Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности на примере проекта «Самый читающий класс»

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Классы: 3, 4


Определяющим фактором в развитии человека выступает образование, важную роль при этом оказывает начальное образование. Оно является своеобразным фундаментом, дающее основу для дальнейшего развития. Именно в начальной школе ребенок получает первичные, самые необходимые знания, которые оказывают влияние на получение им знаний и умений в дальнейшем.

Память, мышление, воображение, внимание – отвечают за познавательные способности человека. Во внеурочной деятельности в первую очередь развиваются познавательные способности ребенка, благодаря которым он может наиболее эффективно обучаться в будущем. Познание – это сложный и многоуровневый процесс. Стоит понимать, что познание – это способность мозга воспринимать окружающую действительность, анализировать ее и грамотно применять на практике полученные знания и умения.

Каждый ребенок, в той или иной мере, обладает познавательными способностями, но для того, чтобы развивать знания и умения необходимо тренировать свой мозг на постоянной основе. Следовательно, нужно регулярно тренировать вышеперечисленные познавательные способности, но они развиваются не сами по себе, а с помощью регулярной и упорной работы. В начальной школе данную функцию выполняет внеурочная деятельность, она является основным инструментом для развития у ребенка гибких навыков и умственных способностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочная деятельность определяется как деятельность организации на основе свободно изменяющегося учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, которая в корне отличается от обычной системы обучения – это кружки, секции, экскурсии, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования и т.п.

Целью внеурочной деятельности является достижение обучающимся определенных, планируемых результатов в основном образовательном плане, за счет расширения информационной, предметной, культурной среды.

Стоить отметить, что планирование и организация внеурочной деятельности является индивидуальной и разрабатывается исходя из особенностей учащихся.

Новый подход к образованию создал и ряд преимуществ, расширяющих образовательную деятельность, в том числе и с помощью внеурочной. Внеурочная деятельность имеет ряд приоритетов:

  1. Расширяет пространство для образования и создает условия для развития творческих способностей учеников младшей школы.
  2. Создает новые условия обучения для педагогов и учеников, помогает увидеть новые пути к обучению
  3. Осуществляет помощь в адаптации и социализации ребенка на первых этапах обучения.
  4. Создает условия для более эффективного изучения основной программы учебного процесса.

Одной из форм внеучебной деятельности является проектная деятельность. Такой вид активности имеет свои особенности. Учащиеся должны быть заинтересованы в своем проекте, выполнять поставленную перед ними цель и быть мотивированными на участие и достижение цели. В процессе проектной деятельности учащиеся получают новые знания и умения, которые могут использовать в дальнейшем. В процессе деятельность участники изучают не только средства, но и способы деятельности. Рассматривая проектную деятельность детей младшего школьного возраста, стоит понимать, что она будет носить наглядный и практический характер. Проектная деятельность развивает у детей способность к познанию, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне, способствуя умениям ребенка обобщать, анализировать материал и использовать его в реальной жизни, применять на практике.

В ходе работы над проектом у ребенка развивается ряд важных качеств, например, ответственность и самостоятельность, ведь именно в рамках проекта ребенок действует исходя из собственного мнения и собственных идей, таким образом проявляя самостоятельность и неся ответственность за свои действия и идеи. Ребенок развивает и познавательные способности: память, мышление, восприятие и воображение.

Одним из наиболее базовых и необходимых ребенку навыков является чтение. Чтение – это фундамент, на котором в принципе строится весь процесс обучения. Чтение полезно для ребенка, так как развивает мышление, умение анализировать, расширяет словарный запас, а также помогает в изучении других предметов.

Библиотека выступает основным проводником ребенка в мир чтения. Детское отделение библиотеки направлено в первую очередь на развитие интереса ребенка к чтению, как к фактору развития личностных качеств и перенимания черт характера и поведения героев.

Ярким примером успешной проектной деятельности, направленный на повышение интереса ребенка к чтению является проект «Самый читающий класс», впервые стартовавший в 2018 году, в Микуньской библиотеке-филиале имени Б.А.Старчикова. Данное мероприятие проходило на базе библиотеки, при участии 3 «б» класса МБОУ «СОШ №2» г.Микунь, Республики Коми, в которой я работала.

Проект «Самый читающий класс» направлен на развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста, на развитие у них творческих и умственных способностей, развитие памяти и внимания.

В данном проекте принимали участие дети со всего района. Участие принимали целые классы, соревнуясь между собой. Данное мероприятие длилось с сентября 2019 года по март 2020 (Проект пришлось завершить досрочно, из-за сложившейся в стране пандемии). Учащиеся нашего класса встречались в библиотеке раз в неделю по четвергам.

Детям предлагалось каждую неделю прочитать определенную литературу, подготовить чтение стихотворения наизусть, инсценировать какое-либо событие из книги, или подготовить материал по биографии определенных авторов. На самих мероприятиях проводились викторины, различного рода игры, инсценировки, открытые столы и т.п. по литературным юбилейным датам писателей и поэтов

В начале года учащимся 3 «б» класса была предложена к прохождению анкета, на выявление мотивации к чтению на период сентября 2019 года.

Рис.1 Увлечение чтением у детей младшего школьного возраста в 3 классе МБОУ «СОШ №2» г.Микунь

В начале года была выявлена определенная тенденция: учащиеся чаще всего читают учебную литературу, то есть ту, которую им задают как домашнюю работу. Интерес к чтению выявлен только у 17% ребят, которые читают на постоянной основе, в том числе и дополнительную литературу.

В течение всего проекта ребята познакомились с большим количеством советских и зарубежных авторов, углубились в биографию писателей и прочитали более 600 произведений. Каждую неделю учащиеся узнавали больше о литературе, с помощью творческих мероприятий и проявления своих умственных способностей: викторин, опросов, кроссвордов.

К марту 2020 года были подведены итоги конкурса, в результате которого 3 «б» класс г. Микунь, СОШ №2, был назван «Самым читающим классом» в районе и получил кубок за победу в данном мероприятии. Кубок был торжественно вручен в октябре 2020 года и в 2021 году передан следующим победителям 2020-2021гг.

В марте 2020 года был снова проведен опрос, для определения результатов проекта.

Рис.2 Увлечение чтением у детей младшего школьного возраста в 3 классе МБОУ «СОШ №2» г.Микунь

Исходя из опроса можно наблюдать изменения в поведении ребенка. У 54% процентов учащихся появился интерес к чтению, 29% начали читать чаще и больше. Таким образом, проект «Самый читающий класс» действительно помог развить у детей мотивацию к чтению и развить познавательные способности ребенка.

Классным руководителем было выявлено, что ребята начали намного эффективнее выполнять домашние работы, начали намного проще пересказывать тексты и рассказывать стихотворения, кроме того, на уроках литературного чтения дети были более активны.

Подводя итоги, стоит отметить, что внеурочная деятельность действительно помогает в учебном процессе, помогает развивать творческие и умственные способности учащихся, а также развивает мотивацию к чтению у детей младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1980. 421с.
  2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондраков, В.А.Тишков. М.: Просвещение 2011.
  3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 2011. 486 с.
  4. Котова С.А. Педагогика начального образования. С-Пб.: Питер, 2017. 336 с.
  5. Митяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Академия, 2014. 158 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.