Класс: 5-9 классы
Форма: КТД, конкурс
Образовательная цель:
- познакомить учащихся (выборочно) с лирикой М.Ю.Лермонтова; с литературоведческим термином лирический герой.
Развивающие цели:
- развивать познавательный интерес к изучению творчества М.Ю.Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений; развивать умение слушать художественное чтение, оценивать выступления своих ровесников; расширять кругозор обучающихся; творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
- формировать уважительное отношение к родному языку через художественное слово поэта; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию; воспитывать эстетический вкус, прививать культурные ценности через форму мероприятия.
Задачи:
- создать условия для формирования навыков осознанной творческой деятельности обучающихся; предоставить возможность учащимся творчески себя реализовать, раскрыть свой потенциал.
Технологии: ИКТ, театрализация, личностно-ориентированный подход.
Оборудование: презентация, экран, компьютер, проектор, приложение 1 (стенд “Лирический герой”); приложение 2 (Таблица оценивания для жюри).
Ход мероприятия
1 слайд (звучит классическая инструментальная мелодия)
(Дети читают стихотворения за кулисами, и выходят парами)
1 чтец:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
2 чтец:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?...
3 чтец:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
4 чтец:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Учитель:
Ночевала тучка золотая
На груди утёса великана.
Ночью в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.... (затихает музыка)
Учитель: Звучат всем со школьных лет знакомые строки... Это не просто слова... Для поэта стихи – это его искренние чувства, его сокровенные мысли, его образные представления о мире, о жизни, о любви...Стихи для поэта – это его душа. Как с помощью слов выразить всё, что чувствуешь, о чём мечтаешь? А душу можно ль рассказать? Как думаете вы, ребята?
Сегодня мы совершим маленькое чудо: прикоснёмся к мыслям и чувствам удивительного поэта 19 века М.Ю.Лермонтова. Вы будете читать и слушать его стихи, слушать мелодии 19 века.
2 слайд. Сегодня вы узнаете, кого в литературе называют лирическим героем, каким представлен лирический герой в стихотворениях М.Ю. Лермонтова, есть ли связь между лирическим героем и самим автором? Этот секрет мы откроем.
Оценивать выступления будут магистры выразительного чтения – ваши педагоги. (представление жюри) Вы тоже сможете оценить талант ваших товарищей. В конце всех выступлений, каждый класс на листочках запишет имя понравившегося вам исполнителя (во имя справедливости голосовать за своих одноклассников нельзя). Поэтому будьте внимательны, слушайте и наслаждайтесь...(расходятся соведущие)
3 слайд Учитель: Во времена Лермонтова были популярны поэтические альбомы. Это тетради. В них – красиво оформленные страницы. В такие альбомы записывали пожелания, дружеские послания, любовные признания в стихах.
Немало своих стихотворений оставил М.Ю.Лермонтов в таких альбомах...
Нет! - я не требую вниманья
На грустный бред души моей,
Не открывать свои желанья
Привыкнул я с давнишних дней.
Пишу, пишу рукой небрежной,
Чтоб здесь чрез много скучных лет
От жизни краткой, но мятежной
Какой-нибудь остался след.
4 слайд Итак, листаем поэтический альбом... И читаем: Лирический герой – это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, в том числе и самого автора. А теперь переходим к конкурсу.
5 слайд (звучит Бородинский марш, выходит 1 пара соведущих)
1 ученик: Как жаль, что я родился позже тех славных битв. Бородино! Восхищаюсь мужеством и смелостью наших солдат!
1 ученица: Так Вы, Лермонтов, можете написать об этом.
1 ученик: В 1830-м попробовал...
Учитель: (представление 1 чтеца-конкурсанта) “Поле Бородина”, 1830г.
(заполнение стенда “Лирический герой” – восхищение героизмом русских солдат) (См. приложение 1)
6 слайд (звучит мелодия ангелов, выходит 2 пара соведущих)
2 ученик: Когда мне было три года, я слушал колыбельные песни мамы. Она пела, словно ангел.
2 ученица: Так это стихотворение о вашей матушке?
2 ученик: Да. Мне тогда исполнилось 16 лет. Эти стихи в память о ней...
Учитель: (представление 2 чтеца-конкурсанта) “Ангел”, 1831г.
(стенд – нежность)
7 слайд (звучит Бородинский марш, выходит 3 пара соведущих)
3 ученица: Что я слышу? Опять Бородинский марш? Лермонтов, Вы сочинили что-то ещё о войне с французами?
3 ученик: Да, Вы правы, сударыня, сочинил... Но о величии и прочности русского оружия, в этом году Россия отмечает 20 лет с начала Отечественной войны.
3 ученица: Неужели о Наполеоне? Он был так смел и быстр.
3 ученик: Не могу не согласиться. Вот почитайте стихи о двух великанах.
Учитель: (представление 3 чтеца-конкурсанта) “Два великана”, 1832г.
(стенд – уважение к Родине)
8 слайд (звучит мелодия пианино и скрипка , выходит 1 пара соведущих)
1 ученик: Советую, прочтите новое стихотворение господина Лермонтова.
1 ученица: Говорят, после смерти Пушкина, он находится под арестом. Когда же успевает писать?
1 ученик: Ах, сударыня, Михаил Юрьевич от природы находчив. Он велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько стихов.
1 ученица: И о чём стихи?
1 ученик: Конечно о свободе, о воле...
Учитель: (представление 4 чтеца-конкурсанта) “Узник”, 1837г.
(стенд – свободолюбие)
9 слайд (звучит Ричард Клайдерман “К Элизе”, выходит 2 пара соведущих)
2 ученица: У меня случайно оказалась страница из альбома Варвары Лопухиной.
2 ученик: Весьма обворожительная дама. Ей Лермонтов посвятил много своих чудных сердечных посланий.
2 ученица: Вот одно из них, в этой молитве каждое слово – искреннее признание, светлая грусть...
2 ученик: Да, такая любовь не проходит бесследно...
Учитель: : (представление 5 чтеца-конкурсанта) “Молитва”, 1837г.
(стенд – любовь)
10 слайд (звучит Марш Российской Империи, выходит 3 пара соведущих)
3 ученик: Вот, наконец, тот самый год. Вся Россия празднует 25-ю годовщину Бородинского сражения.
3 ученица: Повсюду звучит лермонтовское “Бородино”!
3 ученик: Сколько патриотизма, восхищения мужеством и отвагой русских солдат!
Учитель: (группа чтецов из 5 класса) “Бородино”, 1837г.
(стенд – гордость, патриотизм)
11 слайд Физкультминутка (творческая разминка)
(Учитель читает стихотворение “На севере диком...”. Дети, закрыв глаза слушают, под музыку, затем смотрят на экран).
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
(стенд – романтика, светлая грусть) (Дети встают и потягиваются)
12 слайд Музыкальная пауза. Романс “Белеет парус одинокий...”
(стенд – одиночество, борьба)
13 слайд (звучит восточная мелодия, выходит 1 пара соведущих)
1 ученица: Михаил Юрьевич, я восхищена Вашим “Кинжалом”.
1 ученик: Этим?
1 ученица: Ах, сударь, нет, вот этим.
1 ученик: Но стихи о нём. Подарен мне в Грузии женой великого Грибоедова. Посмотрите, как красив и благороден этот клинок.
1 ученица: Стихи о нём также полны благородства!
Учитель: (представление 7 чтеца-конкурсанта) “Кинжал”, 1837г.
(стенд – решительность, смелость)
14 слайд (звучит “Молитва” Моцарт, выходит 2 пара соведущих)
2 ученица: Вот ещё одно искреннее стихотворение нашего влюблённого поэта.
2 ученик: Помню-помню. Мария Алексеевна Щербатова. И в неё он был влюблён. Она велела ему молиться, когда на сердце тоска. Он обещал ей. И написал эти строки.
Учитель: (представление 8 чтеца-конкурсанта) “Молитва”, 1839г.
(стенд – искренность)
15 слайд (звучит пианино и скрипка, выходит 3 пара соведущих)
3 ученица: Вы читали одно из последних творений нашего Лермонтова? Как всегда романтично, выразительно.
3 ученик: И Вы, сударыня, полагаете, что это стихотворение о любви?
3 ученица: О несчастной любви, сударь.
3 ученик: Вы ошибаетесь, скорей эти строки о жизни, о страданиях. Обращены они к Богу.
3 ученица: Неужели?
3 ученик: А Вы послушайте...
Учитель: (представление 9 чтеца-конкурсанта) “Благодарность”, 1840г.
(стенд – вызов, ирония)
16 слайд (звучит классическая инструментальная мелодия, выходит 1 пара соведущих)
1 ученица: Вы очень расстроены сегодня, Лермонтов?
1 ученик: У меня нет причин веселиться, сударыня, я уезжаю на Кавказ.
1 ученица: Право, Мишель, вы совершенно пали духом. Я вас не узнаю.
1 ученик: Простите, у меня дурные предчувствия.
1 ученица: Вам нездоровится?
1 ученик: Нет. Но у меня весь день такое чувство, будто я попал в железное кольцо, оно все время сжимается и вот-вот меня раздавит.
1 ученица: Забудьте эти мысли! Когда вы вернетесь с Кавказа...
1 ученик: Я не вернусь. В этом-то я единственно уверен.
1 ученица: Прочтите нам что-нибудь новое.
1 ученик: Новое? Извольте!
Учитель: (представление 10 чтеца-конкурсанта) “Тучи”, 1840г.
(стенд – печаль)
17 слайд (звучит фигурный вальс, выходит 2 пара соведущих)
2 ученица: Что слышно от Лермонтова? Как он там на Кавказе?
2 ученик: Как может чувствовать себя человек на чужбине? Одиноким...
Учитель: (представление 11 чтеца-конкурсанта) “Листок”, 1841г.
(стенд – одиночество)
18 слайд (звучит “Как упоительны в России вечера”, выходит 3 пара соведущих)
3 ученица: 1841г. В поэтическом альбоме на сегодня последнее стихотворение талантливого поэта.
3 ученик: Это настоящий шедевр. Здесь правдивое, честное отношение Лермонтова к России, его счастье и боль – любовь к Родине!
Учитель: (представление 12 чтеца-конкурсанта) “Родина”, 1841г.
(стенд – любовь к Родине)
19 слайд Учитель: Вот мы и убедились с вами, что лирический герой в стихотворениях М.Ю.Лермонтова разный, внимание на стенд. Как и сам поэт его герой тонко чувствующий, эмоциональный, любящий и романтичный.
20 слайд Подведение итогов жюри и зрительского голосования (См. приложение 2).
Щелчок (звучит вальс из “Маскарад”)
Рефлексия: (на сцену приглашаются все исполнители)
Учитель: Сегодня в нашем зале совершилось маленькое чудо, стихи Михаила Юрьевича Лермонтова звучали со сцены, они оживали, благодаря Вам, наши талантливые исполнители, благодаря вам, внимательные слушатели, благодаря вам, мои дорогие соведущие.
- Ребята, кто из вас услышал новые для себя стихи М.Ю.Лермонтова?
- Кто из вас узнал что-то новое о внутреннем мире поэта?
- Так можно ль душу рассказать? Удалось ли это Лермонтову?
- А удалось ли это передать нашим исполнителям?
Поаплодируйте им.
Слово искусным ценителям - магистрам художественного слова.(награждение)
21 слайд Учитель: Я хочу поблагодарить вас всех за внимание и раскрыть последний секрет поэта: его жизнерадостность.
Совет от поэта
Если, друг, тебе взгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется -
Улыбнись и разгрустись.
Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог дает,
Пей нектар часов веселых;
А печаль сама придет.
Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить...
Список информационных источников.
- Стихотворения М.Ю.Лермонтова.
- yandex.ru/images (изображения для презентации)
- http://muzofon.com/ (музыкальное сопровождение для презентации)
- https://yandex.ru/search/?text=
жизнь%20замечательных%20
людей%20лермонтов&lr=2&clid=
2148283-101&win=139