Литература
-
"Родине поклонитесь". Урок литературы по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Деревня", 10-й класс 2008
Задачи урока: развивать навыки аналитической работы с художественным текстом и ассоциативное мышление учащихся; помочь учащимся прочувствовать силу лирического проникновения в духовную жизнь человека, осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором, оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенева; создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.
-
«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа». По произведению Д.Дефо "Робинзон Крузо". 5-й класс 2019
Цель урока: определение человеческих качеств Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.
-
«Родной земле посвящается…» Региональный компонент. 6-й класс 2015
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством кузбасского поэта В.М. Баянова. Выполняют практическую работу, сравнивают два поэтических текста поэта: определяют жанровые особенности, тему, размышления лирического героя, устанавливают поэтические слова-образы, выявляют ритмическую структуру, опираясь на теоретический материал, делают выводы о простоте стиля поэта, его любви к малой родине.
-
Решаем логические задачи русского языка
2012
Русский язык – сложный учебный предмет, но очень нужный. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, взрослой жизни. По школьным учебникам русского языка мы учимся грамотно писать, правильно строить свои фразы. Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, не все ребята называют любимым предметом русский язык. В языке есть много интересного: чудесные превращения слов, загадки, ребусы.
-
Ризома как модель текстовой структуры современного постмодернистского романа 2023
В центре внимания автора статьи рассматривается литературоведческое понятие ризомы, как одно из ключевых понятий постмодернизма. «Корневище» романов писателей - постмодернистов четко проявляет себя в таких концепциях как аллюзии, реминисценции, цитатность, коллажность, фрагментарность, нелинейность повествования, смешение жанров и стилей. Многоуровневость постмодернистских текстов порождают их двуадресность, создают возможность диалога элитарной и массовой культур. Образ библиотеки-лабиринта как синонима ризомы в литературе используют современные писатели в постмодернистском романе или романе-ризоме, где размываются «кореневища» разных жанров с целью выразить цикличность человеческой культуры, показать духовный поиск как лабиринт, в котором невозможно найти истину. Рождается современный роман, представляющий собой весь комплекс «постмодернистской чувствительности».
-
Рисунок как форма опорного конспекта на уроках литературы 2009
Создавая опорный конспект-иллюстрацию, ученик осмысливает прочитанное, вместе с тем он получает зрительную опору для пересказа. Рисунок помогает детям в доступной для них форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) частично выразить своё отношение к изображаемому.
-
Риторизация литературы в старшем звене средней школы как один из способов формирования творческого читателя 2014
Представлена «Модель изучения монографической темы по литературе как гипертекста», описаны основные этапы изучения литературного произведения и опубликованы творческие работы и рефлексии учащихся и учителей.
-
Риторика и риторизация учебного процесса - способы формирования саморазвития учащихся 2010
Риторическая деятельность – это сложная, многогранная и комплексная деятельность, которая включает в себя замысел, создание, исполнение, рефлексию, диалог с готовым текстом – реконструкцию авторского замысла. Урок – это тоже гипертекст – учебный диалог, у которого есть все признаки риторического текста.
-
Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции 2010
Риторика в своем новом качестве учит понимать и создавать текст по всем правилам и законам речевой деятельности. Тип речи является параметром, объединяющим все остальные логико-риторические характеристики текста. Риторические технологии можно рекомендовать всем учителям–предметникам, потому что все мы вместе работаем с текстом.
-
Риторический ринг для учащихся 5-х классов "Будь вежлив" 2010
Риторический ринг для учащихся 5-х классов с целью обобщения знаний, полученных на уроках риторики; создания условий для развития познавательного интереса учащихся; воспитания уважительного отношения к русской речи.
-
Рифма мужская, женская, дактилическая 2013
В основе урока лежат технологии личностно-ориентированного обучения, творческой мастерской, информационно-коммуникативная, развиваются воображение и навыки монолога; пополняется словарный запас; воспитываются гуманистические качества. Материал может быть использован учителем на уроках литературы, внеклассных занятиях по предмету.
-
Родительские наказы в произведениях русской классики и жизни современного подростка 2022
Цель урока – формирование духовно-нравственных ценностей семейного воспитания.
-
Родная природа в изображении русских поэтов и художников 2008
Урок внеклассного чтения по литературе "Родная природа в изображении русских поэтов и художников" можно отнести к эмоционально-образным формам урока. Его главная цель — научить школьника воспринимать поэтические произведения (в данном случае стихи о природе) в совокупности с другими видами искусства (живописью, музыкой).
-
Родная природа в лирике С.Есенина 2011
Цель урока – познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта, на котором развиваются начальные навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения; воспитывается интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе.
-
Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина. Урок в 6-м классе
2016
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.А.Блока и С.А.Есенина. Воспитывать любовь к природе. Развивать умение анализировать поэтический текст. Урок построен с опорой на презентацию. Прослушивание музыкальных композиций способствует погружению в творчество поэтов и наилучшему восприятия поэтического текста.
-
Родная природа в стихотворениях В.А. Жуковского
2013
Урок литературы посвящен отражению родных мест В.Жуковского в его лирике. Стихи о родной природе выражают особое состояние души, настроение автора. Раскрывают способность автора создать удивительные образы, подобрать единственно важное и нужное слово. Дети учатся сами находить такие слова для описания красоты окружающего мира.
-
Родная природа в стихотворениях Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева и в музыке С.В. Рахманинова 2010
Урок ориентирован на самопознание и самоопределение личности обучающихся. Девизом урока могут стать слова И.С. Тургенева: «Открывая писателя, поэта, мы открываем самих себя». Урок с элементом интеграции, что дает ученику достаточное и широкое и яркое представление о природе.
-
Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский, А.К.Толстой). Конспект урока по литературе в 6-м классе 2021
Цель урока: формирование понятия о системе изобразительно- выразительных средств языка поэзии с включением в неё новых терминов "звукопись", "цветопись"; определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэтов.
-
Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края 2008
Русский язык в старших классах - это особый и серьезный этап школьного курса. Родной язык мы постигаем всю жизнь. Учебник-практикум А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой - наш основной на уроках русского языка в 10-х и 11-х классах Нарышкинской средней общеобразовательной школы. Это практический курс, направленный на совершенствование речи учащихся.
-
Родная природа в стихотворениях поэтов XIX–XX вв. 2010
Опыт учителя, совмещающего в своей работе инновации и традиционные приёмы преподавания литературы, поможет провести занятие в необычной форме. Цель таких уроков – научить детей мыслить раскованно и творчески, самостоятельно выстраивать свои знания.
-
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 2011
Цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, приблизить учащихся к философскому мировосприятию поэтов.
-
Родная природа в стихотворениях русских поэтов ХХ в. 6-й класс 2012
Урок знакомит шестиклассников с творчеством поэтов XX века и помогает им выработать умение воспринимать поэтическое слово. В ходе урока учащиеся знакомятся со стихотворениями Блока, Ахматовой, Есенина. Анализируют стихотворение С.Есенина «Мелколесье. Степь и дали…», рисуют к нему картинку.
-
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века 2023
Цели урока: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века; развивать любовь к поэзии, навыки выразительного чтения; формировать эстетический вкус у учащихся.
-
Родная природа в стихотворениях сибирских поэтов 2008
Предлагаемый урок представляет собой фрагмент целой системы уроков по изучению творчества современных сибирских поэтов в рамках краевого (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта общего образования в Красноярском крае. Читая и разбирая стихотворения поэтов-земляков о природе, ученики получают возможность приобщиться к красотам родной земли, по-новому посмотреть на знакомые с детства пейзажи. Также учащиеся продолжают совершенствовать умения анализировать лирическое произведение.
-
Родная природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. 6-й класс 2015
Лирические произведения, живое слово, связь с музыкой, с живописью – всё это способствует пробуждению в человеке чувства любви к прекрасному. Большое внимание на уроке уделяется методам чтения, анализа художественного произведения, претворения литературных произведений в других видах искусства, литературного творчества. Обращение к лирике о природе содействует воспитанию чувства восхищения красотой родной природы, гордости за свою Родину.
-
Родная природа в творчестве Александра Береснёва 2010
Проект, в котором на основе проведенных исследований, дискуссий и обзора литературы учащимися 4–5-х классов изучаются основы анализа лирического текста, формируются такие понятия, как колорит, цветовая гамма, понятия добра и зла… Ребята знакомятся с формами мышления: понятие, суждение, умозаключение. В ходе дискуссий осознанно используются такие приемы формирования понятий как анализ, сравнение, обобщение. Учащиеся учатся формировать умозаключения.
-
Родовые и жанровые особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месецев" 2013
На уроке пятиклассники знакомятся с особенностями драматического произведения, учатся инсценировать и выразительно читать пьесу. Учитель поможет учащимся реализовать свои творческие способности через создание групповых проектов.
-
Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии 2009
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина.
-
Рождение метафоры. 5-й класс
2011
Урок проводится в 5-м классе. Задания продуманы так, что учитель в доступной форме может объяснить обучающимся сложный литературоведческий материал. Урок позволяет активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи; организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом тексте; показать красоту и выразительные возможности этого тропа; организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.
-
Рождественские ангелы в литературе и музыке (на примере святочного рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»). 7-й класс 2014
Цель интегрированного урока: воздействовать на личность ученика различными видами искусства.