
  5. Мне нравятся мушкетёры, потому что (они выражают благородство дворянства, королевы, общечеловеческие нравственные идеалы
  6. Автор создаёт художественный мир романа (фантастикой, жизнеподобием, сочетанием того и другого

3) Выступление третьей группы. Презентация романа А. Беляева “Остров погибших кораблей”

Учащиеся используют слайды, рассказывая о романе.

Учащиеся предлагают кроссворд по роману.

Приложение №2

Ученик зачитывает приготовленное дома эссе.

“Буквально на днях я закончил читать книгу "Остров Погибших Кораблей", написанную Александром Беляевым.

Когда я её прочитал, мне стало грустно; потому что я расстался со своим другом, познакомившим меня с удивительным миром – миром морских приключений. С другой стороны – я рад. Рад, потому что я познакомился с новыми героями и получил массу интересных впечатлений.

К счастью, хорошие книги, как и хорошие друзья не забываются, а , наоборот, надолго остаются в наших сердцах”

4) Выступление четвёртой группы Презентация романа Ж. Верна “Двадцать тысяч лье под водой”

Рассказ о писателе и его книге с использованием слайдов.

Приложение №3

Ученик из группы зачитывает несуществующий, написанный ребятами конец романа – описание спасения “Наутилуса” из морских глубин: Немо многое осмыслил; оставшись верным своему кредо, стал правозащитником на земле, сделал много доброго и справедливого, а главное, написал эту книгу “Двадцать тысяч лье под водой”

Отзыв группы о книге.

“Книга Жюля Верна “Двадцать тысяч лье под водой” очень захватывающая.

Герои этой книги умные, отважные, смелые и на них нужно равняться. Также эта книга интересна тем, что автор пытался описать всю Землю. Интересны были мысли и идеи Ж. Верна, воображавшего, фантазировавшего о разной технике. И должен добавить, что некоторая техника появилась на самом дел! Также в книге много интересных случаев и ситуаций, в которых героям нужно было проявить решительность, твёрдость и настойчивость и не растеряться в трудную минуту.

В общем, книга интересная, захватывающая, и я рекомендую всем моим сверстникам её прочитать.”

IV. Заключительное слово учителя

Ребята, в течение двух уроков мы с вами побывали с бесстрашными мушкетёрами на дуэли, в монастыре и на придворном балу; опускались на дно морских глубин вместе с мужественным, свободолюбивым капитаном Немо; с замиранием сердца следили за проделками, почти мистическими, Человека-Невидимки; разгадывали тайны острова Погибших кораблей. Это мир великих книг, знаменитых романов. Удовольствие вы получите, прочитав и другие книги, представленные на нашей выставке.

Учитель даёт аннотации к выставочным книгам М. Рида, А. Дюма, Ж. Верна, А. Толстого, В. Каверина, Д. Лондона, В. Астафьева и других авторов.

V. Итог урока. Рефлексия.

Мне понравилось…

Я узнал…

Мне было интересно…

Захотелось прочитать…

Мой выбор – роман…

VI. Домашнее задание: Отзыв от каждой группы о прочитанной книге передать в редакцию школьной газеты; прочитать один из романов, приготовить письменный отзыв по данному плану.