Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. [6] По мнению Л.С.Выготского речь идет о развитии интеллекта, который не знает самого себя.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, цель воспитания — формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом.
Одной из важнейших задач воспитания является формирование жизнеспособности и адаптивности человека, его готовности к будущему в условиях высокой динамики изменений и глобальной неопределённости.
Цель современного воспитания - высоконравственных и ответственных людей, которые внесут вклад в развитие общества, смогут сделать собственный выбор, на основании своих талантов и способностей, самостоятельно оценивать риски и последствия своего выбора.
В последние годы большая часть популярных советов по воспитанию и обучению детей обращает внимание на мир эмоций. Опираясь на теорию, где основное внимание уделяется поступкам и не игнорируются чувства, являющиеся их причиной. Обращаясь к чувствам, мы получаем возможность тренировать умение выслушивать и получать навыки решения проблем. Ребёнок поймет, что взрослый - его союзник, научится сотрудничать и в случае большого кризиса сможет ему противостоять, найдя поддержку в лице взрослого. [1]
В возрасте 10 лет у детей рождается собственная система ценностей. В этом возрасте его волнует мораль и справедливость, он сомневается и начинает думать самостоятельно. Этот период можно назвать периодом исследования. Исследуется не только материальный мир, но и мир духовны, эмоциональный.
Среди требований к результатам освоения программы начального общего образования по литературе отмечены: умение устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь; осознанно применять изученные литературные понятия для беседы о произведении; отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений), подтверждать ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря. [4]
На уроках литературного чтения мы делаем упор на эмоциональную составляющую текста с целью помочь понять эмоции как осознанные состояния, которые возникают в результате оценки человеком некоторого события или явления относительно возможности применения этого явления в каких-то своих целях или удовлетворения своих потребностей. [2]
Предлагаем фрагмент работы с произведение Михаила Михайловича Зощенко «Елка» в 4 классе по программе «Школа России».
- Перед первым чтением дети предполагают жанр произведения по названию и фамилии автора.
- Самостоятельное чтение текста.
- Беседа по содержанию после первого чтения.
- Произведение, какого жанра мы прочитали?
- О каком времени года идет речь?
- Где происходят события? Опишите эту комнату, как вы её себе представляете?
- Назовите героев произведения.
- Повторное чтение рассказа.
- Работа в группах. Вопросы для беседы по тексту для составления портрета героя.
- Какие чувства испытывают дети в начале произведения?
- Что произошло у ёлки? Прочитайте.
- Кто был инициатором? Почему? Какими словами можно выразить её состояние?
- Как чувствовал себя Минька? Почему?
- В каком состоянии он был?
- Кто или что остановило детей?
- Что произошло с детьми, когда они услышали шаги мамы?
- В каком состоянии был Минька? Что он испытывал? Почему Минька чуть не заревел?
- Как мама отреагировала на то, что Леля и Минька съели украшения на ёлке и повредили подарки? Что она испытывала в этот момент?
- Как отреагировали Минька и Лёля? Что они чувствовали? Почему?
- Почему ушли все гости? В каком состоянии они находились?
- Кто и почему выгнал гостей?
- Как отреагировала мама?
- Что сделал папа?
- Какие выводы сделал Минька из той истории?
По ходу беседы детям предлагается заполнить таблицу «Портрет героя» или нарисовать словесный портрет героя рассказа.
Характеристика героя |
|
|
Имя |
Лёля |
Минька |
возраст |
7 лет |
|
внешность |
высокая, длинновязая |
удивительно маленького роста, худенькие ручки |
характер |
бойкая |
|
Действия (поступки) |
предлагает съесть по 1 пастилке, |
откусывает маленький кусочек яблока, |
|
Могла дотянуться |
Не мог дотянуться |

6. Составление рассказа о герое (сочинение, синквейн) с описание причин его поведения.
Обучающиеся начальной школы должны уметь размышлять не только о характере героя, но и о его поступках: видеть причинно-следственные связи. Использование «Словаря состояний, эмоций и чувств», «Словаря настроений», «Словарь оценки поступка героя», «Словаря характеристики литературного героя» [3] помогает подобрать более точные формулировки оценки поступков героя, считаться с мнением оппонентов и отстаивать свою точку зрения, высказывая собственное мнение о характере героя, характеризуя его поступки.
Использование на уроках литературного чтения различных приёмов работы по развитию эмоционального интеллекта помогает развивать грамотную речь учащихся начальной школы, формулировать свои мысли, доказывать и аргументировать свою точку зрения, умение строить высказывание в устной, а затем и в письменной форме.
Литература
- Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей/ Джон Шоттман, Джоан Деклер: пер. с англ. Г.Федотовой. – Москва: МИФ, 2024)
- Леонтьев В.О. Классификация эмоций/ В.О.Леонтьев. – Одесса: Изд-во инновационно-ипотечного центра, 2002
- Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2015.
- Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение»)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.

