Особенности и перспективы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!!
Я думаю, что каждый из Вас в своей работе
использует разные технологии, методики, приемы в
организации учебной деятельности на уроках
литературы.
Я задала себе вопрос: как выйти на метапредметный
тип интеграции в старшей школе на уроках
литературы при введении ФГОС.
Презентация. Слайды 1-2
Школа – это живой организм, чутко
реагирующий на все изменения, происходящие в
социальной, политической и экономической жизни
страны. Несмотря на вековые традиции, школа
всегда активно включается во внедрение новых
технологий.
Современные дети – это уже не чистый лист, на
который наносятся знания. К ним так много
информации поступает отовсюду! Учитель уже не
является для наших детей единственным
источником информации. Но дети зачастую не
умеют превращать информацию в знания. Обилие
информации не приводит и к системности знаний.
Следовательно, детей необходимо научить
усваивать информацию, а для этого надо
- научить их выделять главное,
- находить связи и структурировать её,
- научить целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.
Чего наши дети ждут от учителя? – Знаний для жизни. Необходимо так организовать учение, чтобы выявлять имеющиеся у учеников знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал и применять их на практике.
Таким, образом, образованный человек в современном обществе – это человек, умеющий добывать и приобретать знания, применять в любой ситуации и ориентироваться в мире информации.
Для решения очерченных проблем больше подходит метод проектов, так как задача школы состоит в том, чтобы
- научить детей ориентироваться в мире информации,
- добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания,
- ационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.
Слайд 3
1. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
2. Метод проектов — это дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.
3. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.
4.Учебный проект демонстрирует главный результат работы— анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта.
5. В основе проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение.
Слайд 4
Учебный проект с точки зрения учителя
— это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое
позволяет научить:
— проблематизации;
— целеполаганию и планированию
деятельности;
— самоанализу и рефлексии ;
— презентации (самопредъявлению) хода
своей деятельности и результатов;
— умению готовить материал для
проведения презентации в наглядной форме,
используя для этого специально подготовленный
продукт проектирования;
— поиску нужной информации, вычленению
и усвоению необходимого знания из
информационного поля;
— практическому применению знаний,
умений и навыков в различных, в том числе и
нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию
адекватной технологии изготовления продукта
проектирования;
— проведению исследования (анализу,
синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и
обобщению).
Учебный проект |
||
Проблема проекта | «Почему?» (это важно для меня лично) |
Актуальность проблемы – мотивация |
Цель проекта |
«Зачем?» (мы делаем проект) |
Целеполагание |
Задачи проекта |
«Что?» (для этого мы делаем) |
Постановка задачи |
Методы и способы | «Как?» (мы это можем делать) |
Выбор способов и методов планирования |
Результаты | «Что получится?» (как решение проблемы) |
Ожидаемый результат |
Защита. Презентация полученных результатов. | « Что получилось» | Результат. |
Учебный проект с точки зрения учащегося
– это возможность делать что-то интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально
используя свои возможности;
– это деятельность, позволяющая проявить
себя, попробовать свои силы, приложить свои
знания, принести пользу и показать публично
достигнутый результат;
– это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими
учащимися в виде цели и задачи, когда результат
этой деятельности — найденный способ решения
проблемы — носит практический
характер, имеет важное прикладное значение и, что
весьма важно, интересен и значим для самих
открывателей.
– Это и задание для учащихся, сформулированное в
виде проблемы, и их целенаправленная
деятельность, и форма организации
взаимодействия учащихся с учителем и учащихся
между собой, и результат деятельности как
найденный ими способ решения проблемы проекта
Слайды 5-12
Обратимся к презентации и вспомним этапы работы методом проектов.
Можно выделить следующие этапы работы над проектом:
1 – погружение в проект;
2 – организация деятельности;
3 – осуществление деятельности;
4 – презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, я покажу с помощью следующей таблицы:
Учитель |
Учащиеся |
1-й этап – погружения в проект |
|
Формулирует: | Осуществляет: |
1) проблему проекта | 1) личностное присвоение проблемы |
2) сюжетную ситуацию | 2) вживание в ситуацию |
3) цель и задачи | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2-й этап – организация деятельности |
|
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
4) организовать группы; | 4) разбивку на группы; |
5) распределить амплуа в группах; | 5) распределение ролей в группе; |
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6) планирование работы; |
7) возможные формы презентации результатов; | 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; |
3-й этап – осуществление деятельности |
|
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
8) консультирует учащихся по необходимости; | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
9) ненавязчиво контролирует; | 9) консультируются по необходимости; |
10) даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; | 10) «добывают » недостающие знания; |
11) репетирует с уче6никами предстоящую презентацию результатов; | 11) подготавливают презентацию результатов; |
4-й этап – презентация |
|
Принимает отчёт: | Демонстрируют: |
12) обобщает и резюмирует полученные результаты работы; | 12) понимание проблемы, цели и задач; |
13) подводит итоги обуче6ния; | 13) умение планировать и осуществлять работу; |
14) оценивает умения: обобщаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др.; | 14) найденный способ решения проблемы; |
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | 15) рефлексию деятельности и результата; |
16) дают взаимооценку деятельности и её результативности. |
Слайд 13. Заключение
Применение проектной технологии позволяет:
– выходить за рамки общепринятых программ во
многих образовательных областях;
– учитывать специфику интересов учащихся,
соответствовать их стилю усвоения знаний;
– интегрировать знания, полученные в разных
образовательных областях;
– глубоко вникать в сущность изучаемой темы;
– осознавать значимость своего труда, повышать
собственную самооценку;
– сформулировать социальный опыт обучающегося:
умение выделять главное, решать социальные и
профессиональные проблемы.
Технология учебного проектирования
обеспечивает развитие творческих,
исследовательских способностей учащихся.
Реализация метода проектов на практике ведёт к
изменению позиции учителя: из носителя готовых
знаний он превращается в организатора
познавательной, исследовательской деятельности
своих учеников.
На уроке литературы чаще всего мы используем исследовательский проект. Следует отметить самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литерату
Таким образом, использование в преподавании литературы проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и в работе в группе. Всё больше активизируется самостоятельная деятельность детей, в которой преобладает проектно исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе; повышает интерес к изучению литературы.
Слайд 14
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод: учитель при организации уроков литературы выходит на метапредметный подход в обучении. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, которое позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Цель метапредметного урока – формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. А для этого необходима интеграция предметов
Слайд 15
Интеграция предметов гуманитарно-эстетического цикла
Живопись даёт образ и мысль, и нужно
создать в своём воображение настроение.
Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать
образ и настроение, а музыка даёт настроение, и по
нём надобно воссоздать мысль и образ.
Н. Римский-Корсаков
Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира»
М. Каган
В системе школьного образования предметы
гуманитарно-эстетического цикла всегда занимали
особое место Музыка и живопись, поэзия и проза –
все эти виды искусства связаны между собой и
являются курсами именно искусства, развития
художественного мышления и творчества.
Интеграция данных предметов способствует
формированию условной картины мира у детей,
пониманию связей между явлениями в обществе, в
природе и мире в целом. Интегрированный учебный
процесс способен обогатить школьников знаниями,
повысить уровень их культурного образования.
«Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», – говорит известный педагог М. Каган.
Учитель литературы всегда работает с текстами художественных произведений , поэтому отображая окружающий мир, композитор, художник, писатель и поэт мыслят образами. Рассматривая их во взаимосвязи, мы активируем фантазию, воображение, артистичность. При использовании на уроках изобразительного искусства музыки, литературных произведений более глубоко раскрывается смысл произведения, развивается ассоциативное мышление, создаётся реальный образ.
Слайды 16-17
Уровни (ступени) интеграции
Можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:
1. Тематическая интеграция (два-три учебных
предмета раскрывают одну тему). Этот уровень
можно назвать иллюстративно-описательным.
(Например, тема: «Природа в творчестве
композиторов, художников, писателей и поэтов.
Интегрированный урок «Портрет дерева - берёзки».
Героико- патриотическая тема в искусстве: «Образ
защитника Отечества»)
2. Проблемная интеграция (одну проблему решают
учащиеся возможностями разных предметов). В
рамках предметов изобразительного искусства и
музыки решается проблема : «Как музыка и
изобразительное искусства влияют на настроение
человека». Тема урока: «Звук может быть окрашен, а
цвет может звучать».
3. Концептуальная интеграция (концепция
рассматривается различными учебными предметами
в совокупности всех их средств и методов).
4. Теоретическая интеграция (философское
взаимопроникновение различных теорий).
Использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.
Слайд 18
Структура интегрированного урока
Учитель, интегрирующий на уроке различные предметы, должен знать, что такие уроки имеют особую структуру построения.
1. Интегрированный урок, занятие требует от
учителя дополнительной подготовки, большой
эрудиции, высокого профессионализма.
2. Такой урок носит практическую направленность:
развивает и реализует творческие способности
учащихся через проекционную деятельность.
3. Интегрированные занятия способствуют
формированию целостной картины мира у детей,
пониманию связей между явлениями в обществе, в
природе и мире в целом.
4. Интегрированные уроки являются эффективной
формой организации учебной деятельности,
повышения уровня художественно – эстетического
сознания, овладения необходимым объёмом
культурной информации и приобретение
собственного опыта культурной деятельности.
Слайды 19-20
Этапы работы
1 этап
Отбор художественных текстов, объединённых общей темой и важностью проблем, которые созвучны современному читателю.
Обозначенный круг чтения:
1) поможет учащимся открыть для себя:
- смысл духовных исканий героев;
- выбора ими жизненной и общественной позиции;
2) научит соотносить идеалы писателя со
своими жизненными устремлениями и таким образом,
поможет выработать собственную позицию, видение
мира и человека;
3) привлечёт внимание к важным нравственным
проблемам: войны и мира, жизни и смерти, любви и
сострадания, долга и чести и другие;
4) даст возможность поместить «себя», «своё Я» в
историческое событие, стать его (со)участником,
человеком, способным осмысливать происходящее;
5) пробудит чувства (сострадания и нежности,
презрения и негодования)
Слайд 21
2 этап
Интеграция литературных произведений с
другими курсами: историей Отечества, музыкой,
живописью….
Это позволит, с одной стороны, организовать
самостоятельную деятельность
исследовательского характера через диалог
культур, а с другой стороны, ученик,
погружаясь в исторический, литературоведческий,
художественный материал, учится вычленять факты,
события, выводить законы бытия, то есть идти от
общего к частному, от частного к общему.
Дети смогут это событие рассматривать с
разных точек зрения, что позволит выйти на диалог
с писателем, художником, композитором…
Слайды 22-23
3 этап
Вычленение наиболее важных проблем и создание проблемной ситуации через поиск ответа на поставленные вопросы при анализе текстового или иного материала через:
- столкновение разных точек зрения на
- данное событие,
- поведение героев,
- исследовательские материалы,
- виды искусства.
Главное – создание диалогического пространства:
- диалог с писателем, художником, поэтом, историком;
- сопоставление разных точек зрения на эти вечные проблемы (диалог идей);
- общение ученика и учителя, учеников друг с другом, цель которого – глубокое личностное осмысление всех видов искусств (диалог людей).
Данная работа позволит ученику выйти
- на диалог с самим собой;
- на выбор своих позиций, точек зрения, оценок, взглядов….
Всегда важно, чтобы ребёнок не останавливался в
своём духовном развитии, чтобы не прекращался
его диалог с миром, с самим собой.
Ибо искусство жить состоит в искусстве диалога.
Человек, владеющий этим, владеет своей жизнью.
Искусство диалога – умение слышать, слушать,
прислушиваться, вместе, сообща решать важные
проблемы, понимать себя и другого человека.
Слайды 24-25
Работа по развитию речи учащихся через систему творческих работ (устных и письменных)
Слайд 25
Технология интегрированного проекта дает возможность
Научить школьника
- во-первых, прочитывать произведение, исходя из авторского замысла, в контексте времени его создания;
- во-вторых, соотносить прочитанное с современностью, тем самым актуализируя поднятые в произведении проблемы;
- в-третьих, анализировать текст, применяя литературоведческие понятия и термины.
Таким образом, обозначены цели литературного образования:
1) воспитание человека культура;
2) развитие коммуникативных (диалогических)
компетенций на основе
культурологического подхода.
Слайды 26-29
Учитель при работе должен руководствоваться следующими положениями.
Определяется цель:
- Воспитание человека культуры.
- Развитие коммуникативных (диалогических) компетенций на основе культурологического подхода при изучении литературных произведений.
Подход (технологии)
|
Слайд 29
Главное создать на уроке такую учебную ситуацию, при которой ученик и учитель вместе проживают, присваивают или отрицают, корректируют применительно к себе различные связи человека с окружающим миром; учатся взаимодействовать с другим человеком, обществом, природой, культурой.
Слайд 30
Использование диалоговых и проектно-интегрированных технологий позволяет
- найти ответ на важнейшие вопросы бытия, совместные размышления о вечных проблемах автора и читателя (диалог с писателем);
- научиться сопоставлять разные точки зрения на вечные проблемы (диалог идей);
- прослеживать связи литературы с другими видами искусств (диалог культур);
- учит общаться учеников друг с другом, учителем, цель которого – глубокое личностное осмысление литературного произведения (диалог людей);
- рефлексировать (диалог человека с самим собой).
Слайд 31
Структура
Проблемно-тематическое планирование по принципу укрупнённого блока с привлечением всех видов искусств, жанрово-тематическое и другие.
Слайды 32-33
Проблемно-тематическое планирование по принципу укрупнённого блока с привлечением всех видов искусств, жанрово-тематическое и другие.
Тематические блоки (9 класс)
Блок № 1.
История русского театра и русской драматургии
(с 9-19 век).
1. Д .Фонвизин «Недоросль».
2. А.Грибоедов «Горе от ума».
3. А.Пушкин «Маленькие трагедии».
4. М Лермонтов «Маскарад».
5. Н. Гоголь «Ревизор».
Блок № 2.
Образ « лишнего человека» в литературе 19 века
1. А Пушкин «Евгений Онегин».
2. М Лермонтов «Герой нашего времени».
Блок № 3.
Тема « маленького человека» в литературе 19 века.
1. Н .Гоголь «Шинель».
2. А.Пушкин «Повести Белкина».
3. Ф.Достоевский «Бедные люди»
Блок № 4.
«Золотой и серебряный век» русской поэзии.
Своеобразие художественного мира поэта и
основные мотивы лирики.
Блок № 5.
Сатира на русскую действительность
1. Н. Гоголь «Мертвые души»
2 М . Салтыков-Щедрин «Сказки»
3. М. Булгаков «Собачье сердце»
4. А. Солженицын «Матренин двор»
Блок № 6.
«Когда душа под властью денег»
1. А.Пушкин «Маленькие трагедии». Скупой рыцарь.
2. А. Чехов «Ионыч»
3. О. Бальзак «Гобсек»
Слайд 34
Примерный план работы по блоку № 1
История русского театра и русской драматургии (с 9-19 век).
1. Д .Фонвизин «Недоросль».
2. А.Грибоедов «Горе от ума».
3. А.Пушкин «Маленькие трагедии».
4. М Лермонтов «Маскарад».
5. Н. Гоголь «Ревизор».
План работы
1. Введение (погружение) в тему, проблему, жанр.
Теоретический материал блока – драматургия как
жанр искусства, особенности.
История русского театра от зарождения до
создания русского национального театра
Островского.
2. Краткий очерк жизни и творчества великих
драматургов
Политическая и общественная обстановка в России
История создания и время написания произведения
Характеристика литературного течения,
направления, в рамках которого написано
произведение.
3. Анализ идейно-тематического содержания пьесы.
Тема .Сюжет Идейная направленность( конфликт)
Проблемы и их решение
Своеобразие художественного мира героев
Авторское видение решение проблем(ы)
4. Творческая работа ( сочинение, проект..)
Слайд 35
Образ «лишнего человека» в литературе 19 века.
1. А Пушкин «Евгений Онегин».
2. М Лермонтов «Герой нашего времени».
План.
1. Погружение в проблему( набор фактов, версий,
суждений разных писателей, критиков,
направлений, школ и времен)
2. Текстуальный анализ произведений.
Создание психологического портрета героя(
ев).Сопоставительный (сравнительный) анализ
произведений (сцен, выборочных глав)с выходом на
сквозные проблемы времени: проблема чести и
человеческого достоинства , нравственного
выбора.
Дуэль как способ решения конфликтных
ситуаций
Любовь в жизни героев.
Проблема смысла и цели жизни героев
Проблема «отцов и детей», « старшего и младшего»
поколений
Проблема нравственного выбора
3. Подготовка и проведение дискуссии по
выдвинутым проблемам.
4. Защита творческой работы.
Слайды 36-38
Проблемно-тематическое планирование (10 класс)
Блок № 1
История русской журналистики и общественная
борьба во второй половине 19 века.
Литературно-критическая деятельность Н
Добролюбова, Н Чернышевского, В. Белинского и Н.
Некрасова . Поиск ответа на вопрос: Кто виноват?
Что делать? В чем счастье? История создания,
проблематика и анализ произведений (Обзор):
А. Герцена «Кто виноват»
А. Гончарова «Обломов»
Н. Чернышевского «Что делать»
Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Слайд 37
Блок № 2
«Цель оправдывает средства »- проблема нравственного выбора. Что значит жить по совести?
1. Ф.Достоевский « Преступление и наказание»
2. В. Быков « Сотников»
3. Ю. Трифонов « Обмен»
Блок № 3
Лики любви в искусстве. Загадка женской души. Тема брака (неравного брака), семьи, взаимоотношений «отцов и детей».
Блок № 4
Тема преступления и наказания в искусстве.
Блок № 5
Евангельские и христианские мотивы в искусстве. Знакомство с Библией и Кораном . Христианство и мусульманство. Быт, традиции и обычаи.
Блок № 6
Человек в экстремальных ситуациях военных
действий. Проблема выбора. Тема войны на Кавказе.
Роль личности в истории. Афганский и чеченский
дневник событий.
Блок № 7
История становления русского театра и русской драматургии (от Фонвизина до Чехова).
Слайды 39-42
Структура урока литературы
Погружение в историко-литературную, общественно-политическую, религиозно-философскую обстановку того времени и вычленение фактов , событий, законов.
Определение темы
Тематическое планирование, цель которого погрузить в историко-литературную, общественно-политическую, религиозно-философскую обстановку того времени.
Проблемное планирование
Вычленение проблем.
Создание проблемной ситуации и поиск ответов на
поставленные вопросы:
Анализ текстового материала через столкновение
разных точек зрения на
- данное событие
- поведение героев
- исследовательские материалы
Главное создание диалогического пространства.
Поурочный блок.
Поурочный блок или поурочное многотемье, цель которого в организации познавательной деятельности через обсуждение текстового материала, выход на решение, выбор своих позиций, точек зрения, оценок на исследуемый материал.
Творческий блок.
Уроки по развитию речи (сочинения, творческие работы, проекты, защита реферативных работ и другие).
Подведение итогов совместной работы и выход на новый блок
Слайд 43
Использование диалоговых технологий и метода интегрированного проекта позволяет
- найти ответ на важнейшие вопросы бытия, совместные размышления о вечных проблемах автора и читателя (диалог с писателем);
- научиться сопоставлять разные точки зрения на вечные проблемы (диалог идей);
- прослеживать связи литературы с другими видами искусств (диалог культур);
- учит общаться учеников друг с другом, учителем, цель которого – глубокое личностное осмысление литературного произведения (диалог людей);
- рефлексировать (диалог человека с самим собой).
Слайд 44
Структура
Проблемно-тематическое планирование по принципу укрупнённого блока с привлечением всех видов искусств, жанрово – тематическое и другие.
Определение темы
Тематическое планирование, цель которого погрузить в историко-литературную, общественно-политическую, религиозно-философскую обстановку того времени.
Проблемное планирование
Вычленение проблем.
Создание проблемной ситуации и поиск ответов
на поставленные вопросы:
Анализ текстового материала через столкновение
разных точек зрения на данное событие,
поведение героев ,исследовательские материалы
Главное создание диалогического пространства.
Поурочный блок
Поурочный блок или поурочное многотемье, цель которого в организации познавательной деятельности через обсуждение текстового материала, выход на решение, выбор своих позиций, точек зрения, оценок на исследуемый материал.
Слайд 45
Уроки по развитию речи (сочинения, творческие работы, проекты, защита реферативных работ, презентации и другие).
Слайд 46
Подведение итогов совместной работы и выход на новый тематический блок
Слайд 47-48
Заключение.
Реализация метапредметной интеграции на уроках литературы ведёт
- к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников;
- к формированию самосознания школьников, в обретении позиции заинтересованности и ответственного участия в познавательной и творческой работе на уроке литературы;
- к возможности реализовать компетентностный подход в обучении;
- к активизации самостоятельной деятельности детей, в которой преобладает проектно исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно – коммуникативных технологий в учебном процессе;
- повышает интерес к изучению литературы.
Слайд 49
Общий вывод
Положительным результатом своей деятельности считаю:
- за весь период обучения у учеников сохраняется интерес к предмету, стремление к совершенствованию навыков, желание получать хорошие и отличные оценки;
- применение интеграционных проектов дает возможность быстро и экономно актуализировать опорные знания, необходимые учащимся для успешного усвоения нового материала, повторять и закреплять изученное на другом уровне сложности, а следовательно, меньше учебного времени тратить на усвоение новой теории и высвобождать его для творческой работы на каждом уроке;
- при систематическом использовании данных приемов м методов срабатывает эффект спирали памяти , то есть из класса в класс ученик все больше обретает уверенность в себе и понимает , что материал ему знаком. Рождается ситуация Успеха. Все помню, а значит – знаю!!
- предложенный способ дает возможность учителю объединять знания учащихся по нескольким учебным дисциплинам, что обеспечивает комплексный интеграционный подход;
- внутрипредметные системные связи позволяют выявить резервы в обучении, что дает возможность сделать акцент на развитии творческих способностей обучающихся.
Заключение.
Применение проектной технологии с привлечением всех видов искусств позволяет:
– выходить за рамки общепринятых программ во
многих образовательных областях;
– учитывать специфику интересов учащихся,
соответствовать их стилю усвоения знаний;
– интегрировать знания, полученные в разных
образовательных областях;
– глубоко вникать в сущность изучаемой темы;
– осознавать значимость своего труда, повышать
собственную самооценку;
– сформулировать социальный опыт обучающегося:
умение выделять главное, решать социальные и
профессиональные проблемы.
Современный урок литературы – это
метапредметный урок Открытий, Диалога,
Переживаний, развития чувственного и духовного
мира, Самореализации, Саморазвития, Самопознания
Технология учебного проектирования
обеспечивает развитие творческих,
исследовательских способностей учащихся.
Реализация метода проектов на практике ведёт к
изменению позиции учителя, Из носителя готовых
знаний он превращается в организатора
познавательной, исследовательской деятельности
своих учеников.
На уроке литературы чаще всего мы используем
исследовательский проект. Следует отметить
самое существенное, что может внести учебное
исследование в процесс преподавания литературы
– это помощь в формировании самосознания
школьников, в обретении позиции
заинтересованности и ответственного участия в
познавательной и творческой работе на уроке
литературы.
Таким образом, использование в преподавании
литературы проектной деятельности учащихся
позволяет реализовать компетентностный подход в
обучении, учит самостоятельной деятельности
персонально каждого ученика и в работе в группе.
Всё больше активизируется самостоятельная
деятельность детей, в которой преобладает
проектно исследовательский подход, используются
новые методы интеграции информационно –
коммуникативных технологий в учебном процессе;
повышает интерес к изучению литературы.
Литература:
1. Новые педагогические информационные
технологии в системе образования. Под редакцией
доктора пед. Наук проф. Е. С. Полат. М., ACADEMA, 2002.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в
образовательном учреждении. М. Аркти, 2008.
3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный
случай интегрированной технологии обучения.
Директор школы, 1995 – № 6.
4. Гузеев В.В. Развитие образовательной
технологии. М., 1998.
5. Горбич О. И. Технологии личностно-ориентированного
обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.
6. Черкашина Т. В. Литература 10 класс.
Проектная деятельность. Волгоград: ИТД
«Корифей». 2008.
7. Полат Е.С. Как рождается проект. М.. 1995.
8. Исследовательские проекты в практике школы//
Библиотека журнала «Директор школы» – 1998 – № 7.
9. Журнал «Литература в школе» – № 7, 2002. Ст.
Борисенко Н. Б. «Как мы работали над проектом, или
технология исследовательской деятельности
учащихся».