Тема урока:Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.
Цели урока:
- Познакомить с биографией И.С.Тургенева
- Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа.
- Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
- Развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода.
План урока:
- Обзор биографии И.С.Тургенева (сообщение учащихся ).
- История создания рассказа «Муму».
- Беседа по тексту.
- Создание словесных портретов Герасима и барыни.
- Рассуждение над мотивами поступков героев.
- Обобщение по уроку.
- Домашнее задание.
Оборудование урока: слайды мультимедийной презентации (Приложение).
ХОД УРОКА
1. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново
Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации.
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному
дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова,
богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново прошли детские годы
будущего писателя, рано научившегося тонко
чувствовать природу и ненавидеть крепостное
право.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев
обучается в частных пансионах и у хороших
домашних учителей.
Затем, в 1833, поступает на словесное отделение
Московского университета, в 1834 переходит на
историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает
лекции в университете, занимается классическими
языками, пишет стихи.
После короткого пребывания в России в январе 1840
отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он
вновь в Берлине, где знакомится с М.А.Бакуниным.
Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных
Премухино, сходится с этой семьей: вскоре
начинается роман с Т.А.Бакуниной, что не мешает
связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит
Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев
поступает на службу в Министерство внутренних
дел.
1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо
(Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом
определит внешнее течение его жизни.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Сначала 1847
по июнь 1850 он живет за границей (в Германии,
Франции; Тургенев свидетель французской
революции 1848): опекает больного Белинского во
время его путешествия.
Наряду с рассказами о прошлом и «таинственными»
повестями в последние годы жизни Тургенев
обращается к мемуаристике («Литературные и
житейские воспоминания») и «Стихотворениям в
прозе», где представлены едва ли не все основные
темы его творчества, а подведение итогов
происходит словно бы в присутствии близящейся
смерти.
Смерти предшествовало более чем полтора года
мучительной болезни. Похороны в Петербурге
вылились в массовую манифестацию.
2. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве, познав ужас крепостничества,
молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним
воздухом,оставаться рядом с тем, что я
возненавидел… В моих глазах враг этот имел
определенный образ, носил известное имя: враг
этот был – крепостное право. Под этим именем я
собрал и сосредоточил все, против чего решил
бороться до конца – с чем я поклялся никогда не
примеряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев
изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело
пережил смерть писателя. Рыдая, составлял
некролог. Но власть запретила употреблять имя
Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в
«Московских ведомостях» статью царь лично
приказал посадить Тургенева под арест и через
месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом
«на Съезжей,в помещении при полиции для
арестованных», Тургенев жил по соседству с
экзекуционной, где секли присылаемых
владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики
крестьян, наверное, вызывали в памяти и
соответствующие впечатления детства. В таких
условиях и был написан рассказ «Муму».
3. Аналитическое чтение начала рассказа (слайд № 7)
« В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».
– Нарисуйте словесный портрет барыни. (слайд № 8)
– Нарисуйте словесный портрет Герасима. (слайд
№ 9)
«… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему
сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали
ему в руки метлу и лопату и определили его
дворником.
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье.
С детства привык он к полевым работам, к
деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим
от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как
дерево растет на плодородной земле...»
– В каких словах мы чувствуем отношение
писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?
4. Рассуждение над мотивами поступков героев
– При каких обстоятельствах барыня увидела
Муму?
– За что невзлюбила барыня Муму? (слайд № 11)
«Барыня начала ее ласковым голосом подзывать к
себе. Му-му, отроду еще не бывавшая в таких
великолепных покоях, очень испугалась и
бросилась было к двери, но оттолкнутая
услужливым Степаном, задрожала и прижалась к
стене»
– Что приказала сделать барыня? Почему? (Дети рассуждают на эту тему)
5. Обобщение по уроку (слайд № 12)
«А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Му-му, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Му-му, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее... Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки...»
6. Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос: (слайд № 13) Подумай, кто утопил Муму?
1. Герасим?
2. Барыня?
3. Степан, передав приказ барыни?
4. Политическая ситуация?
6. И.С.Тургенев?
– Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ.
7. Итог урока