Урок литературы в 5-м классе. Сказки о животных «Журавль и цапля», «Лиса и тетерев»

Разделы: Литература

Класс: 5

Ключевые слова: русские народные сказки, сказки о животных, «Журавль и цапля», «Лиса и тетерев»


Предмет: литература.

Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2021.

Класс: 5.

Название раздела: Устное народное творчество.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок чтения и изучения нового произведения).

Цель урока: формировать умение анализировать текст сказки о животных.

Задачи урока:

  • Выявить основные признаки (особенности) народных сказок о животных.
  • Анализировать предложенный текст сказок о животных. (выделить главную мысль сказки, композиционные особенности).
  • Аргументировать собственное мнение.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные: выявляет жанровые особенности сказки о животных, характеризует героев и их поступки.
  • личностные: проявляет эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, умеет вести диалог.
  • метапредметные: устанавливает закономерности поступков героев, учитывают разные мнения.

Формы организации учебной деятельности: парная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал (статья), мультфильм «Лиса и тетерев» (https://youtu.be/v5CXN5Ef38U), компьютер, интерактивная доска.

Ключевые слова урока: сказка, жанры сказок, особенности сказок о животных, характер персонажа, журавль, цапля, лиса, тетерев.

Ход урока

1.Организационный момент

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Посмотрите на слайд (Слайд 1), какие слова пропущены в начале высказываний?

… от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

…- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

…. - складка, а песня - быль.

- Как вы понимаете это высказывания?

- Как вы думаете, могли бы вы в нашем современном мире обойтись без сказок?

3. Сообщение темы урока. Целеполагание

Посмотрите на слайд и догадайтесь, о каких сказках мы будем говорить сегодня (На слайде иллюстрация к сказке «Журавль и цапля» и« Лиса и тетерев». К какому виду народных сказок они относятся? (Сказки о животных) (Слайд 2)

Исходя из темы урока попробуем сформулировать цель урока. (Слайд 3)

Какие задачи будут стоять перед нами на этом уроке? Посмотрите на слайд номер 4. Сформулируйте задачи на урок.

Задачи урока:

  • Выявить основные признаки (особенности) народных сказок о животных.
  • Проанализировать предложенные тексты сказок о животных.(выделить главную мысль сказки, композиционные особенности)
  • Научится аргументировать собственное мнение.

4. Актуализация опорных знаний

Каковы особенности сказок о животных?

Прочитайте статью (Слайд 5, 6) и заполните таблицу в парах (Слайд 7).

Сказки о животных имеют большое значение для воспитания.

Они поучительны и занимательны, поэтому их часто читают детям. Сказки о животных зародились в глубокой древности и на ранней стадии своего развития носили магический характер. С течением времени они утратили своё магическое значение и приблизились к небольшому поучительному рассказу. В сказках о животных затрагиваются вопросы морали, нравственности. Они учат справедливости, воспитывают чувство коллективизма, вызывают желание помочь слабому.

В сказках про животных обычно высмеиваются людские пороки, а поэтому животным присваиваются те или иные черты человеческого характера. Например: заяц - трус; Лиса - хитрая, плутоватая; Волк - злой; Медведь - силён, но неуклюж и не расторопен... и так далее.

Со временем эти черты в сознании людском запомнились и закрепились.

Сказки о животных обычно невелики по объёму, содержание их предельно просто, близко и понятно детям. В основе их лежит реальная действительность, элемент фантастики в них незначителен. Он проявляется в очеловечивании животных, которые не только говорят человеческим языком, но и действуют, как люди. Сюжет в сказках о животных развивается быстро. Композиция несложная.

Посмотрите на Слайд 8 для сверки с вашими записями в тетрадях.

Таблица «Особенности (признаки) сказок о животных»

Особенности (признаки) сказок о животных

Главные герои

Животные

Речевая характеристика.

Диалог. Разговорная речь.

Наличие/ отсутствие чудес.

Отсутствие чудес, волшебных помощников.

Особенности композиции

Есть зачин, присказка, концовка.
Сюжет можно сформулировать одной фразой.
Небольшие по объёму.

Другие особенности, дополнения

Поучительны, занимательны, учат справедливости.

5. Работа над темой урока

А теперь перейдём к анализу сказок. Дома вы прочитали сказку «Журавль и цапля».

1. Понравилась ли вам сказка? Чем? Что вам показалось в ней занятным?

2. О чём сказка «Журавль и цапля». Только ли о женитьбе эта сказка. (Главные герои слишком гордые, не готовы что-то менять в своей жизни в угоду другому. Дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях.

3. Какими человеческими качествами наделены журавль и цапля? Выберите и соотнесите качества, присущие людям, с героями сказки. (Высокомерие, доброта, зависть, ревность, эгоизм, сострадание, глупость, сила воли, упрямство) (Слайд 9) Цапля высокомерная и эгоистичная. Журавль - глупый и упрямый.

4. Почему у этой сказки такая странная концовка? Почему птицы до сих пор ходят свататься? Из-за упрямства, глупости и неумения вовремя ответить на чувства другого.

5. Чему учит эта сказка? Иногда стоит усмирить свою гордыню, иначе можно стать посмешищем. Любые сомнения могут привести в тупик, нужно обдуманно решать любой вопрос.

6. Используя информацию из таблицы «Особенности сказок о животных», сделайте вывод, какие из особенностей (признаков сказок о животных) есть в сказке «Журавль и цапля» (Диалог, отсутствие чудес, волшебных помощников, короткая по объёму...)

6. Физкультминутка

7. Работа над темой урока (продолжение)

Посмотрите мультфильм «Лиса и тетерев» и ответьте на вопросы (фронтальная беседа):

1. Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? Лиса притворилась глухой, она хотела, чтобы тетерев опустился на землю, тогда она сможет его поймать.

2. О каком указе говорила лиса? Указ, чтоб по всей земле мир был, чтобы звери друг друга не трогали.

3. Как вы думаете, поверил ли тетерев, что такой указ появился? Не поверил.

4. Какими человеческими качествами наделены тетерев и лиса? Тетерев сообразительный, лиса хитрая.

5. Чему учит эта сказка? Нельзя всему верить. Нужно проверять любую информацию.

Чем похожи сказки «Журавль и цапля» и «Лиса и тетерев»?

Главными героями в этих сказках являются животные, они действуют и разговаривают, как люди.

8. Подведение итогов урока

Сочиняя сказки о животных, люди получают возможность посмотреть на себя, своё поведение и поступки со стороны. Такие сказки учат детей тому, как нужно вести себя в разных жизненных ситуациях. Учат нас быть добрыми, не обидчивыми, уметь приходить к согласию, а также быть более внимательными.

9. Домашнее задание на выбор

(Слайд 10)

1. Иллюстрация к сказке «Журавль и цапля» или «Лиса и тетерев».

2. Письменный ответ на вопрос: Актуальны ли сказки «Журавль и цапля» и «Лиса и тетерев» сегодня? (Обоснуй свой ответ. Дайте связный ответ в 3-5-х предложениях).

10. Рефлексия

(Слайд 11)

Ответьте на вопросы:

1. Вам больше нравятся волшебные сказки или сказки о животных? Почему?

2. Каковы особенности сказок о животных?

3. Что необычного вы узнали на уроке?