Цели:
- Выявить особенности изображения Воланда на страницах романа;
- Определить функции свиты Воланда;
- Выяснить авторскую позицию о корнях добра и зла в мире.
- Учить анализировать текст, обобщать и делать выводы;
- Развивать исследовательские способности учащихся;
- Развивать связную монологическую речь.
- Формировать нравственную позицию старшеклассников.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивация и погружение.
Люди в неприятной для них ситуации использую в речи множество выражений, содержащих слово "чёрт" и однокоренные ему. В словаре пословиц и поговорок русского народа, составленном Владимиром Ивановичем Далем, 223 раза упоминается это слово. Например, чтоб черт не узнал; сам черт не разберет; чем черт не шутит; черт тебя побери; на кой черт; черт знает что; черт ногу сломит; один черт; черти принесли; словно их черт веревочкой связал; связался черт с младенцем; ему и черт не брат; Бог любит праведника, а черт ябедника; хорош бы дом, да черт живет в нем; у него черт в подкладке, сатана в заплатке;не стой, как черт над душой и др.
- Какие же представления русского народа отразились в этом образе? (Черт несет человеку зло).
- Как еще называют черта? (Бес, дьявол, сатана, демон, Вельзевул, Люцифер)
Этот образ вдохновлял многих писателей, художников, композиторов.
III. Сообщение темы урока и совместное целеполагание.
Есть и еще одно название черта - Мефистофель, которое мы встречаем в трагедии классика немецкой литературы Иоганна Вольфганга Гете "Фауст". Именно из этой книги М.А. Булгаков взял строки, ставшие эпиграфом романа "Мастер и Маргарита".
...так кто ж ты, наконец?
Я часть той силы, что вечно хочет
Зла и вечно совершает благо.
- С каким образом в романе соотнесены эти строки? (Воланд)
- Это еще одно имя Сатаны, данное ему Булгаковым. Так что же несет Воланд на страницах романа: благо или зло? Сегодня мы и должны будем ответить на этот вопрос. Итак, тема нашего урока: Благо или зло? (по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").
Запись темы.
IV. Изучение нового материалы.
- В чем же особенности изображения Воланда в романе? (Индивидуальные сообщения).
- Воланд прибыл в Москву не один. Кто входил в свиту Воланда? (Азазелло, кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Гелла, Абадонна).
- С какой целью Воланд и свита прибыли в Москву? (В качестве консультанта в связи с обнаружением рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского - на Патриарших прудах. Гастроли в варьете - у Степы Лиходеева. Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре - визит буфетчика.)
- Какая из причин является действительной?
"Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре. Ну вот моя свита и устроила этот сеанс, я же лишь сидел и смотрел на москвичей." Какие слова на ваш взгляд являются ключевыми для понимания роли Воланда? (сидел и смотрел)
- Давайте проверим, так ли это.
- Группа 1 Гл. 7 "Стёпа Лиходеев"
- Группа 2 Гл.10, 14 "Варенуха"
- Группа 3 Гл. 9 "Никанор Иванович Босой"
- Группа 4 Гл. 18 "Поплавский и буфетчик Соков"
- Группа 5 Гл. 24, 27 "Аннушка"
- Группа 6 Гл. 21, 24 "Николай Иванович"
- Группа 7 Гл. 24, эпилог "Алоизий Могарыч"
- Группа 8 Гл. 17, 27 "История с пустым костюмом Прохора Петровича и песней "Славное море, священный Байкал"
Все вместе: гл. 12 "Варьете"
1) Какие чудеса демонстрирует свита Воланда? Почему именно эти чудеса?
2) Какие человеческие пороки обнажаются в этой главе? Можно ли их назвать вечными?
3) Как эта глава связана с ершалаимскими главами?
Что же это благо или зло?
Вывод:
Свита Воланда несет зло для человека, но, принимая во внимание облик пострадавших, можно сказать, что с точки зрения всего человечества - это благо. Это возмездие.
- А откуда же тогда берется зло в мире? (Его вершат сами люди.)
V. Оценивание работы.
VI. Рефлексия.
Предваряющее домашнее задание.
1. Перечитайте гл. 7, 10, 14, 9, 18, 24, 27, эпилог, 17, 12.
2. Отметьте в тексте эпизоды: "Стёпа Лиходеев", "Варенуха", "Никанор Иванович Босой", "Поплавский и буфетчик Соков", "Аннушка", "Николай Иванович", "Алоизий Могарыч", "История с пустым костюмом Прохора Петровича и песней "Славное море, священный Байкал".
3. Подготовьте устные ответы на вопросы по каждому эпизоду:
1) Гл. 7 "Стёпа Лиходеев" (Егиян М., Прахова А., Шестаков М.)
- Какие странные события происходят в "нехорошей" квартире? Как объясняются причины всего происходящего? (Понаблюдайте за особенностями языка.)
- В каких пороках обвиняется Стёпа Лиходеев? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
- Какую роль в этой истории играет Воланд?
- Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?
2) Гл.10, 14 "Варенуха" (Калашникова Л., Иванова Ю., Желанов Д.).
- Как Варенуха реагирует на исчезновение Лиходеева и его телеграммы из Ялты?
- В каких пороках обвиняется Варенуха? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
- Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?
- Какую роль играют образы грозы и луны?
3) Гл. 9 "Никанор Иванович Босой" (Идрисов Р., Романова А.).
- По своей ли воле Никанор Иванович Босой берёт взятку?
- Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?
4) Гл. 18 "Поплавский и буфетчик Соков" (Пономаренко В., Цокиев А., Дублин А.).
- С какой целью Максимилиан Андреевич Поплавский приезжает в Москву?
- В каких пороках обвиняется Поплавский? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
- В каких пороках обвиняется буфетчик Соков? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
5) Гл. 24, 27 "Аннушка" (Фёдоров А., Капуста А., Михайлова Ю.).
- Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?
6) Гл. 21, 24 "Николай Иванович" (Макарова Д., Кузнецов А., Шабанов Д.).
- В каких пороках обвиняется Николай Иванович? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
- По своей ли воле он становится участником бала у Воланда?
- Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?
7) Гл. 24, эпилог "Алоизий Могарыч" (Крылов С., Цирульникова Е.).
- В каких пороках обвиняется Алоизий Могарыч? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
- Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?
8) Гл. 17, 27 "История с пустым костюмом Прохора Петровича и песней "Славное море, священный Байкал" (Егиян М., Прахова А., Романова А.).
- Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?