Урок освоения новых знаний и умений.
Уровень изучения базовый.
Планируемые результаты
Личностные
- ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом;
- различать основные нравственно-этические понятия;
- соотносить поступок с моральной нормой; оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;
- сопереживать герою;
- осознавать нравственные проблемы, проблемы выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, высказывать своё отношение к героям и их поступкам.
Метапредметные
-
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Предметные
- совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;
- формировать нравственные качества личности учащихся, умение оценивать поступки людей с нравственных позиций;
- совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности;
- находить ответы в тексте, составлять литературный портрет героя;
- воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- составлять таблицу для получения информации о героях произведения;
- обсуждать проблемные вопросы.
Используемые материалы/оборудование/:
- презентация с портретом писателя, проектор; компьютер;
- учебник литературы для 7 класса под ред. В.Я.Коровиной;
- интерактивная доска.
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Мотивирующая беседа по прослушанному рассказу.
- Ребята, совсем недавно я прочитала рассказ, который меня очень взволновал. Я хочу им с вами поделиться.
(Читаю рассказ Ольги Савельевой «Не падай». Прошу поделиться впечатлениями.)
Ответы:
- Как жаль. Почему никто не помог?
- Что было бы, бы женщина не помогла этому человеку…
- Почему все идут мимо, обходят, отворачиваются?
- Этот человек не такой, как все. И люди не понимают и не принимают таких
- Молодец, героиня, не побоялась протянуть руку упавшему.
Учитель: Как вы думаете, как рассказ называется? (дети предлагают «Как я помогла человеку», «Не оставляй в беде» и др)
- А называется «Не падай» (дети удивляются, кто-то вспоминает, что это заключительные строки)
Ребята, а после этих слов стоит многоточие? Почему?
- Как можно продолжить: не падай ….
Дети: Упадёшь – никто не поможет.
Учитель: Как страшно, ребята. Сделайте вывод.
Дети: - К сожалению, вокруг много равнодушных людей, не готовых прийти на помощь. А не помочь – значит проявить чёрствость.
Учитель:- Подумайте, о чём будем говорить на уроке? (о доброте, важности помощи, жестокости, равнодушии)
- Ребята, этот рассказ я прочитала в интернете, его автор – современная писательница и блогер Ольга Савельева, очень неравнодушный человек. Все её рассказы правдивы, это картины нашей современной действительности. А она не всегда радужная.
- Ребята, а какое отношение имеет этот рассказ к тому, что вы читали дома? (Там тоже о том же написано).
Дети: Там тоже о том же написано.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Беседа об авторе, его книгах. (показываю презентацию с портретом писателя, обложками его книг, мудрыми мыслями писателя), о прочитанном рассказе А.Платонова «Юшка».
(Главная мысль беседы об авторе: все его произведения пробуждают уважение, доброе, бережное отношение к любому, даже самому пропащему человеку. Он учит видеть в человеке хорошее. Он защищает человека от посягательств других людей.)
- Ребята, рассказ написан в прошлом веке, далёком от нас 1935 году. Между рассказами О.Савельевой и А.Платонова более 80 лет, а вы сказали, пишут об одном. Что это значит?
- Темы, поднятые в рассказах, актуальны в разное время
Этап 1.3. Целеполагание
Учитель: Подумайте, какова цель нашего урока.
Дети: Будем обсуждать поведение людей добрых и равнодушных.
Учитель: ВТы узнаете, к чему может привести людская чёрствость и жестокость. Вы решите, можно ли победить зло.
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Учитель: Идут годы, меняется век. А человек …дополните (продолжает творить зло, думать только о себе)
- Как же его побороть, победить? Или это невозможно?
Попробуем ответить на этот вопрос. (цель урока)
Работа с текстом произведения (по учебнику)
Групповая работа: составление характеристики героя на основании его поступков, выделение ключевых слов и выражений
Задание по одинаковому тексту, но разные.
- 1 группа: Что мы знаем о Юшке (возраст; что подмечает автор в портрете героя, его поведении)
- 2 группа: Как относились взрослые к Юшке? Почему?
- 3 группа: Как относились дети к Юшке? Почему?
Дети работают с текстом, подбирают цитаты, выписывают ключевые слова
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Проверка. Обсуждение. Выступления групп.
1 группа. Дети обращают внимание на то, что «глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».
- Наверно, поэтому он видит мир по-иному, не как все. Он любит всех и не замечает зла.
- Белые глаза и белое тело говорят о его открытости людям.
Приводят примеры из текста (много работал, питался плохо - неважно для него, носил старую одежду, не отвечал на зло злом)
2 группа. Взрослые раздражались при виде Юшки, вымещали свою агрессию на нём. Жестокость для них – норма. И не учили детей почтительно относиться к старикам, значит и они вырастут такими.
3 группа. Дети дразнили, кидали комья земли, мусор, толкали, издевались (и никто ни разу не остановил их).
Запись в тетрадь выводов по ключевым словам.
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Практическая работа. Составление таблицы по результатам. Сравним Юшку и его окружение
| Юшка | Горожане (взрослые и дети) |
Добрый, милосердный, не способен сотворить зло, обругать, ударить, |
Ненавидят Юшку (хотя причины нет), обзывают, унижают, бьют, не пытаются помочь, а лишь издеваются. |
Доброе сердце |
Слепое сердце, равнодушное, полное ненависти и зла |
Главная ценность жизни - духовная, нести добро. Он посеял добро, и оно проросло в девочке, которой он помог |
Главная ценность жизни - материальная (думают лишь о сытости) |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Дискуссия. Задаю проблемный вопрос: Можно ли победить зло?
Ответы детей разделились.
| Да, можно | Нет, нельзя |
- Если каждый будет делать добро, зла будет меньше |
- Как же одному против всех? |
Учитель: Значит, можно, но при определённых условиях. А как главный герой рассказа Юшка боролся?
Дети: добрыми словами, поступками.
Учитель: Ребята, в Библии написано: «Побеждай зло добром». Вы согласны? (дети соглашаются)
Вернёмся к теме. Пожалуйста, поясните, как вы понимаете эти слова?
Дети: Человеку дан разум, он способен понимать других. Значит, везде, где есть люди, может быть добро.
Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности
На уроке использованы следующие задания: поиск информации, понимание прочитанного, работа с полученной информацией (оценка, интерпретация), применение информации для решения задач.
Этап 3.4. Систематизация знаний и умений
- Чему научил вас рассказ? (зло можно победить)
- Вы говорили, что можно объединиться, а как вы это представляете? (создать группы)
- В нашей стране активно развиваются и функционируют различные волонтерские движения и акции. Благотворительный фонд «Дари добро» в трудной жизненной ситуации помогает людям ощутить помощь и поддержку. (Дети рассказывают, что они знают о таких проектах; где участвовали, кому помогла их семья)
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1.
Учитель: К чему может привести людская чёрствость и жестокость?
Дети: чёрствость и жестокость людей ранят человека и даже губят, как это случилось с Юшкой.
Учитель: Можно ли победить равнодушие, зло?
Дети: Да, если каждый будет добрым, милосердным, готовым прийти на помощь.
Учитель: Значит, везде, где есть человек, есть возможность для добра? (дети соглашаются)
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Учитель: Давайте составим синквейн о доброте.
Учащиеся сначала самостоятельно записывают в тетрадь, затем устно зачитывают.
Синквейн
Доброта
Настоящая, всёпрощающая
Помогает, исцеляет, радует
Жизнь становится лучше
Любовь
Этап 5.2. Домашнее задание
Мы на уроке говорили, как тяжело жилось Юшке, ведь он один среди людей. (людей ли?) Давайте поддержим его.
Давайте скрасим его жизнь. Напишите письмо Юшке, поддержите его. Вспомните, о чём мы говорили на уроке. У вас получится сочинение в форме письма.