Воспитание - важный процесс в формировании и развитии индивидуальности личности ребенка. В любом образовательном учреждении для реализации воспитательного потенциала есть календарный план воспитательной работы. Одна из задач, прописанная в плане ВР, является приобщение “к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение”. Все составляющие данной задачи - чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение - напрямую влияют на всестороннее развитие личности ребенка, начиная с дошкольного периода, и большее влияние обретает на уровне начального и среднего звена. На уроках истории, обществознания и ряда других учебных предметов затрагиваются определенные виды искусства. Но наиболее ценны уроки литературы. Именно на этом предмете затрагиваются все виды искусства.
Кроме теоретического материала, который раскрывает содержание того или много жизненного пути автора или периода, нужны практические внеурочные занятия. В их перечень могут входить разные видео и фотоматериалы, посещение музеев и театров, если таковы имеются в пределах досягаемости образовательного учреждения. В настоящее время появились онлайн-экскурсии. Они хороши, бесспорно. Но не всегда могут раскрыть всю полноту приобретенных теоретических знаний.
Особенную значимость в процессе обучения и воспитания приобретают поездки за пределы населенного пункта. в котором обучаются учащиеся. Экскурсии такого плана расширяют прежде всего географический кругозор ребенка, а также зрительное, слуховое, зрительно-слуховое восприятие пройденного материала на уроках. Современные дети - школьники последних десятилетий - ориентируются на те ощущения, которые они получили самостоятельно, при этом не в урочной системе.
Посещая выставки, школьники запоминают лучше авторов, названия их работ, а также их манеру написания. Обзорные экскурсии в другие населенные пункты (города, области, возможно, даже страны) знакомят школьников с особенностями архитектуры. Знакомство с театральными постановками заставляют школьников по-другому воспринимать прочитанное произведение. Работа по профориентации, которая входит в задачи воспитания и развития школьников, тоже становится актуальной при посещении любого производства, например, кондитерской фабрики, гончарной мастерской, пожарной части. И если пожарная часть присутствует в шаговой доступности, то гончарное производство не всегда находится близко к образовательному учреждению. Соответственно, нужны экскурсионные туры.
Образовательные учреждения должны способствовать таким формам работы со школьниками, а никак не запрещать их, ссылаясь на опасность таких поездок. Несомненно, безопасность школьников любой возрастной категории важна. В настоящее время для этого созданы специальные фирмы, которые организуют туры в соответствии с нормами перевозки, они также сотрудничают с ГИБДД, что облегчает классным руководителям организовать такие мероприятий. Порой администрация образовательного учреждения, желая обезопасить ответственных за организацию поездки, прибегает к таким словам: “Пусть родители везут детей на экскурсии”. Но это не всегда правильно. Школьники в поездках без родителей, со сверстниками, больше раскрываются, находят новых друзей, а также ощущают себя взрослыми, которым можно доверять.
Такие формы способствуют не только обогащению новыми знаниями, видами восприятия, но и позволяют сплотить детский коллектив, помогают выработать организованность и ответственность среди подрастающего поколения.