Обществу нужны люди, обладающие такими личностными качествами, как активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества можно развить в процессе самостоятельной учебной деятельности на уроках, поэтому в своей работе считаю важным системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию учащихся, организацию их сотрудничества в процессе обучения. В связи с этим я ставлю перед собой задачи:
- формирование опыта самостоятельности учащихся через овладение ими навыка самостоятельного получения знаний, - создание системы уроков, на которых учащиеся включены в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм самостоятельной работы.
Именно это стало основой при разработке урока по теме “Человек и природа”.
Цели урока:
1. Обучающие: формирование у учащихся:
а) способности вычленять главное в том или ином вопросе;
б) умения пользоваться имеющимися знаниями.
2. Развивающие: привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений человека и природы, дать возможность оценить свою деятельность во благо родины и природы.
Воспитывающие: воспитывать бережное, “человечное” отношение к окружающему миру.
Метод обучения – проблемный.
Тип урока – урок развития речи.
Организационные формы:
- беседа
- самостоятельная работа
- анализ произведений
Средства обучения:
- компьютер
- видеопроектор
- магнитофон
- “подборки” стихов
Оборудование на столах учащихся – “подборки” стихов
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения.
Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя…
Может, ими и манит
Человека земля?
Иль березкой кудрявой,
Не скупой на слова?
Или явором?
Явор – всем лесам голова!
Иль плясуньей-калинкой,
Что сережкой трясет?
Или первой былинкой,
Пробивающей лед?
Что ж, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю – всем!
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем не грибным.
Первой звонкой капелью
И росой на листах,
Соловьиною трелью
В соловьиных кустах.
И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами –
Чуть о них не забыл!..
Манят волею реки
И раздольем поля…
Не обманет вовеки
Человека земля!
Я не случайно начала урок именно со стихотворения. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали сами сформулировать тему нашего урока.
Да, мы все живем на Земле! И наш долг – быть заботливыми, рачительными хозяевами нашей прекрасной планеты. Человек и природа – тема древняя и всегда новая. Человек и природа – тема нашего сегодняшнего урока.
Мы будем говорить о природе вообще и о взаимоотношениях человека и природы в частности.
Оргмомент – дети записывают в тетради число, тему урока и эпиграф:
Прости, Земля, мы ведь еще растем.
Своих детей прости за все, за все!
Поверь, Земля, люди найдут пути
Спасти тебя, себя спасти…
Звучит песня “Как прекрасен этот мир”, на ее фоне – видеоряд, показывающий красоту окружающей нас природы - (Приложение – 1, 24 слайда)
Да, окружающий нас мир прекрасен. Не случайно к теме природы так часто обращаются писатели и поэты. Послушайте, какой увидел обыкновенную черемуху писатель Соколов-Микитов:
“На опушках лесов, по берегам рек и ручьев прежде всего распускается и цветет черемуха.
Это очень приятное, зеленое и веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весною, когда пахучие белые цветы сплошь его покрывают, даже смеется. Любуясь на цветущую черемуху, сам невольно начинаешь улыбаться”.
Перед вами лежат конверты. Разложите на парте их содержимое. Посмотрите: произошло чудо – на улице почти зима, а у нас зацвели цветы. К тому же, эти цветы не простые. Переверните их и увидите, что каждое из них принесло с собой одно, а то и несколько стихотворений. Выберите одно из них и прочитайте его выразительно. Объясните свой выбор.
В каждом стихотворении мы видим удивительную красоту природы. А как авторы показывают эту красоту?
Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства?
Словарная работа: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение
Проанализируем несколько стихотворений (с записями в тетрадях) – Ф. Тютчев “Чародейкою Зимою…”
(В это время один ученик у доски работает со стихотворением С. Есенина “Пороша” - найти изобразительно-выразительные средства)
- Среди этих стихов есть одно – без названия и без указания автора. Прочитаем его. Определите, о каком цветке здесь идет речь. Как вы это узнали?
(Работа с иллюстрацией)
А теперь попробуйте сами сочинить небольшое стихотворение по данным рифмам – можно работать индивидуально и группами:
Тает
Земли
Расцветает
Журавли
А вот оригинал - стихотворение А.Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…”
Природа не только дает нам возможность полюбоваться ее красотой, но и помогает набраться сил.
Звучит чей-то смех.
Кто это так заразительно смеется? Да это же гриб-боровик! (Показывает мягкую звуковую игрушку) Он пришел к нам неслучайно. Хочет предложить отдохнуть вместе с ним.
Физкультминутка
Итак, мы увидели, как прекрасна природа. Но всегда ли мы бережем эту красоту? Всегда ли платим добром за то добро и заботу, которые проявляет по отношению к нам планета Земля?
Об этом говорят и поэты.
Звучат стихи А. Викулова и Г. Горбовского.
Показ слайдов (Приложение – 2 – 2 слайда, Приложение – 3 – 1 слайд)
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла
Негромкая…
Но мы ее любили, дети…
Она ведь первая была для нас,
И значит лучшая на свете.
Сейчас в ней всякий хлам и ржавь,
И слизь зеленая,
И хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились. (С. Викулов)
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию отчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушел, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила.
И что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек…злодей, злодей! (Г. Горбовский)
Действительно, отношение человека к природе не всегда можно назвать правильным: человек пользуется щедростью природы, ничего не давая ей взамен. А ведь это несправедливо. Исчезают с лица земли растения, меньше становится животных и птиц. Пройдет какое-то время, и о том, что они были на нашей планете, мы узнаем только из…?
Знакомство с Красной Книгой растений и животных Республики Марий Эл
Ученик читает отрывок из стихотворения “Берегите Землю”:
Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите Землю, берегите!
Я хочу сказать, что мало просто делать добро, надо искать случая его сделать. Кто ищет этого случая, тот всегда найдет его.
Природа – наше богатство, и не случайно писатель М. Пришвин обратился к вам, детям, с такими словами: “Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – значит охранять Родину”. (Приложение – 4 – 1 слайд)
Я надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, не просто останется в вашей памяти, но заставит каждого из вас задуматься о своих взаимоотношениях с природой. (Приложение – 5 - 2 слайда) Пусть эти слова французского писателя А. де Сент-Экзюпери станут для вас основой жизни. А я от вашего имени и от себя лично хочу попросить у природы, у всей планеты Земля прощения за наше, иногда бездушное, к ней отношение. (Читается эпиграф к уроку)
Звучит песня “Прости, Земля”
Как вы думаете, за что мы должны просить у земли прощение?
В песне еще говорится о том, что “Люди найдут пути спасти тебя, себя спасти”. Как вы думаете, какие это могут быть пути?
Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. А еще прошу оценить сегодняшний урок. У каждого из вас есть цветок и колючка. Если урок заставил вас о чем-то задуматься, по-другому посмотреть на свои взаимоотношения с природой, поднимите цветок. Если же вы остались равнодушны к тому, о чем шла сегодня речь, поднимите колючку.
Хочется верить, что мы – не последнее поколение, живущее на Земле. Мы должны сделать все для того, чтобы и наши потомки могли сказать:
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.