Подготовка к сочинению-самоинтервью по лирике М.Цветаевой

Разделы: Литература


Цель

  • Познакомить учащихся с жизнью поэта и дать общую характеристику её творчества.
  • Совершенствовать навыки вычленения главного материала.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них.

Оборудование

  • Тексты произведений М. Цветаевой.
  • Плакат.
  • Материалы стенда «Сегодня на уроке».
  • Звукозаписи песен М. Таривердиева к кинофильму Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

Ход урока

После небольшой вводной части о целях и задачах урока, представления участников было объявлено:

- Мы начинаем наше интервью с дочерью знаменитой поэтессы Марины Цветаевой Ариадной Сергеевной Эфрон.

Отрицательный корреспондент. Уважаемая Ариадна Сергеевна! О вашей талантливости ходят легенды: вы пишете стихи, прекрасно рисуете, обучались в Париже в мастерской Шугаева, вы «взяли шесть французских литературных премий». Когда читаешь вашу книгу о М. Цветаевой «Воспоминания дочери», поражаешься дару писательницы. И чёрная черта по всей жизни - сталинские лагеря и поселение в Туруханске, лучшие годы жизни потрачены только на борьбу за жизнь, если не сказать за существование. Не хочется ли вам обвинить во всём своих родителей? Вас упрятали за решётку из-за отца - белоэмигранта, из-за матери, которая бежала из России.

Ответ. Всё лучшее в моей жизни - от мамы. Самые добрые, самые светлые воспоминания - о ней. Моя мама была невелика ростом-163 см, «с фигурой египетского мальчика». Волосы её - золотисто-каштановые, в молодости вились крупно и мягко, они рано начали седеть из-за бед, которые выпали на её долю.

Марину упрекнуть не в чем. Она была удивительной матерью: в четыре года я уже читала, в пять - писала, в шесть -уже вела свой дневник. Марина ежедневно интересовалась моими записями, не делала мне никаких поблажек. Вспоминаю, как я впервые нарисовала человека: кочан - голова, палочка - руки, снабдила кочан глазами, нарисовала зубы и, замирая от волнения, позвала Марину. Но ожидаемой похвалы не последовало: «Где человек? Это? Пока это урод, Аля. Ножки как спички. Смотри - сколько у него пальцев, а у тебя? А зубы? Так забор рисуют. Нет, Алечка, плохо. Тебе надо ещё много рисовать. До тех пор, пока не получится». Какой же это был удар по самолюбию. Но я брала карандаш, бралась за преодоление неподдающегося. Преодоление - в воспитании для Марины, похоже, это было главным.

Для меня, ещё маленькой, Марина написала:

Были мы - помни об этом –
В будущем, верно, лихом;
Я - твоим первым поэтом,
Ты - моим лучшим стихом!

Положительный корреспондент. Марина всегда желала своим детям самого светлого будущего.

Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной - и всем чужой!
Стремительной амазонкой,
Пленительной госпожой,

И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить как шлем,
Ты будешь царицей бала
И всех молодых поэм.

И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И всё, что мне - только снится,
Ты будешь иметь у ног.

Всё будет тебе покорно,
И все при тебе - тихи.
Ты будешь, как я - бесспорно -
И лучше - писать стихи...

Позволю добавить строки из одного воспоминания Константина Бальмонта: «Две поэтических души, мать и дочь, более похожи на двух сестёр... В голодные дни Марина, если у нее было 6 картофелин, приносила три мне. Приносила с молчаливого согласия маленькой Али, умевшей в 7 лет делиться едой, даже когда она голодна»

Ариадна. А ещё о нашем духовном единстве. У Марины есть такое стихотворение:

Не знаю — где ты и где я,
Те ж песни и те ж заботы.
Такие с тобой друзья!
Такие с тобой сироты!

И так хорошо нам вдвоём –
Бездомным; бессонным и сирым...
Две птицы: чуть встанем - поём,
Две странницы: кормимся миром...

Особенно тяжело нам жилось в 1918 году, когда питались, чем попало. Марина почти весь день бегала - доставала еду. Жили на чердаке, в длинной низкой клетушке, с единственным окошком:

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите: гора рукописных бумаг...
Так! - Руку! - Держите направо!
Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте только досужих,
Что женщина может без кружев...

Тогда жили бедно, но интересно: приходили друзья, Марина сочиняла пьесы. Держалась стойко, мужественно. Но случилось непоправимая трагедия. Моя младшая сестра Ирина, трёх лет, умерла, несмотря на всё то, что было сделано для её и моей сытой жизни. В голодный 1918 год Марину убедили в том, что при ней мы погибнем, лучше отдать нас в образцовый детский дом, которому помогала Американская организация административной помощи. Но, увы, директор этого дома спекулировал отпущенными детскому дому продуктами. Приехавшая навестить нас Марина нашла меня безнадёжно больной (и брюшной тиф, и сыпняк, и простуда, и ещё что-то), вынесла меня полумёртвую, на руках, завернув в свою шубу. А Ирина ещё «дюжила» - ходила, не лежала, всё просила «чаю». А пока мама билась со мною, спасала, Ирина умерла в приюте, умерла с голоду и похоронена в общей могиле.

Боль, как крик, вылились в стихотворении «Две руки легко опущены...» Вчитайтесь в эти строчки, постарайтесь передать эту материнскую боль о погибшем ребёнке. Разделите со мной это горе.

Кто решится прочитать его вслух?

Отрицательный корреспондент. Мне неловко перебивать вас, но вы отвлеклись. В тюрьме вы оказались из-за отца - Сергея Яковлевича Эфрона, который воевал на стороне белых, вместе с ними бежал за границу. Как же это понять? Как же это простить?

Ариадна. У Марины есть замечательное стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо...» Оно посвящено папе.

Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие - в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху.

3 июня 1914

Вы обратите внимание на последнюю строфу - «В его лице я рыцарству верна...» Рыцарству потому, что, когда намечалась война, Сергей был студентом первого курса Московского университета. Он оставляет его и уезжает на фронт с санитарным поездом братом милосердия. Сражаться его не берут из-за плохого здоровья. Ему удаётся поступить в юнкерское училище, чтобы опять попасть на фронт. Марина благословила его (звучит стихотворение «Хочу у зеркала, где муть...»).

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда нам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачты корабля,
И вы - на палубе...
Вы - в дыме поезда... Поля
В вечерней жалобе...

Вечерние поля в росе,
Над ними - вороны...
- Благословляю вас на все
Четыре стороны!

Так получилось, что к началу Гражданской войны он оказался среди белогвардейцев, отступающих к границе. И это сын профессиональных революционеров, членов партии «Земля и воля», которые за борьбу против самодержавия перенесли ссылки, аресты, Петропавловку.

Связь прервалась, известий от Серёжи не было. В общей неразберихе того времени Марина «воспевала» «белое движение», в то время, как Сергей, оказывается, по ту сторону развенчивал его, мечтал о возвращении на Родину.

Несколько лет тоска о безвестно пропавшем муже не давала Марине покоя. В самые тяжёлые годы, с двумя дочерьми на руках - одна.

Другие - с очами и личиком светлым,
А я-то ночами беседую с ветром,
Не с тем - итальянским
Зефиром младым, -
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным!

Отрицательный корреспондент. За что же тогда Сергей Эфрон в октябре 1939 года был арестован, а в 1941 расстрелян?

Положительный корреспондент. Я берусь ответить. Об отце Ариадны Сергеевны сказано недостаточно в воспоминаниях о М. Цветаевой. Он был не только мягким, задумчивым, скромным. Он был человеком безукоризненной честности и благородства, стойким и мужественным. Свой белогвардейский юношеский промах (отъезд за границу) он искупил огромной и долгой, молчаливой, безвестной, опасной работой на СССР, на Испанию, за которую, вернувшись в СССР, должен был получить орден Ленина. А арестован? В то время «воронки» увозили многих...

Отрицательный корреспондент. Знала ли Марина Цветаева, когда бросала Родину, куда она едет? Ради чего оставляла свою Отчизну?

Ариадна. В 1921 году И. Эренбург из-за границы привёз радостную весть, что Сергей жив, что сейчас он живёт в Праге и учится в университете. Марина писала Ахматовой: «Моя радость! Рвусь, потому что знаю, что жив - 1 июля письмо первое после двух лет молчания».

В 1922 году весной с разрешения Советского правительства мы, счастливые, выехали из Москвы. Ехали через любимую мамой Германию, 3 года прожили в Праге, вернее вокруг Праги, в маленьких селеньях, где жильё было дешевле. Прожили 7 лет во Франции в нищете (мы должны были донашивать чужие вещи, потому что на собственные не было денег). Но все эти лишения не сломали Марину!

Не Прага, даже не деревня, душное.
Слёзы: не проливающиеся, в счёт не идущие.
Как билась в своём плену
От крученности и скрюченности...
И к имени моему
Марина - прибавьте: мученица.

Отрицательный корреспондент. Так значит, кроме нищеты, постоянных переездов, лишений, ничего хорошего заграничная жизнь не дала?

Ариадна. Каждый прожитый день нам что-то даёт. А за границей (в Берлине) были опубликованы сборники «Психея», «Ремесло», поэма «Царь-девица», сборники. «Разлука», цикл «Стихи к Блоку» - любимый поэт, бог, кумир.

Именно здесь она ещё раз встретилась с Маяковским, перевела его стихи на французский. Написала целый цикл стихов, посвященных этому поэту. Она полюбила его и провозгласила своим братом.

Положительный корреспондент. Напомню, что первое посвящение Маяковскому было сделано ещё в Москве в 1921 году.

Она сама читала ему стихотворение «Превыше крестов и труб...», Маяковскому оно очень понравилось.

Превыше крестов и труб,
Крещённый в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ –
Здорово, в веках Владимир!

Он возчик и он же конь,
Он прихоть и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
- Держись, ломовая слава!

Певец площадных чудес –
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем – тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.

Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул - и снова
Оглоблей гребёт – крылом
Архангела ломового.

18 сентября 1921

Отрицательный корреспондент. Сделано много, но число людей, знавших её поэзию, очень мало. В белоэмигрантской среде её приняли хорошо в надежде на то, что она начнёт клеветать на Россию, советскую Москву. А когда этого не последовало, от неё просто-напросто отвернулись. Вот, например, Андронникова-Гальперн, эмигрантка, пишет о Марине: «Я сразу полюбила её. Надо сказать, её мало кто любил. Она как-то раздражала людей, даже доброжелательных...» Писала много, но постоянного читателя, следившего за её поэзией, не было. Как же это объяснить?

Положительный корреспондент. Незнание стихов большим количеством людей было из-за мизерных тиражей её сборников, например, сборник «Вёрсты» был издан ещё в Москве в 1921 году тиражом 1000 экземпляров. Разве это цифра?! За границей она публиковалась в журналах и альманахах, которые мало кто читал.

Ариадна. Поэт не может не писать о том, что он чувствует в конкретный момент своей жизни. Стихи Марины глубоко личностные. А на плечи мамы выпало слишком много бед. Отсюда печаль, грусть в её стихах. Очень много раздумий о Родине, куда всегда мечтала вернуться. Ностальгия - это самая страшная болезнь души.

Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю...
... Из сырости и стай...
Ещё вестями шалыми
Лжёт вороная сталь -
Ещё Москва за шпалами!

И ещё...

Точно жизнь мою угнали
По стальной версте –
В сиром мороке - две дали...
Поклонись Москве!

Положительный корреспондент. Тема Родины всегда была близка поэтессе, хорошо известен цикл стихов о Москве.

Над синевою подмосковных рощ,
Накрапывает колокольный дождь.
Бредут слепцы калужскою дорогой, -
Калужской - песенной - привычной, и она
Смывает и смывает имена
Смиренных странников, во тьме поющих бога.

Только не верю в то, что стихи Марины Ивановны были непонятны, что и сейчас слишком сложны для читателя.

Стихи её не перепутаешь со стихами других писателей.

Вот посмотрите на доску. Вам представлены два стихотворения, постарайтесь определить, какое из них принадлежит М. Цветаевой.

I.

Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится...
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...
Ты в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку - на весь тот свет!
Здесь мои обе заняты.

II.

Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку - чтоб с рыбой невода,
Пахарю - чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
Воду пьют из кружек и стаканов,
Из кувшинок также можно пить –
Там, где омут розовых туманов
Не устанет берег золотить.

Учащиеся легко определяют, что первое стихотворение принадлежит перу М. Цветаевой, потому что в нём чувствуется какая-то надтреснутость, тоска по Родине, безысходность; какой-то особенной стиль, возвышенность речи («блажи на сердце», «Гомер в гекзаметре», «Дай мне руку - на весь тот свет»).

Ариадна. Я понимаю, что многим стихи кажутся непонятными, потому что в них очень много образов, сравнений из греческой, итальянской литературы (их особенно любила Maрина). В её стихах много загадочного, каких-то намёков. Но обратите внимание на удивительную музыкальность её поэзии. Именно поэтому многие современные композиторы сочиняли на её стихи музыку. Композитор М. Таривердиев написал прекрасный романс на Маринино стихотворение «Мне нравится ...»

Звучит романс из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

Ариадна. Труд поэта очень тяжёл, каждое слово должно звучать точно и ёмко, ни одного слова нельзя убрать из стихотворной строки, не повредив гармонии произведения.

Насколько тяжела эта работа, я предлагаю вам проверить.

Перед вами стихотворение Цветаевой с пропусками слов, при этом не утерян смысл стихотворения. Попробуйте подобрать самостоятельно точные определения, чтобы стихотворение зазвучало, как у Марины Цветаевой.

Моим стихам, ......так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
......, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
......, как......черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
-......стихам! -
...... в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, как ...... винам,
Настанет свой черёд.

Учащиеся легко справляются с задачей. Многие смело пробуют себя в сочинительстве. Получаются интересные самостоятельные работы.

Ариадна. А вот как это звучит у Марины, и кажется, что точнее уже нельзя придумать (чтение стихотворения полностью). Господа издатели! Я думаю, что после всего рассказанного Марина Цветаева и её поэзия хоть немножечко стали вам ближе. Какие же разделы или основные темы её творчества вы для себя выделили?

Ученики выделили несколько тем:

  • тема Родины;
  • любовь к детям и стихи о них;
  • любовь к Сергею Яковлевичу Эфрону;
  • стихи о загранице (Прага, Париж);
  • стихи о трудностях жизни;
  • стихи о Блоке и Маяковском.

Ариадна. Хотя этими темами всё творчество поэтессы не исчерпано, но главное вы назвали. Среди всех стихотворений мне особенно дорого и близко «Уж сколько их упало в эту бездну...»

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с её насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
- К вам всем - что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне - прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность,
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте! - Ещё меня любите
За то, что я умру.

8 декабря 1913

Я обращаюсь ещё раз к вам с просьбой о любви к удивительно тонким, мелодичным и красивым стихам Марины Ивановны Цветаевой.

Домашнее задание

1. Составить свой сборник стихов М. Цветаевой, подобрать к каждому разделу по 2-3 стихотворения, которые сегодня на уроках не звучали.

2. Подготовить вопросы к интервью с М. Цветаевой и ответы на них.