Литература
-
Западноевропейский и русский классицизм в литературе 2025
Характеризуя эпоху классицизма, мы всегда обсуждаем культ разума. Что побеждает в классицистическом произведении в конфликте РАЗУМА и ЧУВСТВА?
-
Презентация "Там на неведомых дорожках..." к уроку «Героическое время героического народа» по повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя
2025
Представлена урок-экскурсия в форме компьютерной презентации, целью которого будет погружение в историческую и культурно-бытовую сферу жизни казаков 16 века, Запорожской Сечи.
-
Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в кадетском колледже 2025
Кадетские колледжи, как особый тип образовательных учреждений, имеют уникальную возможность интеграции патриотического воспитания в учебный процесс через русский язык и литературу. Здесь формируется не только академическая грамотность, но и духовно-нравственные устои, которые впоследствии будут определять поведение будущих защитников Родины. Изучение классической и современной литературы позволяет кадетам осознать ценность моральных и этических принципов, знакомя их с наследием великой русской культуры, что усиливает их патриотические чувства и национальное самосознание.
-
Память, которую нельзя предать 2025
Цель мероприятия: привлечение внимания детей и молодёжи к вопросам сохранения мира на планете; изучение исторических фактов о Великой Отечественной войне; развитие чувства причастности к истории своей страны через связь поколений; формирование активной позиции в области сохранения и защиты мира.
-
Сценарий литературной гостиной «С любовью в сердце» по творчеству С.А.Есенина 2025
Цель литературной гостиной: познакомить детей с творчеством С.Есенина, раскрыть основные темы его поэзии.
-
Литературно-музыкальная композиция «Я возвращаюсь в далекое прошлое»: иркутские поэты-фронтовики о Великой Отечественной войне» 2025
Мероприятие посвящено 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и знакомству учащихся с историей участия жителей Иркутской области в событиях 1941–1945 гг. Через поэзию, документальные материалы и личные свидетельства у обучающихся воспитывается чувство гордости за подвиг соотечественников и благодарность ветеранам. Цель мероприятия: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны и родного края через знакомство учащихся с героическим прошлым жителей Иркутской области в период Великой Отечественной войны.
-
Уроки Победы в рассказе Сафара Хаблиева "Ворожея" 2025
Урок посвящён вопросам нравственного воспитания, формирует позицию гражданина, самодостаточность, воспитывает личность, которая не мыслит себя вне народа. На примере главной героини ученики задумываются над вопросом о нравственных уроках истории, учатся понимать, что такое доброта, великодушие, взаимовыручка и поддержка, понимают, что человеком можно оставаться в любой ситуации. На уроке возникает проблемная ситуация о правде и лжи, которая является своего рода жизненным опытом, полученным из литературы. Урок построен на анализе прозаического текста, на сравнении текста с фрагментом кинофильма, включает проблемные вопросы и создаёт предпосылки для дискуссии.
-
Образ бабушки в произведениях В.П.Астафьева 2025
В ходе работы на уроке учащиеся определят внешние особенности, черты характера бабушки В.П.Астафьева; систематизируют полученный материал о бабушке писателя, оформят в виде кластера; составят текст о своей бабушке.
-
План интегрированного урока по теме "Берлинская наступательная операция 1945 г. в истории и литературе" 2025
Цели урока: изучить цели, этапы и итоги Берлинской операции; проанализировать действия Красной Армии; совершенствовать умение работать с историческими картами, документами, видеоматериалами; познакомить учащихся с документальной прозой непосредственных участников Берлинской операции.
-
Урок – творческая мастерская по литературе в 8-м классе по теме "Мир вещей в рассказе М. Осоргина «Пенсне»" 2025
Данный материал представляет собой разработку урока литературы. Урок нацелен на знакомство с фактами биографии писателя М.А.Осоргина, рассказом «Пенсне»; помощь обучающимся в повторении тропов; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста. На уроке используются творческие задания, которые развивают мышление и воображение на основе коллективной творческой работы.
-
Космос далекий и близкий 2025
Цели урока: расширить кругозор по теме «Космос близкий и далекий»; актуализировать знания детей о космонавтах, о животных, побывавших в космосе, об истории космонавтики, биографии Ю.А.Гагарина.
-
История одной считалочки 2025
Героизм моих родственников восхищал меня. Совершенно простые мальчики и девочки, только окончившие школы - Герои Социалистического Труда, проявили стойкость и мужество, они пережили голод, смерти и потери, но справились. Они жертвовали собою ради свободы и независимости Родины, ради будущего, ради меня.
-
Технологическая карта урока литературы в 9-м классе. Понятие синестезии: цвет и пространство в стихотворении "Голубые острова" Н.Ушакова 2025
Представлен урок обобщения и систематизации знаний и способов анализа текста.
-
Прототипы героев повести А.И.Солженицына "Раковый корпус" 2025
Повесть А.И.Солженицына «Раковый корпус» - о больных онкологического диспансера в среднеазиатском городе (Ташкенте), в том числе ссыльных. О борьбе больных за жизнь, о страхе перед смертью. Автор показывает попытки осмысления жизни и смерти. Общественная обстановка после смерти Сталина, когда страна будто начала обретать сознание после страшной болезни. В героях повести, населяющих одну больничную палату, воплощены боль и надежды России.
-
Общешкольное образовательное событие «Единый текст — единое понимание» 2025
Современное общество предъявляет высокие требования к способностям читателей, рассматривая чтение как универсальный инструмент познания мира, принадлежащий к группе универсальных учебных действий. Поэтому согласно ФГОС учащиеся обязаны освоить различные типы смыслового чтения на каждом уроке. Образовательное событие «Дня единого текста» – общешкольный проект, основанный на работе с одним текстом на протяжении всего учебного дня.
-
Урок литературного чтения по теме "Другие планеты, другие пороки" 2025
Цель урока: разработка образовательного маршрута по произведению Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Применить полученные знания, жизненный опыт для решения поставленных задач
-
Урок литературного чтения по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность) 2025
Цель урока: умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
-
Внеклассное мероприятие "Имена героев в песнях" 2025
Цель мероприятия: воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции.
-
Герои прошлых и нынешних времен. Урок развития речи 2025
Цель урока: сформировать у учащихся способность к самовыражению в устной и письменной речи, познакомить с творческими работами призеров муниципального этапа всероссийского конкурса «Без срока давности», дать представление о преемственности двух поколений: защитников родины Великой Отечественной войны и СВО.
-
Презентация к уроку Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"
2025
Через яркие образы и описания Гоголь создает картину жизни и быта украинских казаков, их традиций, обычаев и борьбы за свою независимость. "Тарас Бульба" учит уважать и ценить культурное наследие своего народа, понимать значение патриотизма и гордости за свою родину.
-
Урок – литературная гостиная «Башня» Вяч.Иванова 2025
Цели и задачи урока: обобщение знаний по теме, формирование системно-целостного представления об эстетике символизма в искусстве путем погружения школьников в атмосферу художественной, творческой жизни начала ХХ века, выявление общих точек соприкосновения между различными видами искусства, обучение ролевому поведению и диалогическому общению.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Помните!.." 2025
Цели и задачи: расширение кругозора школьников путём самостоятельного поиска необходимой информации; формирование умений анализа и систематизации собранной информации; знакомство со стихотворениями различных поэтов о Великой Отечественной войне; знакомство с песнями военных лет; закрепление навыков выразительного чтения наизусть.
-
Тестовые задания по литературе для промежуточного контроля 2025
Цель урока: повторение и обобщение знаний по произведениям русской и зарубежной литературы; развитие памяти, мышления, познавательной активности.
-
Сказка "Заяц в городе " (по ППД) 2025
Цель занятия: способствовать формированию читательского интереса у дошкольников. Задачи: формировать у детей эмоциональное отношение к произведениям К.И.Чуковского; развивать внимание и интерес к слову в литературном произведении; воспитывать дружественные взаимоотношения между детьми.
-
Конспект проведения досуга “Дедушка Корней и все, все, все!” для детей старшего дошкольного возраста 2025
Произведения Корнея Ивановича Чуковского знают и взрослые и дети. Педагоги широко используют их в процессе образовательной деятельности с воспитанниками. Любимые произведения ненавязчиво приучают дошкольников к чистоте, порядку, прививают чувства дружбы и взаимопомощи. Вспомнить и перевоплотиться в хорошо известных героев дети смогут в ходе музыкально-театрализованного досуга “Дедушка Корней и все, все, все!”.
-
Сценарий постановки для детей старшего возраста «Бездельник – светофор» (по мотивам стихотворения С.Михалкова «Бездельник – светофор») 2025
Представлен сценарий постановки для детей старшего возраста по мотивам стихотворения С.Михалкова «Бездельник – светофор»
-
Письма с фронта. Сценарий конкурса чтецов, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 2025
Цели конкурса: воспитывать у детей гражданственность и патриотизм, ответственность за живущих сейчас, за судьбы страны, уважение к бессмертному воинскому подвигу.
-
Урок-погружение "Вселенная Гарри Поттера" 2025
Цель урока: формирование навыков аналитического мышления, развитие УУД. Задачи: погрузится в художественный мир популярной книги; познакомиться с интересными фактами о книге и фильме; ответить на проблемный вопрос и выразить свою позицию.
-
Малая и большая родина в стихотворении С.Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...» 2025
Урок направлен на формирование навыков интерпретации поэтического текста и элементов исследовательской деятельности и является вторым в системе занятий по изучению творчества С.А.Есенина. Основная цель занятия – погружение в художественный мир стихотворения Сергея Есенина. Урок рассчитан на обучающихся со смешанным уровнем подготовки (сильные\слабые). В связи с этим некоторые задания носят дифференцированный характер (подготовленные ранее сообщения, работа со словарем, карточки с индивидуальными заданиями). Кроме того, задания ориентированы на использование элементов исследовательской деятельности и работу с литературоведческими понятиями.
-
Конспект урока "О чём рассказывает слово «победа» («Семантика победы: значение и восприятие)" 2025
Урок на тему «О чём рассказывает слово “победа”» направлен на изучение концепта «победа» с точки зрения его лексического, культурного и поэтического значения. Основная задача урока — помочь учащимся понять, как слово «победа» отражает ценности, эмоции и культурные особенности, а также научить их анализировать это слово с помощью различных языковых инструментов. Основные аспекты урока: лексический анализ слова «победа», создание словесного портрета концепта, поэтический анализ, сравнение восприятия концепта «победа» в русской и нанайской культурах, создание речевого высказывания. Учащиеся должны понять, что слово «победа» — это не только лексическая единица, но и важный культурный концепт, который отражает ценности, эмоции и мировоззрение народа. Они научатся анализировать слово с разных сторон и выражать своё отношение к нему.