I. Цель урока: определить связь между семейными ценностями и общегражданскими; найти истоки любви к Родине в любви к своей семье и своему дому; провести анализ принципов изображения войны в литературном произведении.
II. Работа с текстом.
II.1. Формулирование темы урока.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...
М.Матусовский
- Как вы понимаете слова М. Матусовского “С чего начинается Родина?”
- С чего начинается Родина для вас?
Родина - это самое главное в жизни
. Она не просто страна, где ты родился и вырос, это нечто большее, то, что человек хранит глубоко в душе.- Как вы понимаете выражение МАЛАЯ РОДИНА?
рисуем схему:
- Подберите однокоренные слова к слову Родина.
Родной, родственник, род.
Понятие “Родина” означает семью: от слав. – “род”, укр. – роди?на — семья, польск. - rodzina– семья
Когда 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, слова
“Родина-мать зовёт!” так близко к сердцу были приняты каждым человеком! Ведь звала МАТЬ!
И вся страна поднялась на защиту СТРАНЫ, СВОЕГО ГОРОДА, СВОЕГО ДОМА, СВОИХ ДЕТЕЙ и ЖЁН, ОТЦОВ и МАТЕРЕЙ!
- Определите ключевые слова сегодняшнего нашего разговора.
РОДИНА (ОТЕЧЕСТВО), СЕМЬЯ, ВОЙНА
- Запишем тему урока:
Семья и Отечество в годы лихолетья по повести А.Г. Алексина “В тылу как в тылу”
II.2. Анализ текста.
Дома вы прочитали очень трогательное произведение – повесть Анатолия Георгиевича Алексина (род. в 1976 г.) “В тылу как в тылу”. Она очень лирична, но исполнена подлинного трагизма.
Делим класс на группы и составляем кластеры:
- Давайте сравним получившееся. Что объединяет эти понятия? (лишения, страх за родных, горечь потерь...) А что отличает?
- А к какому понятию Вы дописали бы слова ГЕРОИЗМ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ? Почему?
Мужчины уходили на фронт, не жалея своей жизни, били врага!
И на фронте каждому солдату очень важно было знать, что семья остается в тылу – в безопасности...
- Можем ли мы дописать к кластеру ТЫЛ слово БЕЗОПАСНОСТЬ?
- В какое время происходят события в повести?
- Показаны ли здесь военные подвиги?
- А как вы поняли, что действие происходит во время Великой Отечественной войны?
(- В октябре сорок первого мы шли с ней по этой привокзальной площади в темноте, проваливаясь в ямы и лужи.
- Как будто и во время войны одиннадцатилетний мог считаться ребенком.
- Будто я отдыхал где-нибудь в пионерлагере или наслаждался выдуманными болезнями, как это бывало в мирное время.
- На школе висел плакат “В тылу как на фронте!”.
- Оборонный завод напоминал человеческий организм, атакуемый перегрузками, но неослабевший: его сердцебиение было слышно всему городу днем и ночью...)
– Какая сторона войны открывается нам в этом произведении?
В начале войны 17-летний Анатолий Алексин вместе с матерью был эвакуирован на Урал. В повести он рассказывает о том, что видел, что пережил сам.
- От чьего имени ведется повествование?
(Это воспоминания взрослого мужчины, Дмитрия Тихомирова, едущего на могилу матери в городок, где они с матерью находились в эвакуации во время войны.
Я приехал к маме, у которой не был около десяти лет. Так уж случилось.)
В начале воспоминаний рассказчику 11 лет.
Мы знакомимся с СЕМЬЁЙ ТИХОМИРОВЫХ.
Папа | Дима | мама |
(биолог) | (инженер-строитель) |
- Как строились отношения в этой семье ДО ВОЙНЫ? (папа очень любил маму, мама тоже любила папу, но старалась этого не показывать (в воспитательных целях):
— Ее красота слишком заметна, — постоянно говорил мне отец. И обязательно при этом вздыхал.Ему хотелось, чтобы мамину красоту никто на свете не замечал.
— Ты умеешь укрощать даже сварщиков и прорабов. Куда уж мне, интеллигенту-биологу? Я сдаюсь! — в другой раз воскликнул отец. И поднял руки вверх.
Родители очень любили сына, но не баловали его.
- Материнство ...выше любви
Война ворвалась в жизнь этой семьи, как и в жизнь других таких же любящих семей.
Отец уходит на фронт.
(Войны он вообще не боялся.
— Обещай мне, что ты будешь спокоен. За нас... За меня! — умоляла мама. — И пиши... Каждый день нам пиши. Не представляешь, как мы любим тебя!)
- Почему люди уходили на фронт? Защищать Родину и семью.
(у нее {мамы Олега} двух братьев убили.
— Так... быстро? — спросил я.
— Одного в августе на Украине. А другого недавно возле Калинина... Оба моложе ее. Была старшей сестрой в семье, а теперь только в госпитале. Если бы не они {две маленькие дочки}, — Олег кивнул на тахту, обнесенную досками, на фронт бы ушла.
— Тебя бы оставила?
— Я же взрослый. {Олегу 12-13 лет})
Мама очень переживает, что раньше редко говорила своему мужу, что очень любит его.
(— Я не щадила тебя, — тихо сказала она, когда отец собирался по повестке на сборный пункт. Или, вернее сказать, на войну. — Я не щадила тебя... Прости уж, Алешенька. Но ты всегда мог быть абсолютно спокоен. Я пыталась воспитывать тебя... Это глупо. С близкими надо находить общий язык. Вот что главное... Ты простишь меня)
Дима с мамой едут в эвакуацию.
Главный герой очень быстро начинает взрослеть.
(- Я знал, что хорошее начинаешь гораздо острей ценить, когда оно от тебя уходит. И что наши приобретения становятся в тысячу раз дороже, когда превращаются в наши потери или воспоминания. Эта истина казалась мне раньше лежащей на поверхности, а значит, не очень мудрой.
Но, качаясь на нарах, под потолком, где было много времени для размышлений, я понял, что первым признаком мудрой мысли является ее точность: все, что недавно было обыденным и привычным, стало казаться мне нереальным, невозвратимым. А неприятности и заботы, так волновавшие меня прежде, я не разглядел бы теперь ни в один микроскоп.
- “Ценишь, когда теряешь” — эту истину война все упрямей, с жестокой прямолинейностью вдалбливала мне в сердце и в голову.
- Я подумал, что нужно будет вообще забыть о своем возрасте. Взять и забыть...)
Но мама не хотела, чтобы я забывал.
(- Здесь ты будешь делать уроки!
-Ты ребенок! Мы идем с тобой в школу. Прямо сейчас! Никто не может лишить тебя этого. Детство не повторяется.
- Вытаскивала со дна еду, завернутую в газету, и протягивала ее мне. В сумке обязательно стояла бутылка молока, которая тоже полагалась маме “за вредность”. Сидя на матраце, я ел хлеб с котлетой и запивал молоком.
— Так поздно ужинать вредно, — говорила мне мама. — Но война все перевернула вверх ногами.
— А ты-то поела?
— Конечно, — отвечала она.
— Я захватила из Москвы отцовские целебные травы. Два или три пакета... Буду заваривать, чтобы ты понемножку пил. Это защищает от дистрофии.
— Но я ведь и так... съедаю все, что тебе дают на работе за “вредность”.
— Ты растешь, — категорически заявила мама. — Закладывается фундамент здоровья. А мой фундамент был заложен в мирное время.)
- Что особенно сближает в это время героя с мамой?
Беспокойство за отца, который воюет на передовой.
(— Теперь мы с тобой так и будем жить: от письма до письма, — грустно сказала она. — Надо привыкать. Что тут поделаешь!
“Повезло Олегу, — подумал я. — Отца его больше никуда не отправят...” Я сразу же устыдился этой мысли. Но она все равно осталась со мной. (У отца Олега ампутирована левая рука.)
— Спокоен? Разве там, где он... бывает спокойствие? Ты вообще представляешь, что там происходит?
— Представляю.
— Это невозможно себе представить!
- Теперь нельзя давать себе отдыха... ни на минуту!
— Ни на минуту?!
— Чтоб некогда было сходить с ума... — Она вынула из сумочки фотографию, где отец был совсем молодым и веселым. — Он всегда был беззащитней меня. Так казалось в будничной жизни. Мужчины берут на себя самые страшные тяготы века, а зубной боли они боятся. Это известно. Я обязана быть... рядом с ним... Пусть даже здесь!)
Герой, несмотря на трудное военное время, благодаря маме, не лишается детства! Мама заботится о сыне, а он проявляет уже не детскую заботу о маме: они с Олегом подменяют письмо с сообщением, что отец пропал без вести на сообщение о том, что папа в партизанском отряде.
(- Мы заменили листок с типографским текстом на тот, который пришел “от командира воинской части”. И я спрятал конверт в портфель.
Я скрывал от мамы извещение, пришедшее из Москвы, но свой предстоящий разговор строил так, будто она, как и я, обо всем уже знала.)
- А легко ли было маме в эвакуации? Какой была эта замечательная женщина?
Образ мамы Екатерины Андреевны Тихомировой
- волевая
- целеустремленная
- сильная, НО и вдруг ее сила исчезла. Тут же, на наших глазах. Она растерянно опустилась на сундук, заменявший нам стол. И стала беспомощно оглядываться, как бы прося защиты. (письмо о муже)
- ответственная
- заботливая
- честная
- “за собой надо следить. А то вернется отец — не узнает!”
- хорошая мать
- любящая жена
- надежный друг
- гостеприимная хозяйка
- самообладание в трудных ситуациях, умение сконцентрироваться
-“ей всегда было противопоказано то, чего в доме у нас не хватало”
- А только Екатерина Андреевна была такой? Она была уникальна?
Вспомните общий праздник, когда фашистов разгромили под Москвой.
(Их разгромили под Москвой! Вы это предвидели, Катюша. И говорили об этом... Свершилось!
А вечером мы собрались, чтобы отметить праздник.
Усталые, серые лица вроде бы оживились — и в бараке стало уютней.
В тот вечер, в бараке, мама предложила всем “объединить продуктовые запасы”, откинуть бывшие скатерти, старые ковры и портьеры, разделявшие нас. Барак сразу сделался длинным, как деревянный туннель. Резали затвердевшие от холода буханки. казавшиеся ненастоящими, бутафорскими; покрывали хлебные куски таким тончайшим слоем масла, что сквозь него ясно просвечивали цвет хлеба и все его поры.
Кто-то принес полбутылки спирта и разбавил его водой до такой степени, что остался лишь запах.
— “Друзья мои, прекрасен наш союз”! — воскликнул Подкидыш. Это прозвучало слишком возвышенно, и я пригнул голову, уставился в пол, как бывает в театре, если на сцене происходит что-то неестественное, фальшивое.
Но в ответ все захлопали. И тогда мама сказала:
— За Москву! И чтобы наши мужья вернулись... — Посмотрела на женщин и поспешно добавила: — Братья и сыновья тоже!)
Люди - одна большая семья! Общая беда сближает!
— Радость может быть безграничной, — продолжал папа Кузя (папа Олега). — Я за это! Но беда...Чтобы ее можно было выдержать, перенести, возникает энергия родства. Какой еще не бывало... Между чужими людьми! Вы заметили?
Война — время писем, — сказал однажды Подкидыш. — Она всех раскидала в стороны. И люди пишут друг другу, как никогда! Разлучает, объединяет...
Я редко встречался с нашими соседями по бараку: они затемно уходили и возвращались во тьме. Но когда мы стали прощаться, вдруг выяснилось, что я знал не только их надвинутые на глаза мохнатые шапки, не только их валенки и полушубки, — я угадывал, сам того не подозревая, их лица. И помнил глаза... Оказалось, что мы с ними в этом бараке сроднились.
Позже я понял: война не давала людям возможности и просто-напросто времени для проявления всех своих “разнокалиберных” качеств. На передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра. Ими, настигавшими врага даже из дальнего тыла, были каждодневная, будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть. Люди становились чем-то похожи друг на друга. Но это не было однообразием и безликостью, а было величием.
“Большое видится на расстоянье”. Быть может, сравнения мои звучали слишком высокопарно. Но ведь и геройство людей, живших с нами рядом, в бараке, тоже было высоким.
Мама, Подкидыш, родители Олега... Их судьбы- судьбы взрослых, которым еще тяжелее от осознания того, что их дети вынуждены переносить тяготы военного времени вместе с ними.
Вам нужно в парке культуры на каруселях кружиться. А вы воюете, голодаете... Теперь вот будете ходить по морозу. Ты думаешь, я за это? Уродства военного времени!
Дети не отдыхают, не развлекаются, а помогают взрослым.
При этом дети все же остаются детьми. Работа сначала воспринимается как игра.
(После уроков мы с таинственными лицами, не позволяя себе улыбаться или шутить, шли на те объекты, которые не числились в “засекреченных”.
С последних уроков нас сняли и послали на расчистку подъездных путей...Нас часто посылали на такие работы. И хотя орудовать на морозе лопатами и скребками было нелегко, мы радовались: во-первых, приобщались к важному делу, а во-вторых, срывались уроки. Мы одержимо стремились к взрослости, но оставались детьми.)
- Скажите, что случится с самой прочной основой, если на нее нагружать и нагружать все больше тяжестей?
— Я устала. Очень устала.
Мне казалось, что устала она прежде всего от мыслей: об отце, о Подкидыше. А стремясь избавиться от усталости, нагружала на себя все больше и больше дел.
Я никогда до той поры не догадывался, что душевные перегрузки подтачивают здоровье гораздо сильнее, чем физические. В физических мама искала спасение. И нагружала себя и нагружала...
Организм не выдержал. Не осталось сил сопротивляться воспалению лёгких. Мама умерла.
Она так и не узнала о том, что её муж всё-таки чудом выжил...
Величие людей особенно ярко проявляется в годы испытаний.
Война – это страшно! И страшно не только на передовой!
Люди совершают подвиг, каждый на своём месте: кто-то подрывает себя вместе с вражеским танком на поле боя, а кто-то утраивает и утраивает свои силы, чтобы поскорее пустить в строй завод, который будет выпускать оружие, которое так необходимо в бою!
Это общий подвиг, объединяющий всех людей в единую семью!
Об этом написал в своей повести Анатолий Георгиевич Алексин, написал без громких слов, как о чём-то само собой разумеющемся. Ведь по-другому быть не могло!
III. Итог урока.
Семью и Родину нельзя разделить! Даже война не способна разрушить настоящие ценности!
Даже разлучённые войной люди чувствовали поддержку своих близких!
Народ объединился в одну большую семью, в которой нет чужой беды! В которой одна любовь на всех- любовь к своему Отечеству!
Поэтому наш народ и выстоял!
С чего начинается Родина?..
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...
IV. Домашнее задание. Рефлексия.
Напишите о главных нравственных ценностях вашей семьи. Расскажите, с чего для вас начинается Родина.