Изучение исторического аспекта тургеневских произведений на уроках литературы

Разделы: Литература

Ключевые слова: И.С.Тургенев


Когда мы говорим об историческом контексте произведений И.С.Тургенева, то имеем в виду прежде всего их историчность для нынешних читателей. Современники Тургенева, наоборот, отмечали исключительную злободневность его произведений, отзывчивость писателя на актуальнейшие, едва только нарождающиеся проблемы. В частности, критик Н.А.Добролюбов отмечал, что Тургенев “быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».

Два десятилетия спустя в заметке, посвящённой только что умершему Тургеневу, Салтыков-Щедрин дал такую оценку творчеству писателя: «В современном русском обществе едва ли найдётся хоть одно крупное явление, к которому Тургенев не отнёсся с изумительнейшею чуткостью, которого он не пытался истолковать».

В самом деле, если обратить внимание на время действия, например, всех шести романов Тургенева, то мы обнаружим, что их действие происходит в 1840–1860-е годы.

Роман

Год
публикации

Время
действия

“Рудин”

1855

1840-е / финал - 1848

“Дворянское гнездо”

1858

1842

“Накануне”

1859

1853-1854

“Отцы и дети”

1862

1859

“Дым”

1867

1860-е

“Новь”

1877

1868-1874

Действие практически всех произведений Тургенева связано с современностью - исключения составляют разве что сюжеты, основанные на воспоминаниях (например, в повестях “Ася”, “Первая любовь”). Более того, можно утверждать, что некоторые произведения к моменту их выхода буквально опередили своё время.

Первая его книга - “Записки охотника” - прямо связана с обличением крепостного права, уже изживавшего себя в середине 19 века. Известна и фраза, приписываемая Александру Второму, о том, что если бы не “Записки охотника”, то он, возможно, не решился бы на крестьянскую реформу. Эта история лишний раз доказывает, сколь велико было влияние художественной литературы на умы современников, сколь значимой была общественная роль литературы в России.

Именно благодаря Тургеневу во всеобщее употребление вошли понятия “лишний человек” (повесть “Дневник лишнего человека”, 1850) и “нигилизм” (роман “Отцы и дети”). Примечательно, что тип “лишнего человека” сложился в русской литературе уже в 1820-е годы, однако осмысление этого явления пришло только к середине 19 века, что и было обозначено тургеневским термином. Нигилизм в начале 1860-х был явлением стремительно нарождающимся, но всё же новым, и его терминологическое обозначение принадлежит Тургеневу, хотя само слово “нигилизм” впервые встречался, как известно, в трудах Блаженного Августина (4 век н.э.) и обозначал неверие в Бога, неприятие догматов церкви.

Произведения Тургенева всегда были теснейшим образом связаны с современностью, с насущными вопросами русской действительности. Не случайно писателя называли хроникёром общественно-политического движения. Ни одно сколько-нибудь значительное событие общественной и литературной жизни не проходило мимо внимания писателя и получало многогранное воплощение в его произведениях.

Таким образом, творчество Ивана Сергеевича Тургенева стало своеобразной художественной летописью, запечатлевшей жизнь России в течение довольно длительного периода времени. В его произведениях отразились важнейшие этапы развития русского общества середины XIX века, начиная со студенческих кружков Московского университета 1830-х годов и заканчивая движением революционеров-народников в 1870-е годы.

Вот почему изучение и понимание в практике школьного образования тургеневских произведений так тесно связано со знанием как минимум отечественной истории. Однако простого соотнесения сюжета художественного текста с историческими фактами крайне недстаточно.

В этом смысле примером глубинного исследования исторической основы текста служит известная книга Ю.М.Лотмана “Роман “Евгений Онегин”. Комментарий”, в начале которой даётся подробнейшее описание дворянского быта онегинской поры. Иными словами, кроме понимания собственно исторического фона сюжета для школьника, изучающего тургеневские произведения, важны ещё два фактора:
1) погружение в быт эпохи,
2) понимание языка эпохи.

Что мы имеем в виду в первом случае? Предметно-бытовые детали в произведении часто служат определёнными сигналами для читателя, в особенности для читателя - современника писателя. Тарантас, на котором ездит герой, материал, из которого сшит его платок, обстановка в доме говорили современникам Тургенева о персонажах гораздо больше, чем нам, людям 21 века. Поэтому изучение любого произведения 19 века в принципе, а особенно произведений Тургенева всегда начинается с погружения в эпоху.

Понимание языка эпохи - это, в сущности, понимание всего того, что написано в художественном тексте, понимание значения всех слов, имён, терминов. Иными словами, задача учителя при изучении художественного текста - помочь ученикам прочитать произведение глазами современника писателя.

Рассмотрим изучение исторической основы художественного произведения на примере романа “Отцы и дети”. На первом этапе изучения ученики проводят реконструкцию внутренней хронологии романа. Ведь уже в первом предложении Тургенев сообщает читателям точную дату начала событий: 20 мая 1859 года. Эта дата станет для нас отправной точкой остальных построений, но сначала необходимо разобраться: почему важна такая точность? Почему именно 1859 год? С этого вопроса начинаем беседу с десятиклассниками и пробуем понять замысел автора.

Обращаем внимание на год издания романа - 1862. Какие исторические ассоциации возникают? Ученики обычно сразу называют отмену крепостного права, состоявшуюся годом ранее. А когда Тургенев начал работу над романом? В 1860, то есть за год до реформы. И становится понятно: роман был завершён и опубликован уже в совсем другую эпоху. В начале романа мы видим рушащееся на глазах небольшое помещичье хозяйство Николая Петровича Кирсанова. Весьма важный для понимания смысла романа эпизод - пейзаж, показанный глазами Аркадия. Проезжая мимо полей отца, молодой Кирсанов наблюдает безрадостную картину: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Попадались ...и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами, ...и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладбищами. Как нарочно, мужички встречались все обтёрханные, на плохих клячонках; ...исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам” [5, 14]. В этой сокращённой цитате из третьей главы романа множество деталей, из которых складывается наглядное представление о том, какое существование влачили крепостные крестьяне и почему крестьянская реформа стала неотложной необходимостью. Не случайно и Аркадий размышляет о том, что “преобразования необходимы”, но не знает, “как их исполнить”.

На этом фоне совершенно иначе раскрывается и образ мягкого, добродушного Николая Петровича. Становится понятным раздражение Базарова, слышащего в исполнении неудачливого помещика то чтение пушкинской поэзии, то игру на виолончели. Николай Петрович явно оторван от действительности: в тот момент, когда он любуется природой, мимо проходит словно не замчаемый им заплатанный крестьянин, ведущий жалкую клячонку. Так через детали проявляется в каком-то смысле маниловская сущность Николая Петровича.

Есть ли в романе историческая мотивация характеров братьев Кирсановых? Отталкиваясь от обозначенной Тургеневым даты в начале романа, выясняем, что год рождения 44-летнего Николая Петровича - 1815, а Павла Петровича - 1814 (старший брат - ровесник Лермонтова, представитель разочарованного поколения, того самого, на которое “с печалью” глядел лермонтовский лирический герой). Более того, братья Кирсановы - почти ровесники самого Тургенева, родившегося в 1818 году. Совпадают и иные факты биографии персонажей с фактами биографии писателя: отец - герой Отечественной войны 1812 года, внезапно умерший в Петербурге; Николай Петрович “воспитывался до четырнадцатилетнего возраста дома” и, в отличие от старшего брата, не пошёл на военную службу, как и Иван Сергеевич; почти сопадает год окончания университета в звании кандидата: 1835 у Николая Петровича и 1837 у Тургенева.

Примечательна и ещё одна деталь: Николай Петрович “собрался было за границу, чтобы хотя немного рассеяться... но тут настал 48-й год. Он поневоле вернулся в деревню и после довольно продолжительного бездействия занялся хозяйственными преобразованиями”. Что такое “настал 48-й год”, современникам Тургенева объяснять не приходилось, но современным школьникам необходимо пояснение, что речь идёт о Третьей французской революции и о её последствиях - в противном случае будет непонятно, что за 48-й год, помешавший Кирсанову уехать в Европу. Важно отметить и указание на продолжительное бездействие героя: его занятость преобразованиями в крепостном хозяйстве была, в сущности, вынужденной альтернативой безделью.

На этом фоне и базаровский нигилизм в целом, и неприятие главным героем аристократии с её принципами становятся совершенно понятными.

Работа над историзмами и архаизмами. На втором этапе старшеклассники анализируют устаревшую лексику, которая тесно связана с исторической основой произведения. Задача ученика - читая роман, не оставлять без внимания “непонятные” слова. Такой вид деятельности существенно расширяет кругозор старшеклассников, а главное - вынуждает их лишний раз работать с текстом романа.

На третьем этапе проводим обобщающую командную игру, которая заменяет традиционный тематический зачёт. В 2021 году мы дали ей название “Тургеневская тропа”. Вопросы, на которые учащимся придётся поискать ответ, связаны как с биографией писателя, так и с сопутствующими историческими событиями, свидетем которых он стал. И если первый тур игры составляется мной лично, то второй тур - это подготовленные командами старшеклассников вопросы друг другу. Входит в игру и работа с цитатами, требующая и знание текста романа, и понимание его исторической основы, и умение истолковать значение устаревших понятий. Такая игра всегда вызывает живой интерес, требует от каждого исследовательской работы и превращает чтение классических произведений в увлекательный процесс.

Источники информации

  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  2. Добролюбов Н. А. Собр. соч. В 3 т.М.: ГИХЛ, 1952.
  3. Лукина, Е.Ю. Тургенев и Толстой об исторических сдвигах в общественной жизни: (Поиски героя времени. 1840- 1850-е гг.) // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX~XX в. Л., 1985.
  4. Осмоловский М.В. Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины. Кишинев, 2004.
  5. Тургенев И.С. Отцы и дети. М., 1987.