Интегрированный урок (литература + история) по теме "Героическое прошлое России. М.Ю.Лермонтов "Бородино"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Образовательные: опираясь на раннее изученные биографические сведения поэта, познакомить с содержанием стихотворения “Бородино”, обратить особое внимание на его художественные достоинства.
  • Развивающие: развитие у школьников умения делать анализ художественного текста, развитие речи, мышления, внимания и памяти учащихся; развитие умения логично и быстро отвечать на поставленные вопросы.
  • Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к великому прошлому России; воспитание эмоционально-эстетического восприятия мира; воспитание чувства патриотизма.

Тип урока: изучение новой темы.

МПС: изобразительное искусство, история

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, исследовательский, метод творческого чтения

Оснащение: индивидуальные карточки, интерактивная доска

Ход урока

Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский, - сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю.Лермонтов

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Откройте ваши тетради по литературе, запишите сегодняшнее число. А вот тему я вам говорить пока не буду, хочу, чтобы вы мне сами ее отгадали.

Перед вами шифровка, в которой спрятана тема нашего урока. Чтобы ее разгадать, вам надо вспомнить некоторые факты биографии русского поэта, писателя М.Ю. Лермонтова, которого один из критиков назвал “Нераспустившимся цветком русской поэзии”.

Учитель: “Героическое прошлое России”. Как вы это понимаете? Я попрошу 1 ряд объяснить мне значение слова “героическое”. 2 ряд объясняет значение слова “прошлое”. 3 ряд – “Россия” с помощью подбора синонимов, словосочетаний.

Вывод: Героическое прошлое России – это подвиги людей, совершивших их очень давно, во имя Родины и будущего.

II. Беседа с учащимися.

Учитель: Бородино – знакомо ли вам это слово?

Предполагаемый ответ. Да. О Бородинском сражении мы узнали на уроке истории.

Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы. Мы знаем, что 26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный Кутузов.

Учитель: Но вначале обратимся к словам М.Ю.Лермонтова.

Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский, - сильно, пламенно
и нежно.

Имеет ли отношение пламенное выражение поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?

Что значило проиграть бой под Бородином?

Предполагаемый ответ. Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.

Учитель: Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. “За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!” - таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском...” [1]

Учитель: История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

1. Выскажите свое предположение, о чем же это стихотворение?

Предполагаемый ответ. О Бородинском сражении 1812 года, о героической битве русских с французами-захватчиками под Бородино.

Учитель: Прежде чем послушать стихотворение, обратим внимание на лексическое значение слов, которые встретятся нам в стихотворении.

редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;

мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;

картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;

булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;

улан, драгун – солдаты конных полков;

басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

К каким лексическим группам относятся эти слова?

Предполагаемый ответ. Это слова иноязычного происхождения, профессионализмы.

Учитель: Правильно, ведь речь пойдет о военных событиях 1812 года; прозвучавшие слова помогают автору приблизить время для читателя, точнее рассказать о жизни людей в прошлом.

2. Чтение вслух стихотворения “Бородино”

"Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана.

Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!"

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.....
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут-как-тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам....
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!"
- И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И всё на наш редут.

И даны с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед вами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...

Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой....

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять....

Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы.

Учитель: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Москва, Москва!.. люблю тебя,
как сын,
Как русский, - сильно, пламенно
и нежно.

Можно ли сказать, что М.Ю. Лермонтов смог передать в стихотворении всю свою сыновью любовь и преданность своей Родине?

III. Д/З: иллюстрация стихотворения.

Список литературы:

  1. Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. – М.: Знание. – С. 18-19.