Сборник семинаров по литературе для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений

Разделы: Литература

Классы: 10, 11


Цели и задачи сборника семинаров по литературе для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений:

  • формирование навыков аналитического прочтения художественных текстов и понимания места художественного произведения в общем контексте русской литературы;
  • совершенствование умений написания сочинений различных типов, поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;
  • освоение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • развитие эстетических и творческих способностей старшеклассников, образного и аналитического мышления, читательских интересов, художественного вкуса;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • воспитание любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • формирование важных речевых умений: составлять план и делать конспекты статей, пересказывать и комментировать прочитанное.

Семинар – одна из форм учебных занятий в старших классах, при которой учащиеся самостоятельно готовят материал по заранее разработанным учителем вопросам. Задача учителя – быть координатором обсуждения.

На начальном этапе подготовки к семинару по литературе учащимся необходимо работать с книгой (прочитать произведение). Затем, воспользовавшись материалами для подготовки к занятию, ответить на вопросы семинара (устно и письменно), выполнить задания, при необходимости сделать конспекты, выписки из первоисточников и обратиться к учебнику литературы.

Для эффективной работы на семинаре необходимо придерживаться следующих правил:

  1. На семинаре говорите, а не читайте (зачитываем только фрагменты из художественной литературы для подтверждения своих мыслей или цитаты критиков, писателей).
  2. Говорите четко, обоснованно. Ответы на вопросы должны быть записаны в тетради. Не разрешается пользоваться телефоном для ответа и распечатками из Интернета.
  3. Быстро включайтесь в обсуждение. Не повторяйте уже высказанных мыслей.
  4. Внимательно слушайте выступающих.
  5. Вступайте в спор корректно.
  6. Самостоятельно обобщайте, делайте выводы, рецензируйте литературу и выступления одноклассников.

Контроль уровня освоения учебного материала по литературе также осуществляется в процессе тестирования, написания сочинений, при выполнении учащимися индивидуальных домашних работ, при подготовке конспектов к семинарским занятиям.

Примечание. Учащиеся, занимающиеся по очно-заочной форме обучения, для аттестации по литературе должны подготовить и сдать в устной форме все вопросы семинаров, сделать конспекты критических статей по пьесе «Гроза», роману «Обломов», написать сочинения (выбрать одну из предложенных тем сочинения по произведениям «Гроза», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Обломов»).

Вопросы к семинарам по творчеству И.А.Гончарова и роману «Обломов»:

  1. Расскажите об основных этапах творчества писателя.
  2. Прочитайте статью Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» и сделайте конспект.
  3. Случайно ли главный герой романа наделен таким именем и фамилией?
  4. Когда происходит знакомство с героем? Дайте характеристику гостиной Обломова. Покажите, какие детали использует автор для раскрытия образа Ильи Ильича Обломова.
  5. Парад гостей – один из способов раскрытия характера героя. Представьте гостей. Обратите внимание на то, в чём смысл их жизни. В какой среде живет Обломов?
  6. Как Обломов относится к учёбе, службе, имению, хозяйственным вопросам?
  7. Расскажите о детстве героя, той среде, которая его сформировала. Каковы характерные черты Обломовки? (распорядок дня, занятия родителей, отношения к семье, труду…)
  8. Как проявляет себя герой в любви?
  9. Чем привлекла Обломова вдова Пшеницына?
  10. Кто такой Штольц? Расскажите о нем и отношении Штольца к Обломову? Зачем дан образ Штольца в романе?
  11. Как сложилась жизнь героев романа?
  12. Над какими вопросами заставляет задуматься жизнь и судьба Обломова?
  13. Составьте таблицу: положительные черты Обломова; отрицательные черты Обломова. Таблицу сделайте в тетради.
  14. В чём вы видите актуальность романа и проблем, поднятых в нем? Назовите главную тему романа.
  15. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем, взяв за основу произведение «Обломов» (объём сочинения – не менее 150 слов).

Темы для сочинения:

  1. Чем родители могут навредить своему ребёнку?
  2. Раскройте смысл фразы В.А.Сухомлинского: «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
  3. Как могут быть связаны мечта и реальность?
  4. Какого человека называют целеустремленным?
  5. Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
  6. Что может дом рассказать о своём хозяине?

Источники для школьника:

  1. https://godliteratury.ru/articles/2020/10/02/v-pomoshch-shkolniku-10-
  2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5801/conspect/89462/
  3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5783/start/8995/
  4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3491/start/34629/
  5. https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/i-a-goncharov/i-a-goncharov-rom
  6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3500/conspect/93751/

Вопросы к семинарам по творчеству А.Н.Островского и драме «Гроза»:

  1. Как известно, А.Н.Островский видел в драматургии огромную воспитательно-познавательную силу, он был противником драматургии, оторванной от действительности. В чём выразилось новаторство Островского-драматурга?
  2. Что такое драма, ремарки, реплики?
  3. Сколько пьес создал Островский (оригинальных, переводных и в соавторстве с другими драматургами)?
  4. Заполните таблицу

Дата

Основные события

31 марта (12 апреля) 1823 г.

 

1835 г.

 

1840 г.

 

1843 г.

 

Первый период (1847 – 1860)

14 февраля 1847 г.

 

1850-1852 гг.

 

1853-1856 гг.

 

1859 г.

 

Второй период (1860 – 1875)

1860-1868 гг.

 

1868-1869 гг.

 

1860-1875 гг.

 

Третий период (1875 – 1886)

1878 г.

 

1883 г.

 

2 (14) июня 1886 г.

 

  1. Проведите заочную экскурсию для одноклассников по г.Калинову. Как внешне выглядит город? Как отзываются о нем жители? Для чего в городе такие высокие заборы? Кто проживает в Калинове? Какое впечатление производят жители?
  2. Представьте систему персонажей драмы. Заполните таблицу:

«Хозяева жизни»

«Жертвы»

 

 

Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Как драматург раскрывает характеры героев? Докажите это примерами из текста.

  1. Как раскрывается основной конфликт пьесы? В чём смысл её названия?
  2. Раскройте образы героев:

Дикой

  1. Кто он по своему материальному и общественному положению?
  2. В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?
  3. Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?
  4. Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?
  5. Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?

Кабаниха

  1. Кто она по своему общественному и материальному положению?
  2. На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?
  3. В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?
  4. Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?
  5. Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?
  6. Каковы особенности речи Кабанихи?
  7. Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара?

Катерина

  1. Какие черты характера героини проявляются в первых же ее репликах?
  2. Для чего автор так подробно показывает нам детство Катерины, воспитание в родительском доме? Какая атмосфера окружала ее с детства?
  3. Как складывались отношения героини с мужем? Каким мы видим Тихона?
  4. В чём проявляется протест Катерины? Можем ли мы назвать ее любовь к Борису протестом?
  5. Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны внутренние мучения героини? Зачитайте эти сцены и ответьте на вопросы.
  6. Почему Борис не смог спасти Катерину?
  7. Докажите, что смерть героини – это протест.
  8. Какие проблемы раскрывает Островский в своем произведении?
  9. Сделайте конспект статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве». В чём вы согласны с критиком?

Напишите сочинение-рассуждение объемом не менее 150 слов по творчеству драматурга Островского и пьесе «Гроза».

Темы для сочинения:

  1. Чем творчество А.Н.Островского может быть интересно современному читателю?
  2. Какими должны быть взаимоотношения в семье?
  3. Есть ли среди героев А.Н. Островского те, кто Вам особенно близок?
  4. Важно ли понимание души другого человека?
  5. В чем конфликт «отцов» и «детей» в творчестве А.Н. Островского?
  6. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
  7. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  8. Зачем человеку нужна любовь?

Источники для школьника:

  1. https://www.culture.ru/persons/8160/nikolai-nekrasov
  2. https://godliteratury.ru/articles/2020/09/11/v-pomoshh-shkolniku-10-klass-a-n-ostrovsk
  3. https://interneturok.ru/lesson/literatura
  4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5802/start/93453/
  5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5785/start/11651/
  6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5802/start/93453/

Вопросы к семинарам по творчеству Н.А.Некрасова и поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. Дайте определение понятиям «поэма», «эпопея».

Известно, что основная идея произведения – это боль за народ, который не стал жить лучше после отмены крепостного права.

Прочитайте историческую справку.

«19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление

крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы».

Как воспринял Некрасов реформу?

  1. Расскажите о композиции поэмы. Как называются деревни? Случайны ли такие названия?
  2. В чём сходство пролога и русских народных сказок?
  3. Кто такие странники? Почему именно 7 мужиков отправились на поиски счастливых?
  4. Одна из главных проблем, которую поднимает автор, - это определение счастья? Как бы вы ответили на вопросы: что такое счастье? В чём заключается счастье? Что нужно сделать для счастья?
  5. Понимание счастья разными героями.

Поп.

  1. Почему именно с ним первым встречаются странники?
  2. Как происходит встреча со священником?
  3. Счастлив ли поп?
  4. В чём его понимание счастья?

Помещик.

  1. В чём смысл фамилии Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева?
  2. О чём жалеет помещик?
  3. Если определять тип героя, положительный или отрицательный персонаж перед нами?
  4. В чём его счастье?

Матрена Тимофеевна.

  1. Почему среди персонажей только одна женщина? Докажите, что Матрена Тимофеевна сильная, стойкая женщина.
  2. Почему народ называет ее счастливой? Как сама героиня относится к этому?
  3. Какие факты её биографии произвели на вас сильное впечатление?
  4. Почему в главах о Матрёне Тимофеевне так много песен? Что этим хочет сказать автор?
  1. Кто такой Савелий? Какова его роль в поэме? Есть ли что-то общее у него и Матрёны Тимофеевны?
  2. Расскажите по главе «Счастливые» о том, в чём видят счастье персонажи.
  3. Какие темные и светлые стороны народа показывает автор?
  4. Кто является выразителем авторской позиции в поэме? Расскажите об этом герое (кто его родители, чем он занимается, как относится к труду).
  5. Какие 2 возможные дороги к счастью показывает нам автор в поэме? В чём смысл и особенности каждой?
  6. Как вы думаете, почему в названии поэмы Некрасов не поставил вопросительного знака?

Материалы для школьника:

  1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5809/start/116251/
  2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3563/start/116313/
  3. https://foxford.ru/wiki/literatura/nekrasov-n-a-komu-na-rusi-zhit-horosho?utm_referrer=htt
  4. https://godliteratury.ru/articles/2020/12/02/v-pomoshch-shkolniku-10-klass

Вопросы к семинарам по творчеству И.С.Тургенева и роману «Отцы и дети»:

  1. История создания романа. Опишите обстановку в стране во время написания романа.
  2. Что такое «нигилизм»? В чём смысл названия романа?
  3. Какова роль пейзажа в романе? Как автор описывает положение крестьян?
  4. Назовите героев романа. Расскажите об Аркадии и Евгении Базарове. Опишите Базарова (что дает нам деталь – описание рук героя; как героя характеризует речь, как он относится к другим героям (Аркадий, Кукшина, Ситников…) Как к Базарову относятся простые люди? Каково мировоззрение героя? Каково ваше восприятие Базарова (симпатичен вам этот герой или нет)?
  5. Какими вы увидели Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых?
  6. Составьте письменно таблицу «Споры отцов и детей» (о русском народе, искусстве, природе, авторитетах, любви, нигилизме), отразив в ней разные точки зрения (Е.В.Базаров и П.П.Кирсанов).
  7. История любви в романе. С какими героями она связана? Каким вы увидели в любви П.П.Кирсанова?
  8. Как меняется отношение Базарова к женщине на протяжении романа? Какова цель жизни Одинцовой? Способен ли Базаров на сильное, глубокое чувство? Докажите это примерами из текста. Почему не могла состояться любовь героев, Базарова и Одинцовой?
  9. Какие события романа вы считаете основными и почему?
  10. Перескажите сцену дуэли Е. Базарова и П.П.Кирсанова. Как относится к дуэли каждый из героев? Прокомментируйте слова самого автора романа: «... дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно-комически».
  11. Зачитайте эпизод смерть Базарова. Как вы понимаете слова «умереть так, как умер Базаров, - всё равно, что совершить подвиг»? Какие качества Базарова проявились в этом фрагменте?
  12. Как представлена в романе «мысль семейная»?
  13. Как сам И.С.Тургенев относится к своему герою?
  14. Что заставило Аркадия примкнуть к нигилистам? Удалось ли ему стать настоящим нигилистом? Где ищет свои идеалы Аркадий?
  15. Интересен ли роман сегодняшнему читателю? Если да, то чем? О чём заставил вас задуматься роман И.С.Тургенева?
  16. Д.И.Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось что-нибудь замечательнее».
  17. А.П.Чехов: «Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева?

  1. Составьте таблицу «Плюсы и минусы Базарова».
  2. Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем с опорой на произведение «Отцы и дети» (объём сочинения – не менее 150 слов).

Темы для сочинения:

  1. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
  2. Противостояние отцов и детей как борьба старого и нового.
  3. Возможна ли гармония во взаимоотношениях отцов и детей?
  4. Почему важно проявлять уважение к старшему поколению?
  5. К чему может привести конфликт поколений?

Источники для школьника:

  1. https://godliteratury.ru/articles/2020/10/05/v-pomoshch-shkolniku-10-klass-i-
  2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3550/start/9026/
  3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3899/start/12483/
  4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4614/start/281197/
  5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3532/start/9088/
  6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4616/start/9119/
  7. https://foxford.ru/wiki/literatura/turgenev-otcy-i-deti?utm_referrer=http

Вопросы к семинарам по творчеству Ф.М.Достоевского и роману «Преступление и наказание»:

  1. Где и когда родился Ф.М.Достоевский? Представьте основные факты его биографии. Кем по взглядам был Достоевский? Перечислите его романы.
  2. Петербург Достоевского. Какой он? Почему роман начинается с описания Петербурга? Приведите примеры из романа «Преступление и наказание». Что происходит на улицах Петербурга?
  3. Расскажите о Мармеладове и его жене, Катерине Ивановне. К чему привела их нищета?
  4. Кто такой Раскольников? Дайте портрет Р.Раскольникова. Расскажите о нем, его жизни. Случайно ли автор дает своему герою такую фамилию?
  5. Расскажите о семье Раскольникова. К чему привела нищета членов его семьи?
  6. Докажите, что Раскольников по своей природе не преступник. Какие факты об этом говорят?
  7. Какие обстоятельства побудили героя совершить преступление? Докажите, что чудовищная идея Раскольникова возникла на подготовленной «почве». Какие две идеи завладели героем?
  8. Каково состояние Раскольникова после преступления?
  9. Как сам автор романа опровергает идею Раскольникова?
  10. Назовите «двойников» Раскольникова. Почему они являются двойниками героя?
  11. Кто такая Соня? Какова её роль в воскрешении героя? Почему Соне Раскольников признается в страшном преступлении? Как Соня восприняла его признание?
  12. Кто такой Свидригайлов? Какова его роль в романе? Расскажите о судьбе героя.
  13. В чем смысл притчи о воскрешении Лазаря?
  14. Назовите основную идею романа.
  15. Была ли в теории Раскольникова праведная цель? К чему могли бы привести идеи Раскольникова в наши дни? Почему этот роман называют романом-предупреждением? Почему все-таки Раскольников воспринимается как личность, вызывающая сочувствие и сострадание?
  16. А.А.Фадеев о произведении Ф.М.Достоевского: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, – весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности…» Прокомментируйте слова Александра Фадеева. Какие страницы романа вы считаете гениальными?
  17. Какие нравственные уроки получает герой романа? Почему роман «Преступление и наказание» - это сложное произведение, требующее вдумчивого чтения, усилий ума и души?
  18. Можно ли этот роман считать детективом? Почему?
  19. Тяжёлая болезнь Раскольникова на каторге. Какова роль болезни в возрождении героя?
  20. Что понял Раскольников во время тяжелой болезни Сони на каторге?
  21. Напишите сочинение-рассуждение объемом не менее 150 слов, взяв за основу роман «Преступление и наказание».

Темы для сочинения:

  1. В чём разница между ошибкой и преступлением?
  2. Какую роль играет совесть в жизни человека?
  3. Какие поступки можно считать непоправимыми?
  4. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
  5. Как может совершённое зло повлиять на жизнь человека?

Материалы для школьника:

  1. https://godliteratury.ru/articles/2020/02/03/v-pomoshh-shkolniku-10-klass-prestuple
  2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5810/start/35429/
  3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4638/start/300151/
  4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3604/start/297410/
  5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5812/start/9213/
  6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4635/start/297565/
  7. https://foxford.ru/wiki/literatura/dostoevskij-prestuplenie-i-nakazanie

Вопросы к семинарам по творчеству Л.Н.Толстого и роману «Война и мир»:

Вводный урок

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения народу.

Изучите биографию писателя.

  1. С какими произведениями писателя вы уже знакомы? Чем запомнились вам эти произведения?
  2. Прочитайте дневниковые записи Толстого. Каким предстал перед вами писатель?

Правила и программа Л.Н.Толстого

ПРАВИЛА:

  1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.
  2. Что исполняешь, исполняй хорошо.
  3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, старайся сам припомнить.
  4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой.
  5. Читай и думай всегда громко.
  6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают.

ПРОГРАММА:

  1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
  4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
  5. Изучить историю, географию, статистику.
  6. Изучить математику, гимназический курс.
  7. Написать диссертацию.
  8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

См. продолжение