Эмоции как средство обучения на уроке литературного чтения. Фрагмент урока литературного чтения по учебнику Климановой Л.Ф. изучение рассказа М.М.Зощенко «Ёлка»

Разделы: Литература, Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 4

Ключевые слова: М.М. Зощенко, М.Зощенко «Ёлка»


Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. [6] По мнению Л.С.Выготского речь идет о развитии интеллекта, который не знает самого себя.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, цель воспитания — формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом.

Одной из важнейших задач воспитания является формирование жизнеспособности и адаптивности человека, его готовности к будущему в условиях высокой динамики изменений и глобальной неопределённости.

Цель современного воспитания - высоконравственных и ответственных людей, которые внесут вклад в развитие общества, смогут сделать собственный выбор, на основании своих талантов и способностей, самостоятельно оценивать риски и последствия своего выбора.

В последние годы большая часть популярных советов по воспитанию и обучению детей обращает внимание на мир эмоций. Опираясь на теорию, где основное внимание уделяется поступкам и не игнорируются чувства, являющиеся их причиной. Обращаясь к чувствам, мы получаем возможность тренировать умение выслушивать и получать навыки решения проблем. Ребёнок поймет, что взрослый - его союзник, научится сотрудничать и в случае большого кризиса сможет ему противостоять, найдя поддержку в лице взрослого. [1]

В возрасте 10 лет у детей рождается собственная система ценностей. В этом возрасте его волнует мораль и справедливость, он сомневается и начинает думать самостоятельно. Этот период можно назвать периодом исследования. Исследуется не только материальный мир, но и мир духовны, эмоциональный.

Среди требований к результатам освоения программы начального общего образования по литературе отмечены: умение устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь; осознанно применять изученные литературные понятия для беседы о произведении; отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений), подтверждать ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря. [4]

На уроках литературного чтения мы делаем упор на эмоциональную составляющую текста с целью помочь понять эмоции как осознанные состояния, которые возникают в результате оценки человеком некоторого события или явления относительно возможности применения этого явления в каких-то своих целях или удовлетворения своих потребностей. [2]

Предлагаем фрагмент работы с произведение Михаила Михайловича Зощенко «Елка» в 4 классе по программе «Школа России».

  1. Перед первым чтением дети предполагают жанр произведения по названию и фамилии автора.
  2. Самостоятельное чтение текста.
  3. Беседа по содержанию после первого чтения.
    1. Произведение, какого жанра мы прочитали?
    2. О каком времени года идет речь?
    3. Где происходят события? Опишите эту комнату, как вы её себе представляете?
    4. Назовите героев произведения.
  4. Повторное чтение рассказа.
  5. Работа в группах. Вопросы для беседы по тексту для составления портрета героя.
    1. Какие чувства испытывают дети в начале произведения?
    2. Что произошло у ёлки? Прочитайте.
    3. Кто был инициатором? Почему? Какими словами можно выразить её состояние?
    4. Как чувствовал себя Минька? Почему?
    5. В каком состоянии он был?
    6. Кто или что остановило детей?
    7. Что произошло с детьми, когда они услышали шаги мамы?
    8. В каком состоянии был Минька? Что он испытывал? Почему Минька чуть не заревел?
    9. Как мама отреагировала на то, что Леля и Минька съели украшения на ёлке и повредили подарки? Что она испытывала в этот момент?
    10. Как отреагировали Минька и Лёля? Что они чувствовали? Почему?
    11. Почему ушли все гости? В каком состоянии они находились?
    12. Кто и почему выгнал гостей?
    13. Как отреагировала мама?
    14. Что сделал папа?
    15. Какие выводы сделал Минька из той истории?

По ходу беседы детям предлагается заполнить таблицу «Портрет героя» или нарисовать словесный портрет героя рассказа.

Характеристика героя

Имя

Лёля

Минька

возраст

7 лет

 

внешность

высокая, длинновязая

удивительно маленького роста, худенькие ручки

характер

бойкая

 

Действия (поступки)

предлагает съесть по 1 пастилке,
моментально съедает 1 пастилку,
встала на цыпочки и ртом стала поедать вторую пастилку,
убежали в комнату
сказала маме, что Минька ел яблоко
выгнала гостей

откусывает маленький кусочек яблока,
берет руками это же яблоко и снова немного откусывает,
чуть не заревел,
стал тянуть стул,
уронил стул на себя и на подарки, отбил у куклы фарфоровую ручку,
убежали в комнату
хотел зареветь
дёрнул за косичку
рассердился на мальчика из-за паровозика, ударил его по руке

 

Могла дотянуться

Не мог дотянуться

6. Составление рассказа о герое (сочинение, синквейн) с описание причин его поведения.

Обучающиеся начальной школы должны уметь размышлять не только о характере героя, но и о его поступках: видеть причинно-следственные связи. Использование «Словаря состояний, эмоций и чувств», «Словаря настроений», «Словарь оценки поступка героя», «Словаря характеристики литературного героя» [3] помогает подобрать более точные формулировки оценки поступков героя, считаться с мнением оппонентов и отстаивать свою точку зрения, высказывая собственное мнение о характере героя, характеризуя его поступки.

Использование на уроках литературного чтения различных приёмов работы по развитию эмоционального интеллекта помогает развивать грамотную речь учащихся начальной школы, формулировать свои мысли, доказывать и аргументировать свою точку зрения, умение строить высказывание в устной, а затем и в письменной форме.

Литература

  1. Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей/ Джон Шоттман, Джоан Деклер: пер. с англ. Г.Федотовой. – Москва: МИФ, 2024)
  2. Леонтьев В.О. Классификация эмоций/ В.О.Леонтьев. – Одесса: Изд-во инновационно-ипотечного центра, 2002
  3. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2015.
  4. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение»)
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.