"Неожиданный Есенин". Лингвокультурологический анализ поэтического текста на примере стихотворения С.А.Есенина "Береза" (из опыта работы). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Предлагаемые вашему вниманию материалы представляют собой разработку одного из уроков литературы в 11 классе по творчеству С.А.Есенина.

Материалы подготовлены с учётом требований Федерального Образовательного Государственного стандарта. Метапредметный подход к организации материала предполагает интеграцию в предметы гуманитарного цикла, что значительно расширяет не только кругозор учащихся, но и помогает по-новому взглянуть на поэтику стихотворений Есенина, глубже проникнуть в художественный мир поэта, почувствовать сложнейшую интеллектуальную составляющую при кажущейся простоте стиха.

При подготовке урока такого типа желательно участие самих школьников. Они могут сделать подборку иллюстраций к стихотворению, подготовить презентацию об образе БЕРЁЗЫ в других произведениях С.А.Есенина или в русской литературе, в фольклоре. Это,безусловно, разнообразит и дополнит знания учащихся в культурном и научном поле.

Автор же предлагает основной сегмент урока, относящийся к деятельности учителя. Урок спланирован с учетом сопровождающей презентации, в которую монтируются мини-работы учащихся. Эти работы даются заранее и оцениваются как индивидуальные задания. В процессе урока каждый выступает со своей презентацией. Такая форма урока может быть задействована в качестве развития речи или мастер-класса. Домашнее задание по материалам подобного урока возможно как сочинение-эссе по теме на восприятие поэтического текста. Тему могут сформулировать сами учащиеся или учитель (например, “Чем поэзия Сергея Есенина оказалась для вас неожиданной ?”).

Проведенный автором урок такого формата показал превосходные результаты как в плане изучения поэтики литературного произведения, так и в плане более глубокой заинтересованности школьников творчеством С.Есенина.

Ход урока

Учитель: При упоминании имени Сергея Александровича Есенина ни один человек, кажется, не остаётся равнодушным. Мы связываем с Есениным годы детства, юности, зрелости... С каждым поэт может поговорить. Но сегодня Мы поведём речь о поэте. Наша задача – увидеть и понять мир , который окружал поэта и сумел взрастить его гений. Нам предстоит погрузиться в поэтику такого простого и вместе с тем невероятно гармоничного есенинского стиха и почувствовать огромный интеллектуальный потенциал поэзии Сергея Есенина.

На экране – портрет С.Есенина .

Далее выступление ученика. Он предлагает видеоролик “На родине Сергея Есенина” в сопровождении музыкальной композиции Е.Доги “Берёзовая аллея”.

Учитель: У каждого человека, любящего русскую литературу “свой” Пушкин, “свой”Лермонтов... но есть и “свой” Есенин. Предлагаю вашему вниманию сочинение – эссе на тему “Мой Есенин”.

Далее ученица читает свою работу. Слушатели дают комментарий к сочинению.

Презентация.

Следующий слайд обозначает переход ко второй части урока – анализу поэтического текста.

Выразительное чтение стихотворения С.Есенина “Берёза”. При этом может быть использована подборка художественно - изобразительного материала в виде презентации с целью выбора наиболее подходящей к стихотворению иллюстрации.

Следующий слайд – вопросы для обсуждения.

  1. Определите тему стихотворения.
  2. Какова поэтическая организация стиха( Пафос стихотворения, размер, рифма )?
  3. Выделите цепочки словообразов. Проследите динамику их развития.
  4. Цветоряд и звукоряд стиха. Динамика их развития.
  5. Изобразительно-выразительные средства, используемые поэтом.
  6. Морфология стихотворения (тип речи).
  7. Особенности синтаксиса.
  8. Обращение к образу берёзы как символу родины и Руси.
  9. Традиции и новаторство в стихотворении Сергея Есенина.
  10. Чем интересно стихотворение нашемусовременнику?

Ход рассуждения.

  • Мини-презентация учащегося “Образ берёзы в русском фольклоре (или литературе)”.
  • Мини-презентация учащегося “Этимология слова “берёза”.

Далее начинается аналитическая работа, в которой принимает участие каждый желающий.

Учитель:Тема стихотворения обозначена поэтом в названии. Лирический герой поражен красотой простого зимнего пейзажа за окном. Берёза, как дерево сакральное, также настраивает читателя на размышления. Этимология слова “берёза” восходит кобщеславянскому “ белесая” или белая. Это однокоренные слова, которые в результате развития и совершенствования языка семантически отдалились друг от друга. Но тем не менее название дерева остаётся в связке с древней славянской культурой. (Однокоренные слова к слову береза – берёзонька, берёзовый , подберёзовик,березняк и т.д. К слову белый – беляк, белила, побелка, белить и т. д.). Почему же поэт обращается именно к берёзе? Сергей Есенин – русский человек. А для русского очень многое связано с этим деревом. Это и пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, песни, загадки – всё, что веками создавал талантливый русский народ. Сергей Есенин ещё и крестьянин, выросший среди незатейливой русской природы, любивший народное творчество и хорошо его знавший. Поэтому не удивительно, что именно берёза привлекла внимание поэта.Стихотворение написано любимым пушкинским размером – хореем. Читается размеренно и плавно. Произведение состоит из четырёх четверостиший, рифмованных перекрёстно. Эта рифмовка сохраняется до конца произведения, что свидетельствует о спокойном , созерцательном состоянии лирического героя. Но в чём же секрет прелести есенинского стиха? Обратимся к образному и цветовому ряду.

  • В 1 четверостишии читаем: берёза (белёсая), белая, снегом, серебром. Все названные слова являются разными способами выражения белого цвета. Но только белого. Лишь в конце строфы встречаем сравнение с серебром. Тихо, спокойно, несколько даже однообразно.
  • Во 2 строфе белый цвет назван несколько опосредованно, так, что читатель вынужден “додумывать” за поэта: пушистые ветки (от налипшего на них снега или от инея), снежная кайма (метафора, содержащая название цвета), белая бахрома. Во 2 строфе уже больше средств художественной выразительности. В 1 – олицетворение и сравнение, а во 2 – эпитеты и метафоры.

Задумчивость и созерцательность настроения подтверждает 3 строфа.

“И стоит берёза/ В сонной тишине...”. Но что-то изменилось. Меньше стало белого цвета (берёза, снежинки). Но они , снежинки, уже не серебрятся, а горят. В золотом огне. На смену серебру пришел цвет более “ высокого ранга”.

Последнее четверостишие добавляет новых красок в зимний пейзаж за окном: заря – золотисто-оранжевая, алая у горизонта, царственно лениво обходит свои зимние владенья, обсыпая ветви “новым серебром”. Всё возвратилось к началу. В серебре стоящая берёза, вспыхнув на короткое время золотом, вновь застыла в серебряном безмолвии. Кольцеобразную композицию стихотворения усиливают наречие “кругом” и приставки ОБ, которые мы встречаем в последних глагольных вариантах. И тем не менее идейно-композиционный центр произведения приходится на последнее четверостишие, так как именно в нём мы наблюдаем некоторую положительную динамику слово- и цветоряда. В целом же стихотворение статично. Это подтверждается морфологией произведения. В первых двух строфах наблюдаем лишь по одному глаголу, а во всех строфах по 4 существительных. Такое доминирование предмета свойственно описанию. Только в последнем четверостишии существительных 3, 1 прилагательное, но зато 2 глагольных формы и даже 2 наречия, что подтверждает смещение идейно-композиционного центра в последнюю строфу.

Синтаксические особенности стихотворения не вызывают трудности восприятия. Три строфы из четырёх представляют собой простые предложения с небольшими осложняющими элементами (сравнением в 1 и обособленным обстоятельством в 4). И только 3 строфа является сложносочинённым предложением, но ведь с 3 строфы начинается изменение смыслового рисунка стихотворения. Таким образом, синтаксическая модель стихотворения работает на логическое восприятие текста.

По своей поэтике стихотворение Сергея Есенина “Берёза” очень напоминает стихотворение “Чародейкою Зимою” Ф.И.Тютчева. Богатство средств художественной выразительности свойственно произведениям мастеров слова 19 века: Ф.И. Тютчеву, А.А.Фету, А.Майкову. Сергей Есенин продолжает поэтическую традицию “золотого века”, но и привносит свой, “крестьянский”, колорит, своё видение мира, что делает поэзию Есенина уникальной и интересной современникам.

Выводы по уроку обозначены на последнем слайде.

Используемая литература.

  1. С.А.Есенин. Собрание сочинений в 3-х томах. М. ТОО “Кузнецкий мост”. 1994 г.
  2. О.Н.Лёвушкина. “Текст и культура”. М. ГАОУ ВПО МИОО. 2012
  3. Историко-этимологический словарь современного русского языка под ред. П.Я. Черных. М. “Русский язык”. 1994 г.
  4. Интернет-ресурс.