Литературно-музыкальная композиция "Я – русский композитор. 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова посвящается"

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Ключевые слова: С.В.Рахманинов


Звучат колокола. На их фоне видеоряд пейзажей русской природы и церквей

На сцене маленький Серёжа Рахманинов и его бабушка

- Бабушка, ты слышишь, как они поют? Словно разговор ведут между собой! Плакать почему-то хочется. И здесь так щемит!(прижимает ладонь к сердцу).

- И правда, дивно звучат. Только у нас в России, Серёженька, можно такое чудо услышать. Пойдём, пойдём, мой хороший! Нас с тобой заждались уже.

Ведущий: - Сергей Васильевич Рахманинов – один из крупнейших музыкантов рубежа 19-20-го веков. Тема Родины, любовь к русской земле, к истории народа и православной вере – основное в его творчестве.

Ведущий: Колокола стали символом музыки Рахманинова. А для западного мира его духовная музыка стала лицом русской православной культуры наравне с Троицей Рублёва и собором Василия Блаженного.

«Весенние воды», оркестр.

Ведущий:

Рахманиновские колокола
Нам снова душу растревожат,
Романсов музыка светла
Зовет нас, манит и ворожит.
Сон о несбывшейся мечте,
Что злые ветры уносили,
Сон о любви, о красоте,
О молодости, о России.

Ведущий: Сергей Васильевич родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье, в имении Онег Новгородской губернии. В семье было пятеро детей. Сергей был четвёртым ребёнком. С 4 лет он играл на фортепиано.

Ведущий: Любовь к музыке ярко проявилась и у деда композитора, и у его отца, которые были отличными пианистами. Хорошей пианисткой была и мать композитора, именно она и стала первой учительницей своих детей.

На сцене Сергей в возрасте 10 лет, его мама.

- Серёжа, послушай меня! Я очень горжусь тобой, сынок.

- Почему, мамочка?

- Ты поступил на младшее отделение Петербургской консерватории! Об этом можно только мечтать! Ты будешь жить и учиться музыке в Санкт-Петербурге!

- А мне так хорошо с вами, так не хочется никуда уезжать!

- Ты не понимаешь, мой мальчик! Теперь у тебя начинается новая жизнь! Тебе придётся стать самостоятельным.

- Я так боюсь, а вдруг у меня ничего не получится? Вдруг я не оправдаю ваших надежд?

- Нет, я верю, что ты справишься со всеми трудностями, мой родной! Пойдём, сынок, скорее собираться, надо ничего не забыть.

Ведущий: И всё-таки в консерватории, вдали от родных, Серёжа очень быстро «отбился от рук», стал непослушным, да ещё и плохо успевающим ребёнком. Уже в первом классе консерватории он оказался на грани отчисления.

Ведущий: Тогда по совету его двоюродного брата, Александра Зилоти (профессора, пианиста и дирижёра) Серёжу переводят в Московскую консерваторию. Он становится учеником талантливого педагога, прекрасного пианиста Николая Сергеевича Зверева.

«Итальянская полька», оркестр.

Ведущий: «Зверята» - так называли юных талантливых учеников Зверева. Надо сказать, что Николай Сергеевич не только бесплатно занимался со своими учениками, они жили в его доме, он полностью содержал их.

Ведущий: Вместе они посещали концерты, театры, знакомились с известными музыкантами, художниками и литераторами. Летом он вывозил детей в Крым. Брал фортепиано и там так же строго, как и в Москве, занимался с ними. Он всегда требовал от учеников железной дисциплины.

На сцене Зверев и Рахманинов.

- Господин Рахманинов, я просил Вас явиться на урок в шесть утра! Вы опоздали ровно на 4 минуты!

- Мне нечего сказать в своё оправдание, Николай Сергеевич.

- Попрошу впредь больше не опаздывать на занятия! Дисциплина превыше всего!

- Хорошо, этого больше не повторится, учитель.

Ведущий: - В 1888 году Рахманинов переходит на старшее отделение консерватории и становится учеником своего кузена Александра Зилоти. Одновременно с фортепианными, Рахманинов начинает посещать занятия по композиции. Его удивительный талант поражал многих.

Однажды с композиторами Александром Глазуновым и Сергеем Танеевым произошла такая история.

На сцене композиторы.

- Сергей Иванович, я только что сочинил симфонию, позвольте, я сыграю Вам первую часть. Мне очень интересно Ваше мнение. (отрывок из 6 симфонии 1 части Глазунова):

- Замечательно! Позвольте и мне познакомить Вас с одним талантливым молодым человеком. Серёжа Рахманинов! Садись, пожалуйста, за рояль!

(звучит этот же отрывок)

- Молодой человек, откуда Вам знакома моя симфония? Я её ещё никому не показывал!

- Танеев: Александр Константинович, но Вы только что её исполнили для меня! А Серёжа… он у меня в кабинете сидел, я его там запер!

Ведущий: Таких феноменальных способностей (мгновенно схватывать музыку) не было ни у кого, пожалуй, только у Моцарта.

Чтец:

С утра — за фортепиано,
За письменным столом…
Ложатся к ноте нота,
А в них живёт: лесок,
Душистое болото,
Изба наискосок,
Девчонка в сарафане
У тихого ручья…
Какая всё же Рана —
Ты, Родина моя!

Ведущий: Вскоре Зилоти ушёл из консерватории, а его талантливый ученик, не желая переходить к другому педагогу, самостоятельно, всего за 3 недели, подготовил сложнейшую программу и блестяще исполнил её на выпускном экзамене.

Ведущий: Ровно через год Рахманинов заканчивает консерваторию по классу композиции. Среди блестящего выпуска лишь Сергей Рахманинов был удостоен Большой золотой медали.

Ведущий: Дипломной работой молодого композитора явились опера «Алеко» и 1 концерт для фортепиано с оркестром. Примечательно, что председателем экзаменационной комиссии на том экзамене был Пётр Ильич Чайковский.

Ведущий: Выдающийся композитор оставил очень лестный отзыв о музыкальных способностях молодого Рахманинова, поставив ему оценку «5» с плюсом!

На сцене дамы с веерами.

- Вчера слушала оперу «Алеко» юного дарования Серёжи Рахманинова.

- Правда? Говорят, она была написана им всего лишь за 17 дней!

- Не может быть! Это просто гениально!

- Представляете, на концерте присутствовал сам Пётр Ильич Чайковский.

- Как хотела бы я это увидеть своими глазами!

- Он так аплодировал автору, что чуть не выпал из ложи!

- О Боже! Это не удивительно! Такой талант!

Ведущий: Первая любовь Рахманинова - Верочка Скалон.

Свидетельством этой любви служат 100 (сто!) любовных писем Рахманинова к ней. А сейчас мы прикоснёмся к великой тайне – это дневник юной Верочки, которому она доверила свои самые сокровенные чувства.

На сцене Верочка Скалон читает записи из своего дневника.

20 июня: "Господи! Что со мной?! Уж не схожу ли я с ума? Неужели это - любовь? Боже, как все странно.

Я знаю одно… Я люблю его!"

28 июня: "Мне грустно и досадно… Я начинаю бояться, что Сергей Васильевич ко мне совсем равнодушен.

О, это было бы ужасно! Неужели это любовь?! Но ведь тогда это - одно мученье! Господи, помоги мне!.

9 июля: "Боже, что я почувствовала, когда он вдруг ласково прошептал:

"Ах, с какой радостью я увез бы тебя на край света!..

"Сердце мое забилось так сильно, что я чуть не задохнулась… Мои мучения кончились!

У меня с сегодняшнего дня на сердце - рай! Он меня любит!"

Звучит романс вокал «Сирень».

Ведущий: Однако верной спутницей всей жизни Сергея Васильевича стала Наталья Александровна Сатина. Из воспоминаний Натальи Александровны:

На сцене жена Рахманинова, Н.А.Рахманинова.

"Мы венчались на окраине Москвы 29 апреля 1902 года в церкви какого-то полка. Я ехала в карете в венчальном платье, дождь лил как из ведра; После венчания мы быстро переоделись, проехали прямо на вокзал и взяли билеты на Вену".

Ведущий: Лучшей жены он не мог себе выбрать. Она любила его с детских лет, можно сказать,выстрадала его. Она была умна, музыкальна и очень содержательна. Друзья и родные радовались за Сергея, зная, в какие надежные руки он попадает…"

Звучит романс «Апрель».

Ведущий: Считается, что гения целует Бог и даёт ему напутствие: «Иди на землю, у тебя большая миссия». Но когда по каким-то причинам что-то не получается, тогда Бог «ударяет» гения – страхами и болезнями.

Ведущий: Возьмём Бетховена. Бог его целует, но потом видит, что Бетховен его не слышит… Тогда Господь его оглушает: будешь глухим композитором. И после этого, всецело полагаясь только на внутренний слух, Бетховен начинает писать гениальную музыку.

Ведущий: Точно так же Бог целует Моцарта. Тебе вся гармония принадлежит, твоя миссия – спасать людей. А Моцарт подражает всяким модным в его время композиторам. И тогда Бог не даёт Моцарту в полной мере наслаждаться жизнью: у него появляется фобия смерти...

Ведущий: Невозможность дышать у Шопена, одиночество и безденежье у Шуберта – та же история. Получается, гению всегда нужны две вещи: талант и удар для мобилизации всех сил.

Ведущий:А какой у Рахманинова был удар? Кажется, был только поцелуй Бога – такая ясность, такая мелодичность во всех его звуках!

Звучит «Вокализ» Рахманинова.

Ведущий: Да, музыка Рахманинова – это поцелуй Бога!... Но удар был, и ещё какой удар! Это была дичайшая мнительность, ведущая к депрессиям: он боялся умереть от рака. И, как только у него кололо в правом боку, бежал к врачам: жизнь кончена, всё пропало!

Ведущий: Врачи его исследовали и говорили: «Серёжа, ты абсолютно здоров». Рахманинов вылетал от врачей на крыльях и писал свою великую музыку, пока… не кололо в левом боку. Опять врачи, исследования и диагноз: «Сергей Васильевич, Вы здоровы». И он снова убегал – в полёт. Своей музыкой сражался за право жить.

Звучит музыкальное произведение в исполнении оркестра или вокальный номер.

Ведущий: Октябрьские события 1917 года явились для Рахманиновых, как и для многих представителей российской интеллигенции, настоящей трагедией, катастрофой. Рахманинов понял, что его артистическая деятельность в России может прекратиться, что творчество его никому не нужно. Уехав на гастроли в Скандинавию, Рахманинов так и не вернулся в Россию.

Ведущий: Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и почти на 10 лет прервало его композиторскую деятельность. Без России он словно онемел. Ни одного произведения не смог написать в эти годы.

Ведущий: Являясь виртуозным пианистом, Рахманинов был бешено популярен за границей. Он достиг славы, состоятельности, но не обрёл без Родины душевного покоя.

…Он на рояле играет себя,
Без театральности вычурных поз,
О том, чего нестерпимо жаль,
Душой, пробитой тоскою насквозь.
И сердце одно у рояля с ним —
Рояль трепещет, одухотворён,
Так с колоколен извечной Руси,
Несётся долом малиновый звон…

На сцене Рахманинов: - Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родных корней, я потерял самого себя…Я могу творить только тогда, когда думаю о России. Не могу жить без России и русских людей.

Ведущий: Обустраивая своё имение в Швейцарии в русском стиле, композитор чувствовал себя дома. Жена Рахманинова по этому поводу шутила: «Серёжа из Швейцарии собирается сделать свою Ивановку». Здесь, в 1934 году, Рахманинов написал свою «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано и оркестра.

Звучит музыкальное произведение в исполнении оркестра («Рапсодия…»)

Ведущий: Всю свою жизнь Сергей помогал русским музыкантам, артистам, художникам, писателям, с которыми был очень дружен. О милосердии души великого композитора ходили легенды.

Ведущий: Получая за концерты огромные гонорары, Рахманиновы продолжали жить скромно и уединённо, отправляя в Россию бесчисленные посылки. На московском главпочтамте удивлялись – кто такой этот Рахманинов, что он всей Москве посылки шлёт?

Ведущий: Достигнув мировой славы, Рахманинов оставался всё таким же скромным, прямым и принципиальным в вопросах искусства и в отношении к людям.

На сцене С.Рахманинов и американский журналист.

- Добрый день, господин Рахманинов! Позвольте задать Вам не совсем скромный вопрос!

- Пожалуйста, слушаю Вас.

- Маэстро, почему Вы так просто одеваетесь?

- Видите ли, меня всё равно здесь никто не знает. Главное, чтобы одежда была комфортной, не правда ли?

- Да, конечно, но всё же Вы такая величина в мире музыки!

- Величие, на мой взгляд, не на поверхности, а кроется где-то значительно глубже, не правда ли?

Ведущий: Через несколько лет этот же журналист повторил свой нескромный вопрос: «Маэстро, Вы богаты, но лучше одеваться не стали». «Зачем, - отвечал Рахманинов, - ведь меня и так все знают!»

Русского гения длинные пальцы…
Безудержно музыка рвется наружу.
Задумчивый взгляд со следами бессонницы —
Образ этот отчетливо вижу.

Ведущий: Наступает 1941 год. В России начинается страшная, кровопролитная война с фашизмом. Рахманинов тяжело переживает каждое сообщение о потерях на фронте.

Ведущий: Но зато как он радуется хотя бы маленькому успеху русской армии и всеми силами помогает русскому народу в его борьбе с врагом! Он передаёт огромные сборы от концертов советскому консулу в Нью-Йорке. В сопроводительном письме сказано: «Хочу верить, верю в полную победу!...»

Ведущий: Рахманинова не стало в марте 1943 года.

В любви к Родине, в желании творить для России – суть жизни великого композитора.

Ведущий: Слушая музыку Рахманинова, мы, наконец, слушаем самих себя. Мы понимаем, что такое русский народ! Что такое Родина! Что такое Россия!

(Музыка с колокольным звоном).

Песня о России в исполнении учащихся.