Личный опыт осмысления значения Года защитника Отечества в практике учителя литературы
Идеалы, жизненные ценности, нравственные принципы... Иными словами, наши мечты, слёзы, наша любовь и боль. Кто-то мечтает изобрести лекарство от рака, а кто-то – обрести тысячу подписчиков в социальных сетях. Один рыдает из-за невозможности купить кроссовки за пятьсот долларов, а другой в полуразвалившихся топает на призывной пункт записываться добровольцем на СВО. Живём в одной стране, ходим в одни и те же школы, театры, церкви, а вот поди ж ты! И в то же время меняются границы государства, Конституция, рвутся семейные связи, друзья в одночасье превращаются в лютых врагов, и напротив – появляются новые единомышленники и цели. В великое время живём, други! За что можно ухватиться? На чём стоять, расти – продолжаться, в конце концов? На литературе, конечно! Великой русской литературе.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
«Ребята, почему Пушкин так любил Россию?» – с некоторых пор этот вопрос, вопрос о любви к Родине, в той или иной форме звучит почти на каждом моём уроке. А началось всё вот как. Почти случайно в пятом классе спросила: «Ребята, а кто из вас мог бы уехать из России, если была бы возможность жить и работать за границей?». Поднялось одиннадцать рук, я посчитала. И я услышала одиннадцать ответов, по сути сводящихся к одному, – «там лучше». А лучше – это как? Красивее, спокойнее, богааааче. Вот вам и идеалы. Ну, что ж, обращаясь к Чаадаеву, Александр Сергеевич обратился ведь и ко мне: «Пока сердца для чести живы…»! К счастью, на моей стороне Гаврила Державин и Пётр Чаадаев, Лев Кассиль и Михаил Шолохов, Анна Долгарева и Захар Прилепин. И ещё много-много прекраснейших писателей и поэтов, рядовых и генералов русской литературы, воспевших (и воспевающих!) страну нашу любимую, потрясающий, героический наш народ, народ-победитель, равного которому не сыскать по страданиям его и по мужеству, с которым он эти муки претерпевает и преодолевает!
«Облака дождевые
Вымоют небосвод.
Павшие и живые -
Это один народ.»
Открыв однажды для себя Влада Маленко с его потрясающими «Маяками», щедро делюсь им со всеми.
«Самый главный и сильный
Самый живой герой -
Это народ России
Он ее рулевой»,
- как просто и как сильно! Но начинать нужно как можно раньше. К подростковому возрасту я обязана каждого обеспечить «подушкой безопасности», которая защитит в случае столкновения с инородными идеями, не даст предпочесть удобное священному. Уже в том же пятом классе, читая рассказ «Девочки с Васильевского острова» Юрия Яковлева, мы учимся дружить с героями, как дружит Валя Зайцева с Таней Савичевой. Да, на уроках литературы слово «герой» звучит очень часто. Но как осознать, как объяснить подлинный героизм? Нет, конечно, ответить, что герой – это человек, который может пожертвовать жизнью ради других, могут многие. Но понять? Казалось бы, несложно понять Ваню Солнцева, героя повести Валентина Катаева «Сын полка», в его желании остаться у разведчиков – любой мальчишка на его месте хотел бы того же. Ничего не рассказал на допросе? Тоже понятно – играл в молчанку, это не так уж сложно. Тогда я тихонько напоминаю, в каком состоянии нашли разведчики Ваню. Он уже видел смерть. Совсем близко. Разве не мог он предположить, что его казнят? Тогда почему молчал? Ради чего?
Сложная, огромная и …прекрасная тема. Тема подвига. Тема героизма. Не любя родину, не выпестовав в себе сыновье почитание истории её и традиций, невозможно стать героем. «Как вы думаете, что чувствовал Гринёв, находясь на волосок от смерти? О чём думал?» Помню, услышала однажды, что герой этот вымышленный, потому и не мог он ни о чём думать. С тех пор всегда рассказываю ребятам про Державина, страстно мечтающего лично пленить Пугачёва и смело бросающегося в самые опасные предприятия ради поимки бунтовщика. Первый поэт России, страстно любивший её, он буквально упивается величием Отечества:
«О кровь славян! Сын предков славных,
Несокрушаемый колосс!
Кому в величестве нет равных,
Возросший на полсвете росс!»
Читая русскую литературу, мы живём жизнью героев и оплакиваем их смерть. Как оплакивали мы смерть Ёлки Сергея Баруздина, Зинки Юлии Друниной, Саныча Эдуарда Веркина... И каждый раз, снова и снова, мы задаёмся этими вопросами – «зачем?», «во имя чего?». Не найдя объяснения, человек не найдёт себя. Помню, одна ученица горячо уверяла, что не нужно «напрасно рисковать», лучше, мол, сохранить жизнь и потом сделать ещё много хорошего, а вот так умирать глупо, глупо! И я почти физически ощущала, как больно и страшно ей было в тот момент. Возможно, она впервые так близко подошла к теме смерти. Получается, и к теме смысла жизни?
Не тешу себя иллюзиями – по-настоящему понять «Мужество» Анны Ахматовой способны далеко не все. «Мёртвыми лечь» и «остаться без крова» - эти категории буквально пару лет назад воспринимались как далёкие, пережитые, исторические. Сегодня – нет. Это страшная реальность, не замечать которой, не думать о которой – признак инфантилизма или чего-то похуже. Можно ли «не обратить внимания», что 2025 год назван Годом защитника Отечества? Можно ли мне, учителю, обходить эти темы на уроках? Или не поделиться своим потрясением от того, как актуально сегодня звучат слова того самого Чаадаева: «Расчленять Россию, отрывая от неё силою оружия западные губернии, оставшиеся русскими по своему национальному чувству, было бы безумием»? Обращаем. Не обходим. Делимся. В том числе – пронзительными строками сегодняшних героев. Таких, например, как Александр Добрынин:
«Теплые, мягкие люди, братья и сыновья,
Спешат в железной колонне на берег небытия,
Чтоб там наконец решилось – жить нам или тонуть,
И ангелы-вертолеты им расчищают путь».
Вот уже расчищен путь в небо и самому Александру… Вечная память и слава! Наверняка он, как и тысячи других наших героев, услышал когда-то и пламенный призыв Пушкина, и мудрое предсказание Высоцкого:
«Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!»