Цель урока: обобщение и контроль знаний учащихся; развитие аналитических способностей десятиклассников.
Оборудование: текст романа, тетради, индивидуальные карточки.
Методические приёмы: учащимся заранее были даны на дом индивидуальные задания-карточки. В классе 19 человек, поэтому ребята получили 6 карточек с вопросами. В начале урока ученики рассаживаются по группам в соответствии полученных карточек, обмениваются мнениями 7-10 минут. Затем начинается работа по обсуждению вопросов.
Задания по группам.
Задание 1-й группы.
Д.И. Писарев говорил, что содержание романа “Обломов” (его сюжет) может быть рассказано в 2-3 строках. Попробуйте очень кратко пересказать сюжет романа. Какие главные события лежат в основе каждой из четырёх частей романа? Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов – Ольга, Штольц – Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в “живой труп”. Какова ваша точка зрения?
Задание 2-й группы.
Вспомните знакомые произведения: “Тарас Бульба”, “Ревизор”, “Мёртвые души” Гоголя, “Евгений Онегин” Пушкина, “Герой нашего времени” Лермонтова. При каких обстоятельствах мы знакомимся с их главными героями?
А теперь обратитесь к началу романа “Обломов”. В чём необычность этого начала? Почему, по-вашему, местом действия писатель взял центр Петербурга, большой дом, а героем сделал не переутомлённого трудами человека, а мужчину лет тридцати двух от роду? Чем писатель объяснят постоянное лежание Обломова?
Задание 3-й группы.
Какую роль для понимания Обломова и окружающей его жизни играют встречи и диалоги с гостями во II-IV главах первой части романа? Чем Обломов выше своих гостей? Почему Гончаров иронизирует по поводу этих сцен?
Задание 4-й группы.
Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы V-VI первой части). Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные ещё в детстве? Почему Обломов порвал со службой и с обществом? О каких мечтах и “внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца” говорит писатель? Как эти мечты и мысли связываются у Обломова с жизнью?
Задание 5-й группы.
Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга. Покажите, что в иные моменты он не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное к хозяину дома (глава VIII первой части), другое – к Ольге (глава X второй части). Почему во втором письме – свободная речь, образность, чувство? Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (глава IV четвёртой части)? Можно ли согласиться с их оценками?
Задание 6-й группы.
Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание трудиться, надежды на “авось”, “может быть”, “как-нибудь”, апатия, равнодушие, нерешительность, “лень жить”.
Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизм (желание испытать чувство любимой женщины, добиться от неё жертвы)? Каков его идеал любви, семейной жизни?
Читая I первую главу третьей части (поездка к Пшеницыной), обратите внимание на то, как обломов любуется крапивой у забора, рябиной. В главе IV этой части “он слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. Он не велел убирать их. “Деревню напоминают, Обломовку, - сказал он”. Что привлекает Обломова в доме Пшеницыной? Почему некоторые критики называют последнее обиталище героя “выборгской Обломовкой”?
Вопросы всему классу:
- Так кто же такой Обломов?
- В чём, по-вашему, трагедия жизни героя романа Гончарова “Обломов”?
Домашнее задание:
- составить тест по роману Гончарова “Обломов”(I вариант),
- подготовить вопросы для викторины по роману(II вариант),
- составить кроссворд по роману(III вариант).
- подготовиться к сочинению по роману Гончарова “Обломов”.