Целью литературного образования учащихся среднего и старшего звена остается образование в полном смысле слова: приобретение обширных знаний, привычка мыслить, воспитание благородных чувств. Задачи, которые решает учитель литературы - воспитание “эмоционального интеллекта”, “активной совести”, формирование идеала, пробуждение мысли, осознание духовных ценностей. Разумеется, чтобы превратить учебную задачу в личностно-значимую, реализовать возможность воспитания вдумчивого читателя, утолить голод интеллекта и души ученика, передать знания, которые существенно влияют на нравственное становление личности, способствует познанию самого себя и окружающего мира, - необходимо время. Источником времени для учителя словесности считаю внеклассную работу по предмету.
Мотивированное чтение как технология приобщения обучающихся к литературным ценностям нацелена на “погружение” в текст, обдумывание прочитанного, что напрямую связано с дефицитом урочного времени. Кроме того,“трагическое распутье” (выражение Ю.М. Лотмана), на котором оказалась русская литература: сохранить ли свою национальную, веками сложившуюся традиционность или же превратиться в развлекательное чтиво- причина того, что у подростков не вырабатывается система, не прививается культура чтения, способствующие социально-нравственному самосознанию. И разумеется, стандартный подход к изучению творчества писателя: биография -аналитическое чтение текстов – сочинение, - исчерпал себя, т.к. такие личностные качества ученика, как мобильность, креативность, коммуникабельность не задействованы, остаются вне урока. Именно поэтому “классика после урока…”, внеклассную работу по предмету, считаю важнейшим средством мотивации учащихся при изучении литературы в условиях модернизации образования.
Одна из форм работы - учебно-информационные, познавательные поездки со школьниками одновозрастных групп по культурно-историческим центрам, усадьбам России и зарубежья. Как напутствие нам, современникам XXI века, звучат слова К.Г.Паустовского: “Если хотите быть подлинными сынами своей страны и всей земли, людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности…Людьми, создающими духовные ценности, - то будьте верны музе далёких странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие – это прикосновения в область значительного и прекрасного”.Такие поездки не только запоминаются на всю жизнь, но и собранный фото- видеоматериал, личные впечатления, ощущения – это то, что используется впоследствии учащимися на уроках, в реферативных работах, будит желание взять в руки тексты, понять творчество не просто писателя, а личности, которую помогли “увидеть” экскурсоводы, увидеть книгу как артефакт культуры.
В качестве результата внеурочной деятельности в форме “Путешествовать, чтобы учиться” считаю мотивированное чтение как следствие освоения разнообразных способов постижения мира учеником– доминанты путешествия; познания мира в деятельной сопричастности, первичности наблюдения и опыта по отношению к информации.
Дважды посетив с учащимися литературное “гнездо” России – Орёл и литературные усадьбы орловщины: Ясную Поляну Л.Н.Толстого, Овстуг Ф.Тютчева и места , связанные с биографией “соседа” А.Фета, Спасское-Лутовиново И.Тургенева и, конечно, дома-музеи г.Орла: Н.Лескова, И.Бунина, Л.Андреева, в течение 10дней мы с учащимися были погружены в атмосферу жизни и творчества, образов литературных произведений, в окололитературную среду 19 века и современности. Как результат, желание учащихся использовать материалы путешествия на уроках.
Результатом неоднократного посещения музея-заповедника “Пушкинские горы” (под Псковом), Михайловского (музея-заповедника А.С.Пушкина), Святогорья - места захоронения поэта, Тригорского считаю неподдельный интерес к произведениям периода михайловского уединения – поры расцвета пушкинской лирики. Поездки в Царское Село (г. Пушкин), в Царскосельский Лицей и совместные семейные просмотры фильмов пушкинской тематики, например, “1814” (о Пушкине-лицеисте), после поездок влияют на восприятие темы лицейского братства.
Ежегодные поездки под общим названием “Петербург литературный” включает в себя темы одного дня, например, “Серебряный век Петербурга”,“Петербург пушкинской поры”. Результатом работы учащихся являются рефераты, проекты, семинары,“Литературные гостиные” как одна из форм внеклассной работы по предмету. Театральные постановки находят в детях живой отклик- это ролевая игра, стимулирующая фантазию, развивающая память, внимание, эрудицию, погружающая в первоисточник.
Материалы экскурсии “Петербург Гоголя” легли в основу “Литературных чтений”, подготовленных учениками и актёрами при участии родителей. Творческие встречи с актёрами, поэтами и писателями города, участие в презентации книг, альбомов стали одной из приветствуемых учащимися форм работы по предмету.
Поездки “Петербург Достоевского” в виде тематических пешеходных экскурсий и музейных уроков: “Мир “Преступления и наказания” и др.; подобные литературные поездки в Москву: (“Грибоедовская Москва”, мир Островского- “Колумб Замоскворечья”, пешеходные экскурсии “По страницам романа “Мастер и Маргарита” и др.). как этап мотивированного чтения позволили учащимся подготовить презентации и выступления на семинарах по творчеству классика.
Ежегодные поездки по Европе связываю с литературой “Русского Зарубежья”
Например, общая тема “ Книги о детстве” (Л.Толстой, Ф.Достоевский, С.Аксаков) после посещения в Париже музея Гари была дополнена его гимном матери – романом “Обещание рассвета”. Эта книга стала одной из любимых и “читаемых” среди моих учеников среднего звена школы. Она возглавила список книг “Семейного чтения” и постепенно заполнила “Читательские копилки” учащихся. Ведение записей по внеклассному чтению в форме “Читательских копилок”, занимающих место на стенде в кабинете, считаю наиболее эффективными с точки зрения влияния на мотивацию чтения, так как любой, кто работает в кабинете : учащийся, родитель, учитель- могут открыть эти страницы.
На уроках по биографии писателя неоценима работа учащихся по составлению и комментированию галереи портретов писателей с использованием самостоятельно созданных мультимедийных презентаций. Выступающий обязательно подчёркивает тот факт, что интерес к теме вызвала поездка по литературным местам, связанным с жизнью и творчеством писателя как неординарной интересной личностью своего времени.
Встречи с актёрами театра им. Чехова, малой сцены ТЮЗа, драматургом Николаем Коляда и посещение спектаклей (особенный интерес вызывают суп – спектакли театра-Коляда) стали не только традиционными для учеников, но уроками освоения книги как литературной ценности, уроками развития критического мышления, что позволяет выходить с детьми на обсуждение нравственных и моральных проблем:спектакли “Собака” Думбадзе, “У ковчега в 8”, “Шутовской колпак”, “Мёртвые души” - это “классика после урока”. Рецензии, рефераты, презентации после посещения спектаклей учащиеся пишут самостоятельно и обязательно читают до или после просмотра подлинники текстов. Как результат подобной работы – участие большого количества учащихся во Всероссийском конкурсе “ Страна читающая”.
Рассказы об интересных страницах биографии писателей, творческой истории (подбор материалов из личного архива) как продолжение внеклассной работы на уроке – возможность учащимся реализовать свои возможности в публичном выступлении, в умении вести диалог с публикой - аудиторией одноклассников, так как всегда подобное выступление вызывает у слушателей множество вопросов. “Привлекательность и человечность зла..Какого?” (По творчеству М.Булгакова) “Добро - категория христианской морали? И только?” (По творчеству Л.Толстого, Н.Лескова” и подобные мотивируют на погружение в текст.
Характерные особенности технологии мотивированного чтения и работы с учащимися в “сфере вечных ценностей” сформулирую так: организация обучения как творческой деятельности, воспитание читателя; формирование творческого отношения к работе; развитие культуры речи; обучение средствам выразительности языка; возможность самовыражения школьников, проявления самостоятельности.
Многолетний опыт работы с такими и другими формами внеклассной жизни детского коллектива, подсказывает целесообразность, необходимость продолжения подобных поисков и экспериментов, так как позволяет увидеть результаты своего труда и труда учащихся, их родителей по приобщению к мотивированному чтению классической литературы как одному из источников познания жизни, формирования идеалов, морально-нравственных ориентиров, что, несомненно, скажется на качестве жизни личности подрастающего читателя.