Литература
-
Любовь на все времена 2016
Цель урока: формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературы, искусства в ракурсе психологии межличностных отношений.
-
Изучение истории и культуры малой родины на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2016
На самом севере липецкого края среди трёх районов находится посёлок Лев Толстой, бывшая станция Астапово, известная всему миру после 20 ноября 1910 года. На нашей станции провёл последние дни своей жизни великий русский писатель - Лев Николаевич Толстой. Поэтому я уделяю большое внимание изучению истории своего посёлка. В этом мне помогает краеведческая работа, обогащающая представления школьников о литературе и расширяющая их понятия о творческой деятельности писателей.
-
Интегрированный урок-полилог «От художественной детали к художественному образу» 2016
Цель урока: формирование способности к истолкованию художественной детали в разных видах искусства и типах текста. В основе урока-полилога «От художественной детали к художественному образу» лежит технология «Диалог культур». Используемая технология, необычная форма урока дают не только целостную картину развития искусства слова на основе «диалога культур», но системное представление о формировании в языке и культуре таких важнейших концептов, как «память» и «красота».
-
Х.К.Андерсен "Соловей". Внешняя и внутренняя красота 2016
Цель урока – выявление художественной идеи сказки; утверждение величия подлинного искусства, служащего людям; формирование навыков выразительного чтения, чтения по ролям, лексической работы, исследовательской работы с текстом, работы с таблицей; выявления значения подлинного искусства в жизни человека.
-
Урок внеклассного чтения по современной русской литературе на тему "Без хороших отцов нет хорошего воспитания" 2016
Урок внеклассного чтения по современной русской литературе по произведениям С.В. Лукьяненко «Мой папа - антибиотик», Ю.Яковлева «Он убил мою собаку». Цель урока: показать развитие традиций русской классической литературы в изображении проблемы взаимоотношения «отцов» и «детей» в современной русской литературе; научить выделять круг проблем, поднятых писателями в рассказах; воспитать у учащихся уважительные отношения в семье, интерес к жизни, выбору профессии.
-
Литературная гостиная "И с каждой осенью я расцветаю вновь…" 2016
Литературная гостиная, предназначенная для учащихся 8–11-х классов, посвящена творчеству А.С. Пушкина. Данная форма проведения мероприятия позволяет раздвинуть рамки времен и дает возможность ребятам стать участниками далеких событий, помогает лучше узнать культуру разных времен и народов, пополнить свой словарный запас. В сценарий включены фрагменты исследовательских и проектных работ учащихся, театрализованные чтения, игры и конкурсы.
-
Конспект игры «Остановись, мгновенье…» Внеклассное занятие по литературе для учащихся 11–12 лет 2016
Внеклассное занятие по литературе для учащихся 11–12 лет. Данная разработка предназначена учителям литературы, классным руководителям. Цель: познакомить учащихся c поэзией XIX века.
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Цель проекта: погрузить кадет в атмосферу художественной и творческой жизни М.Ю.Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности, который может служить примером трудолюбия, храбрости и целеустремлённости; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений М.Ю.Лермонтова как на занятиях, так и внеурочное время; воспитывать желание понять внутренний мир поэта, пробудить творческий процесс у воспитанников «пробы пера».
-
Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии») 2016
Работа над проектом по литературному чтению «Праздник поэзии» способствовала формированию у учащихся универсальных учебных действий таких, как: умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение взаимодействовать в группе; умение самостоятельно находить недостающую информацию, создавать презентацию; навык монологической речи; формировать активную гражданскую позицию, нравственное воспитание.
-
Урок внеклассного чтения «Мы родом из детства» (по произведениям С.В.Михалкова). 5-й класс 2016
Цели урока: формирование общеучебного умения осознанного чтения басни и умения понимать авторский замысел; развитие навыков самостоятельного анализа басни и характеристики действующих лиц; воспитание внимательного читателя и человека, способного услышать чужое мнение.
-
Литературная дуэль по биографии и творчеству великого русского поэта М.Ю.Лермонтова 2016
Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Оно направлено на расширение и закрепление знаний биографии и творчества М.Ю.Лермонтова, поддержание интереса к чтению. Может быть использовано как библиотечный урок, итоговый урок по литературе или внеклассное мероприятие.
-
Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2016
Урок литературы в 9-м классе готовит к написанию сочинения на тему «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина) с целью научить оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка; научить последовательно излагать свои мысли; научить использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.
-
Урок-открытие "…Но самый большой грех из всех – быть равнодушным" (по рассказу Л.Петрушевской "Страна") 2016
Урок-открытие по рассказу Л.Петрушевской «Страна» ориентирован на учащихся 10-го класса. Это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, уважение, забота об окружающих? Какую роль в нашей жизни занимают наши родные и близкие? На представленном уроке поднимаются проблемы, актуальные для всех нас, проблемы семьи, одиночества, материнства.
-
Урок-КВН по книге А.Дюма "Три мушкетера" 2016
Урок-КВН по книге "Три мушкетера" можно проводить как в классе, так и в зале с учащимися разных возрастов, чтобы привлечь их внимание к роману А.Дюма. Игра проходит в быстром темпе, оживленно, интересно.
-
Интегрированный урок русского языка, литературы и географии «Фронтовое письмо» 2016
Цель урока: пробудить через слово историческую память о дедах и прадедах, защищавших Отечество в годы войны, сформировать чувства патриотизма и гордости, уважительного отношения к людям – защитникам Родины, познакомить с эпистолярным жанром, фронтовыми письмами, расширить кругозор, формировать культуру общения.
-
Н.А.Некрасов и Ярославская область 2016
Целью данной работы является изучение жизни и творчества Н. А. Некрасова в 7-м классе с использованием краеведческого материала, включение обучающихся в исследовательскую работу, направленную на поиски малоизвестной информации о поэте. Данная презентация универсальна. Она подойдет как для уроков литературы, так и для внеклассного мероприятия. Она ориентирована на расширение и углубление знаний обучающихся о творчестве великого русского поэта.
-
Учебное пособие-презентация для учащихся 10-х классов «Некрасов в Петербурге» 2016
Данное учебное пособие предназначено для более тщательного и углубленного изучения творчества Н.А.Некрасова в 10-м классе школы глухих и слабослышащих. Представленный в презентации справочный материал поможет учащимся более полно и развернуто познакомиться с основными этапами жизни и творчества Н.А.Некрасова в Петербурге. Тестовые вопросы способствуют закреплению полученных знаний, используются для контрольного зачета и во внеурочной деятельности при проведении литературной викторины.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе «Московский вариант петербургских событий (по повести В.А.Пьецуха «Новая московская философия»)» 2016
Цели урока: расширение литературного кругозора учащихся; систематизация знаний учащихся по проблематике современной русской литературы; знакомство с творчеством В.А.Пьецуха, пробудить интерес к чтению, к исследовательской работе.
-
Методическая разработка «По страницам жизни великого поэта…» 2016
Данный интегрированный проект представляет собой подбор и систематизацию литературного и музыкального материала по творчеству М.Ю. Лермонтова, который может быть использован как на занятиях гуманитарного цикла, дополнительного образования, так и во внеклассных мероприятиях.
-
Звезда чувашской поэзии П.Хузангай 2016
Цели и задачи урока: собрать материал о жизни и деятельности поэта; изучить основные факты жизненного и творческого пути; научить понимать философскую глубину и художественное совершенство произведений поэта.
-
«Нравственный цвет поколения» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 11-й класс 2016
Урок-размышление в 11-м классе помогает учащимся понять глубину философских размышлений и обобщений в романе; показывает особенности восприятия мира главным героем; развивает монологическую и диалогическую речь старшеклассников; формирует читательскую компетенцию, гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее; воспитывает любовь и уважение к Родине, ценностям отечественной литературы.
-
Внеклассное мероприятие "Путешествие по Крыму А.С.Пушкина". 7-й класс 2016
Основные задачи мероприятия: знакомство с творчеством А.С.Пушкина и путешествием поэта с семьей Раевских по Крыму в 1820 г. на примере картин крымских художников К.Боссоли и И.К.Айвазовского; заинтересовать учащихся творчеством этих художников; активизировать процесс взаимодействия учеников с миром писателя, связанных с личным опытом.
-
Интегрированный урок (литература + музыка + МХК) на тему "Народно-песенная основа лирики С.Есенина". 9-й класс 2016
Цели урока: показать учащимся мелодичность и звучность стихотворений Есенина, их песенность и напевность; выявить близость лирики Есенина к поэтическим традициям крестьянского фольклора; показать учащимся жизнь поэтического слова С.Есенина в музыке; вызвать эмоциональный отклик на стихи С.Есенина, положенные на музыку; вызвать у учащихся желание обращаться к творчеству С.Есенина; прививать любовь к своей земле, к своему краю, к Отчизне.
-
Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина 2016
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Через анализ стихотворений учащиеся приходят к пониманию творческого метода поэта, формируют собственное понимание образа природы в лирике поэта. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о взаимосвязи человека и природы в творчестве Есенина.
-
Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2016
В ходе урока группы обучающихся проводят разные виды работы с текстом в соответствии с заранее известными критериями оценивания. Завершение – итоговый контроль знаний по данной теме.
-
Художественные достоинства и герои рассказа И.С.Тургенева "Бирюк". 7-й класс 2016
Урок литературы построен на основе технологии критического мышления с использованием приема «Целенаправленное чтение» или «Чтение с остановками». Ситуация выбора при актуализации новых знаний, при закреплении изученного материала и при выполнении домашней работы способствует формированию «Я – концепции». В ходе урока определяются нравственные проблемы рассказа, мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
-
Тест по повести Н.В. Гоголя «Шинель». 8-й класс 2016
Цели урока: проверка уровня усвоения материала по литературе в 8-м классе по творчеству Н.В.Гоголя; осознание учащимися особенностей художественного восприятия в ходе чтения произведений; воспитание культуры восприятия художественной литературы; научить ребенка постижению искусства слова в процессе читательской художественной деятельности.
-
Урок-КВН по творчеству В.Маяковского и С.Есенина 2016
2015 год был объявлен годом литературы. В этом году многие известные поэты и писатели стали юбилярами. 3 октября 2015, например, исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, а 14 апреля – 85 лет со дня смерти В.В. Маяковского, талантливого русского поэта и драматурга. В связи с этими важными событиями и в знак памяти о двух великих поэтах предлагаю разработку урока-КВН по творческим биографиям С.Есенина и В.Маяковского.
-
Литературный турнир "По следам древнерусской литературы". 9-й класс 2016
Методическая разработка литературного турнира поможет учителю организовать повторение и закрепление материала по теме «Древнерусская литература» в 9-м классе. Данная работа содержит презентацию, в которую включён богатый иллюстрированный материал, позволяющий повысить познавательную мотивацию обучающихся, наполнить зрительными образами тексты произведений древней Руси.
-
Тема родины, народа в лирике Н.А.Некрасова 2016
Некрасов – один из самых читаемых поэтов, один из воспитателей молодежи. Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.