Сцена разделена зрительно на две части. Левая – Дом ребенка во время ВОВ. Правая – послевоенное время.
Слева играют дети в незатейливой одежде. На сцене скудный интерьер: на заднем плане детские кроватки и\или стульчики, самолетик, мячик, скакалка, ближе к центру – стол, накрытый простой скатертью, фонарь-коптилка.
В правой части – стол. Коробка под столом, в которой лежат фронтовые письма-треугольники, фотография военных лет, ленточка для косичек. Это знакомые девушкам предметы, эти вещи вызывают воспоминания о детстве, проведенном в Доме ребенка.
Действующие лица:
- Автор (читает текст вне сцены)
- Тетя Нюра - воспитательница,
- Вера Александровна - заведующая,
- супружеская пара,
- Олеся - взрослая девочка, дочь Веры Александровны, помощница воспитателей
- Дети, эвакуированные в Дом ребенка.
- Девушки - повзрослевшие дети из Дома ребенка, приехавшие после войны в д. Сосновка.
1
Звучит шум сосен.
Автор (читает за кулисами):
— Маленькая повесть Ирины Токмаковой «Сосны шумят» охватывает один год жизни воспитанников и воспитателей «Дома ребёнка», эвакуированного в начале войны «в глубокий тыл».
Это невыдуманная повесть. Во время Великой Отечественной войны мама писательницы, детский врач, заведовала «Домом ребёнка» в деревне Сосновка Пензенской области.
Среди тяжёлых испытаний и голода тоненьким лучиком сияет детство, напоминая о том, что жизнь продолжается. Малыши катаются на лодке и слушают сказки, ухаживают за огородом и празднуют Новый год — совсем как в мирное время.
2
Проигрыш песни «Белые панамки» на музыку и слова В.Егорова.
Взрослые девушки приезжают после войны в д. Сосновка. Заходят в дом (правая часть сцены), оглядываются.
Девушки:
— Девочки, как хорошо, что нет войны.
— Помните, как мы учили стихи и песни, выступали в госпитале перед ранеными.
— Как наряжали новогоднюю ёлку-сосёнку.
— Как катались на лодках, гуляли в соснах. Слышите, как сосны шумят.
— Посмотрите – в углу коробка, старая, пыльная - наша коробка … Смотрите, это самолетик Васи.
Звучит 1 куплет песни «Белые панамки». Девушка запускает самолетик в левую часть сцены, где появляются дети в белых панамках. Мальчик подхватывает самолетик, играет с девочкой, остальные образуют пары, кто-то прыгает через скакалку, кто-то играет в ладоши, в мячик. 1 куплет песни «Белые панамки» обрывается взрывом. Дети сначала замирают, затем убегают со сцены.
3
Ночь. На заднем плане стол с коптилкой, за столом сидит тетя Нюра, вяжет. На столе металлические миски, ложки, большая кастрюля с половником. Тамара сидит на стуле, плачет. Остальные дети сидят на стульях, склонившись к друг другу, спят.
Звучит шум сосен.
Автор: — Сейчас ночь. Тамара не спит. Тетя Нюра, которая дежурит сегодня, сидит в уголке. Там на маленьком столике горит коптилка — баночка с керосином, а в ней фитилёк. Ребята спят. А Тамара не спит. Тамара плачет. Рядом стоит Валина кроватка. Вале три года. Он ещё очень маленький. Она ничего не понимает и не помнит. Она спит спокойно. А Тамара — большая. Ей уже шесть. Тамара знает, что сейчас война. Что её привезла в деревню Сосновку. «в глубокий тыл», из Минска. В Сосновке она живёт с ребятами в светлом деревянном доме, который раньше был школой, а теперь он называется «Дом ребёнка». В Минске осталась Тамарина мама. Тамара всё время ждёт маму. Ночью она не может спать. Она слушает, как шумят за окном сосны. В открытую форточку пахнет дождём. Ночью Тамаре кажется, что мама никогда не приедет. И она тихонько плачет, чтобы не услышала тётя Нюра. Потом девочка засыпает.
4
Утро. Окно. Т.Нюра открывает шторы.
Тётя Нюра: — Дети, в школу собирайтесь, петушок давно пропел!
Тамара поднимается и говорит: — В школу никто не ходит, это просто у тети Нюры такая будилка.
Прибегает Олеся.
— Ребята! — говорит Олеся. — Тётя Нюра отпускает вас после завтрака со мной гулять. Собирайтесь скорее. (Дети помогают друг другу застегнуть пуговицы, одеться, заплести косички).
Автор: Олеся — старшая девочка, дочка Веры Александровны — заведующей.
Она помогает тёте Нюре принести с кухни кашу. Все встают в очередь, тетя Нюра наливает кашу. Ребята (садятся на край сцены с мисками) старательно выскребают кашу из мисок.
Тётя Нюра гладит их по головам и говорит, вздыхая:
— Добавки не будет. Война».
Автор: — Однажды с завхозом мы отправились по соседним деревням, чтобы собрать кое-что из продуктов. Взяли мешок. Ушли с мешком – вернулись с подводой. Помню, как одна женщина (ей своих-то детей было нечем кормить) дала нам три морковки. Скажите, есть ли цена этим морковкам?
Т.Нюра достает письмо из кармашка и говорит:
— Инночкин папа написал: «Всё будет хорошо, Инночка-красавица, мы обязательно победим фашистов».
Дети окружают тетю Нюру, слушают ее и с трепетом смотрят на письмо.
Автор: — Инночка-красавица. Её так зовут, потому что так её называет папа. Инночкин папа на фронте. Он пишет ей письма, а тётя Нюра читает их два раза: один раз Инночке, а потом всем ребятам.
Собрались. Построились парами.
5
Звучит припев песни «Фронтовые письма» (слова Евгения Муравьёва, музыка Сергея Войтенко). На фоне начала песни выходит уже взрослая Инночка держит письмо.
Инночка: — Здравствуй, папа! Давно не получала от тебя писем. Мы по тебе очень скучаем. Каждый день по радио мы слушаем сообщения о событиях на фронте, радуемся каждой маленькой Победе. Мы тебя очень любим и ждем. Возвращайся скорее с победой! Твоя дочка Инночка.
Песня обрывается. Уходят со сцены. Темно.
Взрослые девочки находят старое письмо в коробке. На экране появляется фото детей с советским офицером.
— Девочки, а вот наша фотография, какие мы здесь маленькие, а это … мой папа.
Автор: — Однажды утром, после завтрака, открылась дверь, вошла Вера Александровна, а с ней высокий военный. Он быстро оглядел всех ребят по очереди и воскликнул, протягивая руки:
— Здравствуй, Инночка-красавица!
Инночка поглядела на него своими круглыми синими глазами, и вдруг закричала, и бросилась к нему, и уткнулась лицом в его гимнастёрку. Это был Инночкин папа!
А дело было так. Инночкиного папу ранило осколком в ногу. Его отправили в госпиталь. Доктор-хирург вынул у него осколок.
Теперь нога у него совсем не болит. И он опять уезжает на фронт. А целых два дня он пробудет с Инночкой. И со всеми ребятами тоже.
6
Взрослые девочки. Правая часть сцены. Девушка достает из коробки белую ленточку.
— А помните, как т. Нюра завязывала нам бантики?
— Мои косички расплетались, ленточки терялись.
Слышится песня «Идет война народная».
Левая сторона сцены-дети Олеся, Вася и Тамара.
Тамара трогает Васю за руку:
— Вася! Мне страшно за маму. Где-то там идет война…
— А у нас просто сосны шумят, не бойся. Ой, ребята, как светло! Просыпайтесь! — кричит Вася.
Тамара: — А где же тётя Нюра? (оба вглядываются вдаль, держась за руки).
Автор: В коридоре радио пело всем известную и почему-то страшную песню «Идёт война народная…». А тётя Нюра не приходила.
Потом прибежала Олеся. У неё были красные глаза и какое-то не такое лицо.
Олеся: — Ребята, быстро одеваться и в умывальную. Старшие, помогите маленьким. Умоетесь — садитесь за столики. Я сейчас принесу кашу.
Тамара: — Олеся, я так скучаю по маме, когда же она приедет?
Автор: — Олеся глядит грустно и качает головой. Она гладит Тамарины растрёпанные волосы. Она знает, что Тамарина мама погибла в Минске во время фашистского налёта. Но она не может сказать этого Тамаре.
Олеся: — Тамарочка, ты помогай малышам одеваться…
Вася: — А тётя Нюра?
Олеся: — Тётя Нюра плохо себя чувствует.
Автор: — Т. Нюра вчера вечером получила «похоронную». Тёте Нюре написали, что её муж отважно сражался за Родину и погиб как герой.
Входит т. Нюра в черной косынке, дети подходят к ней, обнимают ее.
Автор: Ребята весь день вели себя очень тихо. Даже маленький Валя не капризничал совсем. Взрослым тоже бывает больно.
Отдаленно слышится еще «Вставай, страна огромная» (слова В.И.Лебедева-Кумача.музыка А.В.Александрова).
7
Заведующая Вера Александровна сидит за столом, заполняет документы. Входят мужчина и женщина.
Автор: Пришли как-то к Вере Александровне двое незнакомых людей. Мужчина и женщина. Женщина протянула ей какую-то бумажку.
Женщина Вере Александровне: — Муж уже больше не сможет вернуться па фронт. Он просил, настаивал, но врачи не признают его годным. Будет работать на заводе. У нас никогда не было детей. А сейчас так много сирот. Мы хотим взять себе ребёнка. Не бойтесь, мы воспитаем его как родного. Мальчика или девочку — всё равно.
Автор: — Никто не слыхал этого разговора. Просто к ребятам пришли двое незнакомых людей. Они разговаривали с ребятами, играли, смотрели, как ребята обедали. Потом ушли.
А на следующий день опять приехали те двое. Они привезли с собой узелок. В узелке было платье для девочки, туфли, кофточка и панамку. Они прошли прямо к Вере Александровне.
Вера Александровна позвала Тамару к себе: — Тамара, ты теперь будешь жить не в Сосновке, а у мамы с папой. Твои мама и папа пришли за тобой.
Вера Александровна обнимает Тамару: — Собирайся, дочка.
Автор: Все пришли провожать …И Тамара обещала приезжать к ребятам и к тёте Нюре, она со всеми попрощалась, и Вера Александровна дала ей большой пакет на дорогу. У тёти Нюры текли слёзы, но она сказала, что это от радости. Она поцеловала Тамару, поправила на ней панамку, застегнула пуговицу на кофточке и сказала:
— Ну, в добрый час. До свидания.
Тамара с женщиной отходят на край сцены. Все актеры, не участвующие далее в танце, выходят в центр, зажигают свечи. Танцующие уходят переодеться.
8
Автор медленно читает, а дети так же медленно приближаются к краю сцены, после ставят свечи на край.
Звучит шум сосен, затем проигрыш песни «Мир без войны». Слова и музыка Е.Комар.
Автор: — Сосны шумят. Машут ветками, сыплют жёлтой хвоей на землю, на крышу деревянного дома, к дверям которого прибита вывеска; «Средняя школа».
Война кончилась давно. Кончилась славной, незабываемой победой.
Давно уже в деревне Сосновке нет «Дома ребёнка».
Все дети стали взрослыми.
Но они до сих пор помнят этот деревянный дом и сосны, которые все шумят и шумят в вышине.
А ещё они помнят тех людей, которые в те далёкие трудные годы старались сделать их жизнь беззаботной и радостной. Людей, которые учили детей дружить, проявлять доброту, трудолюбие и сплоченность.
Дети ставят свечи на край сцены и уходят за кулисы.
9
Танец на песню «Мир без войны»