Цели:
- Познакомить учащихся с личностью писателя Б.Шергина и Его “Сказками о Шише”.
- Дать понятие о рифме.
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- Портрет Б.В.Шергина.
- Выставка книг писателя. Записи на доске:
- а) рифмы из стихотворений И.Бунина, К. Бальмонта, И.Северянина;
- б) “Допиши две строки”.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о писателе.
- Вы любите смеяться? А шутить? Сегодня мы познакомимся с героем, который очень любит шутить. Зовут его Шиш. А подарил нам этого героя удивительный писатель Борис Викторович Шергин.
(Обращение к портрету).
Шергин родился на исходе XIX века, в 1896 году, в г. Архангельске. Здесь прошли его детство, юность, молодость. Отец Бориса Викторовича – архангельский помор, корабел, певец и художник. И сам Борис Викторович был помором, корабелом, певцом и художником. Знаток северного русского фольклора: былин, сказок, песен – и не только знаток, но прекрасный исполнитель, настоящий артист (когда начинал рассказывать – смешную историю, печальную повесть – или петь русские былины, слушатели боялись проронить слово).
Только одним отличался Борис Викторович от отца – был замечательным писателем. Много рассказов и сказок написал Шергин (обращение к выставке книг), в том числе и веселые, смешные “Сказки о Шише”. Эти сказки он слышал в Архангельске, а затем пересказал их. Они рассказаны языком не совсем обычным. В них встречаются непривычные для нашего уха архангельские слова. Но понять их не так уж трудно. Например, Борис Викторович говорит про Шиша: “Братья – мужики степенные, а он весь – как саврас без узды”.
Что же это за “саврас”? Саврасый – это лошадиная масть, светло – коричневая. Раньше лошадей такой масти частенько называли Савраска. А если нет у Савраски узды – значит он свободен, бегает, где хочет. Вот таким и был Шиш. А вот портрет Шиша: “... на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху”. (Словесный портрет иллюстрируется рисунком художника Костина).
“Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово”.
В самом имени Шиш – насмешка: шиит значит кукиш, ничего не получишь. Где Шиш, там жди потехи. Рано Шиш начал шуточки зашучивать. Везде поспевал.
II. Знакомство со “Сказками о Шише”.
Проверка домашнего задания.
(В ходе знакомства со сказками
1. Чтение по ролям сказки “Наш пострел везде поспел” (5 учащихся).
2. Художественный пересказ сказки “Шиш и трактирщица” (1 учащийся).
Словарная работа:
- трактир – ресторан низшего разряда;
- трактирщица – хозяйка, содержательница трактира.
3. Художественный пересказ сказки “Шиш показывает барину нужду” (1 учащийся).
4. Инсценирование сказки “Шиш – сказочник” (5 учащихся).
- Какая сказка понравилась больше?
- Каким вы узнали Шиша? (Веселый, хитрый, находчивый, за словом в карман не полезет. Умел проучить).
- Кто из художников убедительнее, на ваш взгляд, показал характер Шиша?
6. Чтение по ролям сказки “Рифмы” (3 учащихся).
- Почему Шиш обсмеял дядьку – хорошего человека? Это единственная сказка, где Шиш осмеял хорошего человека. (Не мог остановиться – такой уж характер, и получил за это).
- Какой момент изображен на иллюстрации художника Костина?
- Удалось ли художнику передать настроение героев сказок? (Веселый Шиш и разгорячившийся дядька).
- Какой момент изображен на рисунке в вашем учебнике?
III. Понятие о рифме.
1. Что же такое рифма? Как об этом сказано у Шергина? (“так говорить, чтоб складно было”).
- Найдите определение рифмы в учебнике. Запишите его в тетрадь. (Рифмы – звуковые совпадения в конце строк).
- Не зря американский поэт Джон Чиарди и назвал рифмы “Похожие хвосты”, (перевод Романа Сефа).
Две птицы
Удивительных
Есть в ящике моем.
И если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц
Похожие хвосты.
Поймать
Таких смешных пичуг –
Весьма нелегкий труд.
Недаром люди
Умные
Их рифмами
Зовут.
... И вправду
Птицы шустрые
Из ящика большущего
Вдруг начали
Вытаскивать
Наверх
За словом слово.
Одна достала
Слово гвоздь
Другая сразу –
Гость и трость.
Одна достала
Слово грусть.
Другая фразу:
Ну и пусть!
Одна достала слово слон.
Другая –
Звон и телефон.
- Теперь, -
Сказали мне человек, -
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово кочка,
А я ответил: бочка.
И строчка, и сорочка.
И сразу два листочка,
И на прощанье точка.
... Мы с ним
Играли целый час
Похожими словами.
Теперь
Мы покидаем вас,
И вы играйте с нами.
Найдите рифмы в стихах сказки “Рифмы”. Где вы их будете искать?(В конце строк).
Рифмы – признак поэтической речи. Без рифмы нет поэзии.Игра “Угадай стихотворение по рифмам”.
ножка Яга крошках строга невидимка Кощею брусника улетают |
К.Бальмонт “У чудищ” |
в бору ароматом поутру палатам свет |
И.Бунин “Детство” |
краска прогрета сосна лета папочка |
И.Северянин “В парке плакала девочка” |
4. Чтобы сочинять стихи, надо научиться подбирать слова в рифму. Игра “Подскажи словечко”.
Д.Хармс “Очень-очень вкусный пирог”
Я захотел устроить бал, И я гостей к себе...
Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый...
Пирог, ножи и вилки тут — Но что-то гости...
Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту...
Когда же гости подошли, То даже крошек...
- Во многих загадках рифмуется отгадка.
Г. Сапгир “Бутерброд”
Чудак математик
В Германии жил,
Он хлеб с колбасой
Случайно сложил,
Затем результат
Положил себе в рот -
Вот так человек изобрел (бутерброд).
- А какие загадки нашли вы? (Проверка домашнего задания)
IV. Творческая работа.
- Научились подбирать рифму. Можно сочинять стихи?
- Легко ли это?
Вспомним стихотворение К.Бальмонта “Как я сочиняю стихи”. Стихи сочинять нелегко, но очень интересно. Это большой труд и большое удовольствие.
- Давайте попробуем овладеть шуточным стихом, о котором рассказал Шергин.
Игра “Допиши две строки”.
- В зоопарке бегемот
Проглотил ежа, и вот... - Вдоль реки бежит Аким,
Был Аким совсем сухим... - Сидит собака у столба
И утирает пот со лба... - В ручеек смотрит лось,
Удивляется небось: - Скоро прозвенит звонок,
И закончится урок...
V. Домашнее задание.
- Попробовать сочинить свои шуточные стихи (можно в качестве образца зачитать стихи из журнала “Трамвай”, № 10, 1990 г.);
- Оформить все сочиненное (в том числе и в классе) в сборник стихотворений.