Интерпритация художественного текста при изучении творчества И.А.Бунина. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Занятие № 1

Тема: "Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне"
(Личность Бунина и его творчество.)

"Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного..."
И.А. Бунин

Содержание

1. Слово учителя о месте Бунина в историко-литературном процессе конца 19 - начала 20 в., в истории русской и мировой культуры. Отзывы современников о личности поэта и его творчестве.

2. Выявление знаний учащихся о Бунине (стихи о родной природе, рассказы "Цифры", "Лапти" и др. )

3. Вспомнить определение понятия: "лирическая система", если оно уже давалось в процессе изучения поэзии 19 века. Если нет, то это понятие надо дать теперь. Сказать о способах выражения лирического чувства, о таком термине, как "лирический герой", сказать о проблемах изучения творчества И.А. Бунина, главные из которых - выявить мировосприятие писателя, его отношение к миру природы и к миру людей,и уяснить, какими художественными средствами это отношение в его творчестве выражено.

4. Считаем необходимым уже не первом занятии дать интерпретацию стихотворения "Молодость" , чтобы сразу погрузить учащихся в лирическую стихию И.А. Бунина, приблизить их к сложному духовному миру поэта и начать наблюдение над поэтическим строем его стихов.

Интерпретация стихотворения И.А. Бунина. "Молодость".

"Молодость"

В сухом лесу стреляет длинный кнут.
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист дубовый.
И ходят дождевые облака,
И свежим ветром в сером поле дует,
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика.
1916 год

Почему сердце в "тайной радости тоскует"? Для ответа на этот вопрос необходимо исследовать структуру текста.

Вопросы, предложенные старшеклассникам:

1. О чем это стихотворение?

2. Какое настроение вызывает?

3. Почему стихотворение называется "Молодость"?

4. Сколько в нём частей?

5. Какие предметы реалии создают картину молодости в первой строфе?

6. Какие звуки, цвета доминируют в первой и второй строфах?

7. В чём их смысл?

8. Одно или несколько времен года рисует поэт в стихотворении? С какой целью? Аргументируйте свой ответ.

9. Выпишите из текста в три колонки глаголы, существительные и прилагательные. Как их изменения передаёт движение в поэтическом пространстве?

10. Почему в 1-5 стихах употребляются личные формы глагола, в 6-м -безличная, а в последнем стихе глаголов совсем нет?

11. Зачем в первой строфе поэт использует преимущественно конкретную лексику, а в двух последних стихах абстрактную?

12. Почему сердце лирического героя тоскует "в тайной радости"? Нет ли здесь противоречия?

13. Какой дополнительный смысл приобретает слово "пуста" в последнем стихе?

14. Как бы вы объяснили многократную повторяемость союза "и" в 3-7 стихах?

15. С какой целью в первой строфе поэт использует перекрестную рифму, а во второй - кольцевую?

16. Как проведённый нами анализ помогает понять поэтическую идею стихотворения?

Стихотворение Бунина называется "Молодость". Этим словом обозначена тема произведения. В тексте оно больше не употребляется. (Это одна из особенностей стихов Бунина: если есть название, то в тексте оно заменяется местоимением или вообще не встречается. Таковы стихотворения "Ландыш", "Компас", "Сириус", "Петух на церковном кресте" и др.) . Посмотрим, как меняется настроение лирического героя от картины природы, воспоминания о детстве и юности (для Бунина это далёкий хутор Бутырки в Орловской области). Предметный мир её реален, осязаем, конкретен: кнут, коровы, подснежник, лист дубовый. Строфа наполнена резкими, громкими звуками. Стреляет, трещит, шуршит. Главенствующее цветочное пятно - синие подснежники. Преобладающий звук "и". И именно союз и соединяет стихи в единую композицию. Выясняем: настроение первой строфы радостное, беспечное. Лирический герой беззаботен, его ничто не тяготит, не тревожит. Он не сторонний наблюдатель жизни, но его внимание сосредоточено на отдельных, случайных её проявлениях: в сухом лесу стреляет длинный кнут, и звук этот далеко слышен, как треск сучьев в кустарнике. (так мы воспринимаем этот стих преимущественно на слух). Этот стих воспринимается слухом и рождает зрительные образы. Зрительный образ вызывает и строки "синие подснежники цветут".

Лист дубовый может шуршать под ногами, если кто-то медленно идёт по лесу. В стихе появляется оттенок раздумья, нота воспоминаний.

Во второй строфе стиховое пространство как бы расширяется, раздвигается, приобретает более обобщенный характер слова: облака, ветер, сердце, жизнь. В "сером поле" начинает дуть "свежий ветер" перемен, "ходят дождевые облака". Два последних стиха поднимают образ лирического героя до обобщения: появляется абстрактная лексика - "радость", "жизнь". Личные формы глаголов сменяются безличными, а в последнем стихе исчезают совсем. Жизнь на бытийном уровне как бы замирает в ожидании перемен, "в тайной радости", в тайной надежде на то, что она велика, что ещё только начинается.

Если построить ряды существительных, прилагательных и глаголов, то можно заметить расширение поэтического пространства "от конкретного, предметного уровня к обобщенному". Существительные: лес, кнут, кустарник, коровы, подснежники, лист, облака, ветер, поле, сердце, радость, степь, жизнь.

Прилагательные: сухой, длинный, синие, дубовый, дождевые, свежий, в сером, в тайной, велика.

Глаголы: стреляет, трещат, цветут, шуршит, ходят, дует, тоскует.

В стихотворении есть неожиданные художественные образы:

- Образ - "зеркало" - "в кустарнике трещат коровы". Читателю ясно, что трещат не коровы, а кустарник под их копытами;

- Образ - "оксюморон" - "сердце в тайной радости". Человек в молодости находится в тревожном ожидании, тайно ждёт, надеется на счастье. - Отсюда тайная радость. Но почему же сердце человека "в тайной радости тоскует"! Найдём синонимы к слову "тоскует": ждёт, томится, надеется. Сердце тоскует оттого, что жизнь "пуста и велика".

Думаем о роли союза "и" в начале 3-6-10 стихов. Он используется для расширения образных картин, пространства: от синих подснежников, которые можно увидеть, находясь рядом с ними, до серого поля, заполняющего весь мир вокруг. В 7-м стихе союз "и" присоединяет к миру природы, отраженному в воспоминаниях молодости, внутренний, духовный мир человека - и " сердце в тайной радости тоскует".

Конкретность первой строфы подчёркивается и перекрестной рифмой - она в русской поэзии традиционно, наиболее часто употребима. Кольцевая рифма второй строфы ведёт к высшей точке напряжения в 7-8-м стихах. Если предложить школьникам представить каждый стих как кинокадр, то можно проследить смену планов: общий план - "в сухом лесу стреляет длинный кнут"; средний план - "В кустарнике трещат коровы"; крупный план - "И синие подснежники цветут", "И под ногами лист шуршит дубовый"; средний план - "И ходят дождевые облака", общий план - "И свежим ветром в сером поле дует". Два последних стиха придают радостное ожидание, которое переполняет человека, когда он молод. Этим объясняется появление абстрактной лексики - "жизнь", "радость", и отсутствие в последнем стихе.

Стихотворение "Молодость" написано в апреле 1916годо, когда Бунину шел 46 год. Лирический герой стихотворения - уже не юноша, и поэтому он грустно улыбается, вспоминая и жалея об ушедшей молодости, о поре, когда жизнь была "пуста и велика" и все пути были возможны.

Домашнее задание

Групповое Попытаться "войти" в художественный мир стихотворения, дать анализ поэтического слова, особенностей цвета и светописи, увидеть особенности композиции ритма произведения.

  • Группа 1 - стихотворение "Детство"
  • Группа 2 - "Густой, зелёный ельник у дороги..."
  • Группа 3 - "Восход луны"
  • Группа 4 - "Последний шмель"
  • Группа 5 - "Забытый фонтан"

(Основные вопросы анализа отпечатать для каждой группы или закрепить на стенде "Готовимся к уроку")

Вопросы к произведению.

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Меняются ли наши чувства при чтении стихотворения?
  3. Почему оно называется...?
  4. Каков смысл слова (названия) в этом стихотворении?
  5. Какие художественные образы объединяют человека и природу?
  6. Как вы понимаете метафорические выражения?
  7. Какова композиция стихотворения?
  8. Сколько в нём частей?
  9. Как они взаимосвязаны?
  10. Какими цветами, звуками наполнена каждая часть?
  11. Что можно сказать о художественном пространстве стихотворения?
  12. Каков аллегорический смысл...?
  13. О чём это стихотворение?

Занятие № 2

Тема. "Всё моё чувство состоит из поэзии".
(Основные мотивы лирики Бунина).

"Так любить природу мало кто умеет, как это умеет Бунин...
Мир Бунина - это мир зрительных и звуковых впечатлений".
А. Блок

Содержание

1. Слово учителя.

Поэзия Бунина - замечательное явление русской культуры. Лаконичны и внешне простые, даже скупые в художественных средствах его стихи предельно насыщены поэтической мыслью и отличаются глубиной и силой чувства. Для них характерен поэтически выраженный целостный взгляд на мир, жизнь, зоркость художественного видения, внимание к деталям... Поэту свойственно тонкое чувство языка, ясность и прозрачность стихотворной речи. Все эти качества бунинской поэзии доказывают, что перед нами творение мастера.

2. Вспомнить и прочитать наизусть стихотворения Бунина, изученные ранее (индивидуальное домашнее задание).

3. Чтение и анализ стихотворений (групповое домашнее задание; вопросы к каждому стихотворению были заранее вывешены на стенде "Готовимся к уроку")

  • 1 группа - "Детство"
  • 2 группа - "Густой зелёный ельник у дороги"
  • 3 группа - "Последний шмель"
  • 4 группа - "Забытый фонтан"
  • 5 группа - "Восход луны"

Вопросы к стихотворению "Детство".

1. Какое настроение возникает при чтении стихотворения?

2. В чём разница слов: запах и аромат?

3. Какие чувства передаёт поэт? Найдите в тексте слова, говорящие об этом. ("Сладостней", "прильну", "весело", "тепла")

4. Что восхищает поэта в родном краю? (Смолистый аромат, бор - солнечная палата, песок-шёлк, ствол-гигант).

5. Как, какими средствами изображает поэт картину? (Поиск эпитетов, сравнений, метафор).

6. Почему стихотворение называется "Детство"?

7. Что вы видите, когда читаете стихотворение, какие звуки слышите? Картины каких художников могли бы стать иллюстрацией к этому стихотворению?

8. С какой интонацией вы будете читать это стихотворение?

9. Все ли три строфы надо читать одинаково? А как?

10. Какова эмоциональная роль многоточия, заканчивающего вторую строфу?

11. Попытайтесь найти и обосновать свою интонацию прочтения стиха, передав его настроение.

12. О чем заставило задуматься это стихотворение? Что нового оно открыло нам?

Вопросы к стихотворению "Густой зелёный ельник у дороги..."

1. Какие чувства вызывает у вас стихотворение?

2. Чем являются первые две строки начального четверостишия? (Экспозицией). Обратите внимание на особенности синтаксиса (отсутствие сказуемых, доминируют существительные и прилагательные).

3. Каков ритм этих двух строк? Сохраняется ли он в двух последующих строках? Чем они являются в стихотворении? (Завязкой).

4. В каких строфах происходит развитие действий? (2 и 3) С помощью чего в них передаётся богатство зрительных впечатлений?

5. Какая строфа является кульминационной? Как меняется ритм стихотворения? Что выражает напряженность изменившейся обстановки,передаёт нарастание угрозы?

6. Какова тональность третьей строфы? (Мажорная, радостная)

7. С помощью чего поддерживается мажорность настроения? (Восклицательные предложения, особая лексика).

8. Какие изобразительно - выразительные средства языка использованы в стихотворении?

9. Как можно объяснить концовку стихотворения? (Победа красоты над смертью)

10. Какое музыкальное произведение соответствует теме этого стихотворения? (Гимн).

Вопросы к стихотворению "Последний шмель".

  1. Какова, на ваш взгляд, тема стихотворения?
  2. Объясните значение слова "последний"в данном стихотворении? (Работа со словарем).
  3. Определите ключевые образы стихотворения. ("смерть" и "осень")
  4. Сколько частей в этом стихотворении?
  5. В чём необычность композиции?
  6. С помощью чего передаётся сужение времени и пространства в произведении? (Короткая последняя)
  7. С помощью чего создаётся звукоподражательный эффект - звук жужжания шмеля?
  8. Как меняется настроение от первой ко второй строфе?
  9. Для чего автор использует поэтическое обращение?
  10. С помощью чего передаётся близость "настроений" шмеля и человека?
  11. Проследите на примере глагольных форм, как происходит размежевание "мира человека" и "мира природы".
  12. Мир человека противопоставлен миру шмеля способностью мыслить. Стихотворение обретает философское звучание.
  13. Как вы считаете, человеческое осознание неизбежности осени и смерти всего живого - счастье это или горе? Что в этом осознании - торжественно над безумным миром шмеля, или грусть от собственного бессилия перед лицом гибели прекрасного?

Вопросы к стихотворению "Забытый фонтан"

  1. Ваше первое впечатление от сонета И.А.Бунина?
  2. Очень красивое стихотворение, но отчего возникает легкая грусть?
  3. Кроме девушки, героем этого стихотворения является ещё ветер и время. Расскажите о них.
  4. Как меняется настроение при чтении сонета? Почему?
  5. Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?
  6. Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания лирической героини?
  7. Соответствует ли форма и содержание стихотворения заявленному жанру (сонет)?

Вопросы к стихотворению "Восход луны"

- О чём это стихотворение?

- Ночь...Всё засыпает. Давайте послушаем ночь: В чаще шорох потаённый...

- Слышите ли вы этот шорох?

Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передаёт ощущение шороха.

- А что ещё необычного в этой строке? С какой целью используется инверсия? Объясните значение слова потаённый, подберите к нему синонимы, однокоренные слова (тайный, срытый).

- Мы услышали шорох, и он исчезает к концу строки, его нет, он - потаённый. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытные. Но мы можем не только услышать ночь, но почувствовать на щеке её теплое дыхание:

Дуновение тепла...

- Прочтите медленно эту строчку, и сочетание гласных словно создаст волну ночного воздуха. Двумя строчками создано ощущение теплой летней ночи.

- Вернёмся к названию стихотворения "Восход луны". Но о луне нет больше ни слова. А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет?

Как создаётся это ощущение? Мы слушали, осязали, теперь видим. Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.

- С помощью каких слов автор предаёт настроение, восприятия мира?

- Найдите метафору во второй строфе.

- ("В чащу тёмную глядится. Круг зеркально-золотой" Луна не описана, а словно нарисована: круг по форме, зеркально-золотой - по цвету. И все это на фоне чащи тёмной).

С какой целью используется инверсия? (Чтобы привлечь внимание к признаку предмета).

- Какова роль глаголов? (все - олицетворения, все они играют роль эпитетов).

Что изображает автор?

Картину лунной ночи - точную, как все её видят, или только образ этой ночи, передающий его личное видение мира?

Какую задачу решает автор: нарисовать ночь или передать своё ощущение этой ночи?

Используя записанные на доске выражения, ответьте на этот вопрос. (Опорные слова и выражения: величайший мастер слова; в центре внимания; художник охвачен вдохновением; остановил мгновение; в его изображении; богатство переживаний передано в ...; особенность поэтики Бунина; личные тончайшие переживания; стихотворение поражает своими художественными открытиями.)

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворения "Раскрылось небо голубое...", "После половодья", "Горный лес", "Псковский бор"

2. Подготовить записи музыкальных произведений: Л.Бетховен "Лунная соната", П.И.Чайковский "Времена года", А.Дольский "Ленинградские акварели".