Определяющим фактором в развитии человека выступает образование, важную роль при этом оказывает начальное образование. Оно является своеобразным фундаментом, дающее основу для дальнейшего развития. Именно в начальной школе ребенок получает первичные, самые необходимые знания, которые оказывают влияние на получение им знаний и умений в дальнейшем.
Память, мышление, воображение, внимание – отвечают за познавательные способности человека. Во внеурочной деятельности в первую очередь развиваются познавательные способности ребенка, благодаря которым он может наиболее эффективно обучаться в будущем. Познание – это сложный и многоуровневый процесс. Стоит понимать, что познание – это способность мозга воспринимать окружающую действительность, анализировать ее и грамотно применять на практике полученные знания и умения.
Каждый ребенок, в той или иной мере, обладает познавательными способностями, но для того, чтобы развивать знания и умения необходимо тренировать свой мозг на постоянной основе. Следовательно, нужно регулярно тренировать вышеперечисленные познавательные способности, но они развиваются не сами по себе, а с помощью регулярной и упорной работы. В начальной школе данную функцию выполняет внеурочная деятельность, она является основным инструментом для развития у ребенка гибких навыков и умственных способностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочная деятельность определяется как деятельность организации на основе свободно изменяющегося учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, которая в корне отличается от обычной системы обучения – это кружки, секции, экскурсии, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования и т.п.
Целью внеурочной деятельности является достижение обучающимся определенных, планируемых результатов в основном образовательном плане, за счет расширения информационной, предметной, культурной среды.
Стоить отметить, что планирование и организация внеурочной деятельности является индивидуальной и разрабатывается исходя из особенностей учащихся.
Новый подход к образованию создал и ряд преимуществ, расширяющих образовательную деятельность, в том числе и с помощью внеурочной. Внеурочная деятельность имеет ряд приоритетов:
- Расширяет пространство для образования и создает условия для развития творческих способностей учеников младшей школы.
- Создает новые условия обучения для педагогов и учеников, помогает увидеть новые пути к обучению
- Осуществляет помощь в адаптации и социализации ребенка на первых этапах обучения.
- Создает условия для более эффективного изучения основной программы учебного процесса.
Одной из форм внеучебной деятельности является проектная деятельность. Такой вид активности имеет свои особенности. Учащиеся должны быть заинтересованы в своем проекте, выполнять поставленную перед ними цель и быть мотивированными на участие и достижение цели. В процессе проектной деятельности учащиеся получают новые знания и умения, которые могут использовать в дальнейшем. В процессе деятельность участники изучают не только средства, но и способы деятельности. Рассматривая проектную деятельность детей младшего школьного возраста, стоит понимать, что она будет носить наглядный и практический характер. Проектная деятельность развивает у детей способность к познанию, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне, способствуя умениям ребенка обобщать, анализировать материал и использовать его в реальной жизни, применять на практике.
В ходе работы над проектом у ребенка развивается ряд важных качеств, например, ответственность и самостоятельность, ведь именно в рамках проекта ребенок действует исходя из собственного мнения и собственных идей, таким образом проявляя самостоятельность и неся ответственность за свои действия и идеи. Ребенок развивает и познавательные способности: память, мышление, восприятие и воображение.
Одним из наиболее базовых и необходимых ребенку навыков является чтение. Чтение – это фундамент, на котором в принципе строится весь процесс обучения. Чтение полезно для ребенка, так как развивает мышление, умение анализировать, расширяет словарный запас, а также помогает в изучении других предметов.
Библиотека выступает основным проводником ребенка в мир чтения. Детское отделение библиотеки направлено в первую очередь на развитие интереса ребенка к чтению, как к фактору развития личностных качеств и перенимания черт характера и поведения героев.
Ярким примером успешной проектной деятельности, направленный на повышение интереса ребенка к чтению является проект «Самый читающий класс», впервые стартовавший в 2018 году, в Микуньской библиотеке-филиале имени Б.А.Старчикова. Данное мероприятие проходило на базе библиотеки, при участии 3 «б» класса МБОУ «СОШ №2» г.Микунь, Республики Коми, в которой я работала.
Проект «Самый читающий класс» направлен на развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста, на развитие у них творческих и умственных способностей, развитие памяти и внимания.
В данном проекте принимали участие дети со всего района. Участие принимали целые классы, соревнуясь между собой. Данное мероприятие длилось с сентября 2019 года по март 2020 (Проект пришлось завершить досрочно, из-за сложившейся в стране пандемии). Учащиеся нашего класса встречались в библиотеке раз в неделю по четвергам.
Детям предлагалось каждую неделю прочитать определенную литературу, подготовить чтение стихотворения наизусть, инсценировать какое-либо событие из книги, или подготовить материал по биографии определенных авторов. На самих мероприятиях проводились викторины, различного рода игры, инсценировки, открытые столы и т.п. по литературным юбилейным датам писателей и поэтов
В начале года учащимся 3 «б» класса была предложена к прохождению анкета, на выявление мотивации к чтению на период сентября 2019 года.
Рис.1 Увлечение чтением у детей младшего школьного возраста в 3 классе МБОУ «СОШ №2» г.Микунь
В начале года была выявлена определенная тенденция: учащиеся чаще всего читают учебную литературу, то есть ту, которую им задают как домашнюю работу. Интерес к чтению выявлен только у 17% ребят, которые читают на постоянной основе, в том числе и дополнительную литературу.
В течение всего проекта ребята познакомились с большим количеством советских и зарубежных авторов, углубились в биографию писателей и прочитали более 600 произведений. Каждую неделю учащиеся узнавали больше о литературе, с помощью творческих мероприятий и проявления своих умственных способностей: викторин, опросов, кроссвордов.
К марту 2020 года были подведены итоги конкурса, в результате которого 3 «б» класс г. Микунь, СОШ №2, был назван «Самым читающим классом» в районе и получил кубок за победу в данном мероприятии. Кубок был торжественно вручен в октябре 2020 года и в 2021 году передан следующим победителям 2020-2021гг.
В марте 2020 года был снова проведен опрос, для определения результатов проекта.
Рис.2 Увлечение чтением у детей младшего школьного возраста в 3 классе МБОУ «СОШ №2» г.Микунь
Исходя из опроса можно наблюдать изменения в поведении ребенка. У 54% процентов учащихся появился интерес к чтению, 29% начали читать чаще и больше. Таким образом, проект «Самый читающий класс» действительно помог развить у детей мотивацию к чтению и развить познавательные способности ребенка.
Классным руководителем было выявлено, что ребята начали намного эффективнее выполнять домашние работы, начали намного проще пересказывать тексты и рассказывать стихотворения, кроме того, на уроках литературного чтения дети были более активны.
Подводя итоги, стоит отметить, что внеурочная деятельность действительно помогает в учебном процессе, помогает развивать творческие и умственные способности учащихся, а также развивает мотивацию к чтению у детей младшего школьного возраста.
Список литературы
- Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1980. 421с.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондраков, В.А.Тишков. М.: Просвещение 2011.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 2011. 486 с.
- Котова С.А. Педагогика начального образования. С-Пб.: Питер, 2017. 336 с.
- Митяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Академия, 2014. 158 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.