Урок литературы, 7 класс.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты
Метапредметные
Личностные:
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы,
- проявление интереса к познанию родного языка, истории,
- уважение к историческому прошлому России,
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения,
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.
Базовые логические действия:
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- формулировать гипотезы о различных взаимосвязях.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания,
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
Коммуникативные действия:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
Совместная деятельность:
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
Регулятивные действия:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
Предметные:
- анализ стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд» (история создания стихотворения, анализ лексики и используемых художественно-изобразительных средств; определение темы и идеи)
Дидактические средства: иллюстрации, презентация, тексты художественного произведения, кроссворд.
Оборудование: компьютер, проектор.
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||
Организационный этап |
Работа с иллюстративным материалом. Поисково-исследовательское задание: определить, что может связывать демонстрируемые изображения. |
Актуализирует знания учеников по литературе и истории. Предоставляет иллюстративный материал для формирования идеи, предлагает составить вопросы, организует работу с текстом, где можно получить ответы, подводит учеников к определению темы урока |
Выстраивают гипотезы на основе изученного, коллективно работают по формированию идеи темы урока; формируют вопросы, изучают предложенный текст, отвечают на собственные поставленные вопросы. |
Учатся интерпретировать предоставленную информацию, выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; формулировать гипотезу о взаимосвязях, анализировать текстовую информацию, использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. |
Этап целеполагания, мотивационный этап |
Определение цели урока и постановка задач. |
Организует деятельность по определению цели и постановке задач; формирует мотивацию к изучению учебного материала. |
Ставят цель, определяяют основные действия по её достижению, получают мотивацию к изучению. |
Учатся ставить цель и определять учебную задачу |
Основной этап анализа литературного произведения
|
Подготовка к восприятию художественного текста. Восприятие текста на эмоциональном уровне. Лексический анализ текста, определение основной мысли стихотворения, наблюдение за художественными особенностями текста. |
Создает обстановку с помощью музыки и видеоряда для эмоционального восприятия стихотворения. С помощью поисковых и проблемных вопросов добивается осмысления произведения. Наравне с общеклассной фронтальной работой организует индивидуальную уровневую деятельность (чтение и оценка ответов учеников) |
Воспринимают на эмоциальном уровне поэтический текст, осуществляют лексический анализ текста, отвечая на поисково-проблемные вопросы, поставленные учителем. Учатся определять худ. достоинства произведения и их роль в выражении идеи. Выслушивают и оценивают ответы одноклассников, учатся строить диалог в поисках ответа. |
Учатся выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; учатся анализировать, систематизировать информацию, представленную в виде поэтического текста; учатся обобщать, делать выводы, определяя основную мысль текста. Учатся монологической и диалогической речи в соответствии с речевой ситуацией. |
Этап обобщения, подведения итогов |
Поиск ответа на поисково-исследовательский вопрос. Оценка силы художественного слова А. Пушкина по ответу декабристов. Возвращение к иллюстративному материалу, составление целостного рассказа. |
Составляет беседу с учениками с использованием проблемно-поисковых вопросов о воздействии художественного слова; организует восприятие поэтического ответа декабристов А.С.Пушкину. |
Ученики выстраивают, устанавливают смысловую и идейную взаимосвязь послания поэта с ответом декабристов. |
Учатся формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога. |
Этап рефлексии и оценки полученных знаний |
Выполнение небольшой рефлекторной письменной работы. |
Организует этап рефлексии в виде выполнения письменной работы |
Выполняют письменную работу, формулируют самооценку результативности деятельности в виде небольшого письменного высказывания. |
Учатся анализу и оценке собственных достижений, учатся письменной формулировке этой оценки. |
Этап объяснения домашнего задания |
Запись дом.зад. |
Комментирует и объясняет дом. задание. |
|
|
Конспект урока
1. Организационный момент, определение темы урока
На доске помещены иллюстрации.
- Ребята, посмотрите на иллюстрации, которые размещены на доске.
- Что вам знакомо? Что понятно? Есть ли у вас какие-либо догадки: какой будет тема нашего сегодняшнего урока.
Некоторые изображения вы объяснили, но связать все в единую тему у нас пока не получается.
Тогда задайте вопросы, ответы на которые помогли бы вам это сделать.
Перед вами лежит текст, в котором есть ответы на ваши вопросы. Прочитайте текст.
14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге произошло очень важное событие государственного масштаба — восстание декабристов. В этот день участники восстания вышли на Сенатскую площадь, чтобы заявить о желании сменить власть и отменить крепостное право. Но их попытка изменить страну не удалась: восстание было подавлено, организаторы и участники восстания арестованы, многие из них были осуждены на каторжные работы в Сибирь.
Среди участников восстания были близкие друзья Пушкина. В том числе самый близкий его лицейский друг - Иван Пущин. Сам Пушкин в это время отбывал ссылку в селе Михайловское, накануне восстания к нему в ссылку тайно приезжал Пущин.
Поэт тяжело переживал расставание с друзьями. Когда он узнал, что в Сибирь за мужьями отправились жены, то с одной из них, женой декабриста Муравьева - Александриной Муравьевой, передал им свое послание в стихах.
В 1827 декабристы получили от поэта стихотворение «Во глубине сибирских руд…».
Итак, тема нашего урока: «Стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд».
- Какие иллюстрации теперь вам стали понятны.
- Какие вопросы ещё остались? Вернемся к ним в конце урока.
2. Постановка цели, определение задач урока
- А сейчас попробуем сформулировать цель нашего урока. Что бы вы хотели узнать о стихотворении Пушкина? Зачем мы учимся анализировать стихи?
Цель урока:
- понять стихотворение А.С.Пушкина, его основную мысль, рассмотреть художественные особенности произведения (умение анализировать стихи развивает нашу речь, мышление; повышает нашу общую культуру);
- пополнить знания по русской литературе и русской истории, поскольку это история и культура нашего народа.
3. Анализ стихотворения
Итак, для начала давайте его послушаем и прочтем. Просмотр видеоряда. Чтение стихотворения учеником (стихотворение выучено заранее)
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
- Как вы думаете, что хотел сказать поэт своим друзьям? Зачем он написал это стихотворение?
Лексический анализ стихотворения.
- Давайте вдумаемся и вчитаемся в отдельные строки стихотворения.
Игра: «Я внимательный читатель»
1-й ряд внимательно читает 1-е четверостишие, 2-й- 2-е, 3-й - 3-е.
А ученик, кто уже выучил стихотворение наизусть прочувствовал его содержание) будет работать над 4ым четверостишием. Он же будет оценивать правильность ваших ответов.
1-й ряд
- Поэт понимает, что каторгу его товарищам надо вытерпеть. Но как он наказывает терпеть трудности? Что значит «гордое терпенье»?
- Почему труд декабристов (восстание) Пушкин называет скорбным?
- Какие высокие мысли (думы) проповедовали декабристы? Что они хотели, выходя на Сенатскую площадь?
2-й ряд
- Конечно, это несчастье для людей - попасть на каторгу. Но что поэт называет верной сестрой несчастья? Почему?
- «Придет желанная пора». Сбылись ли надежды поэта?
3-й ряд
- Как вы понимаете выражение «каторжные норы»? С чем ассоциируется у вас слово «норы»?
- Почему о своем голосе поэт говорит «свободный»?
Отдельные вопросы:
- Верит ли поэт, что наказание декабристов когда-нибудь закончится?
- О каком мече говорит поэт?
Вопрос ко всем:
- Можем ли А.С.Пушкина назвать настоящим другом?
Своё основное желание (цель) поддержать товарищей, вселить в них надежду автор выразил в том числе с помощью художественно-выразительных средств. Давайте попробуем их определить.
Игра «Кроссворд»
- Название худ-изобразительных средства. Надежда - верная сестра несчастью (метафОра)
- Название худ-изобразительного средства. «Мрачные затворы» (эпиТет)
- «Как в ваши...» (сраВнение)
- Жанр стихотворения (посланиЕ)
- Стремление - терпение, несчастье - надежда, затворы - свобода (антиТеза)
ОТВЕТ - Обобщение. Подведение итогов.
- Как вы думаете, ребята, что бы могло обозначать это слово?
Конечно, декабристы не могли не ответить А.С.Пушкину на его послание. Давайте послушаем этот ответ, который написал поэт-декабрист А.Одоевский, и посмотрим, удалось ли поэту поддержать декабристов на каторге и вселить в них надежду.
Чтение ответа декабристов (читает ученик, стихотворение выучено заранее)
1827 г.
«Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.Но будь покоен, бард; цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя, —
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.»
- А теперь давайте снова посмотрим на наши иллюстрации. Все ли теперь нам понятно? Какой теперь ответ мы дадим на вопрос, что связывает все эти изображения.
4. Этап рефлексии
Напишите на листочках предложение: «Я не знал...., теперь я знаю...»
Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения наизусть.