Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «С.Васильев «Белая берёза» (УМК "Школа России")

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: УМК Школа России


Цели:

  • Обучающая: познакомить учащихся с творчеством С.А.Васильева;
  • Развивающая: развивать у детей речевую активность, творческие способности учащихся;
  • Воспитательная: прививать интерес к чтению, воспитывать положительное отношения к знаниям, к процессу учения, формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности.

Формируемые УУД:

  • Личностные: определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); показать важность уважения к людям, которые сражались в годы ВОВ и памяти погибших.
  • Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.); определять границы собственного знания и назначения по теме самостоятельно.
  • Познавательные: отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;строить речевое высказывание в устной форме;определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради.
  • Коммуникативные: прислушиваться к партнёру по общению, фиксировать его основные мысли и идеи, приводить свои;создавать связное высказывание из простых предложений по предложенной теме.

Используемые методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы организации обучения: фронтальная.

Виды контроля: текущий.

Оборудование: учебник, презентация, портрет, картинки на доске, карточки «Лесенка успеха».

Ход урока

1. Организационный момент

В класс врывается звонок,
Начинается урок!
Надо встать и подровняться,
Надо с мыслями собраться,
Чтобы лучше заниматься.
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.

2. Актуализация опорных знаний

Речевую разминку.

- Посмотрите, перед каждым на партах листочки с скороговоркой «У четырех черепашек четыре черепашонка».

- Сначала читаем медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе. Теперь прочитает первый ряд. Теперь прочитает второй ряд. Теперь прочитает третий ряд. Первый ряд читает медленно. Второй ряд читает в среднем темпе. Третий ряд читает в быстром темпе. – Молодцы!

- Проверка домашнего задания (Дети читают.)

3. Подведение к теме урока

- Ребята сегодня у нас очень важная и интересная тема. Но, для того чтобы определить ее, нужно хорошо поработать в паре.

Работа с пословицами: игра «Собери пословицу».

- Перед Вами на партах листочки (1 на парту).

- Вам нужно соединить их правильно и по смыслу.

Нет лучшего дружка,

одна у него и Родина.

Одна у человека родная мать,

как земля людей.

Мать кормит детей,

как родная матушка.

Родина-мать

умей за нее постоять

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Давайте с вами найдем, как объясняется значение слова Родина в Толковом словаре Ожегова.

В словаре Ожегова: Родина –

1) Отечество, родная страна;

2) Это место рождения, происхождения кого или чего-нибудь.

- Что для вас Родина? (родной дом, мама, папа, родственники, школа, село или город, сад, цветы и т.д.)

- Ребята, как вы думаете, о чем будет наше стихотворение, которое будем проходить сегодня? (О родине)

- Правильно, но для начала мы с вами познакомимся с автором этого стихотворения С.Васильевым.

4. Работа по теме урока

Биография автора

Сергей Александрович Васильев родился в 1911 году в Кургане.

После окончания школы Сергей Васильев переехал в Москву, где обучался актёрскому мастерству. Одновременно с этим работал сторожем, истопником в больнице, а позднее — рабочим на фабрике, был принят в драматический ансамбль. Успешно выступал на сцене, но увлечение поэзией оказалось сильнее, и в его жизни начинался период литературного творчества.

Первые стихи С.А.Васильева появились в московских газетах и журналах.

Во время Великой Отечественной войны поэт в качестве военного корреспондента воевал в Подмосковье, на Украине и в Крыму, прошёл через Польшу и Германию.

Многие произведения поэта связаны с его малой родиной, с зауральской природой.

В 1973 году было присвоено звание «Почётный гражданин города Кургана».

- Ребята, откройте стр.122 в учебнике. Посмотрите, как называется наше стихотворение!?

- Сейчас я вам прочту это стихотворение, а вы внимательно слушайте и следите за текстом.

- Какие чувства вызывает это стихотворение? (Чувство патриотизма, любви к родине, к природе).

- «Какой праздник будет скоро отмечать весь народ? (День Победы)

- Как думаете, почему стихотворение называется «Белая берёза»?

- Почему именно берёзе автор посвятил это стихотворение? (берёза - символ России)

- Когда рассказывает солдат о случившемся? (После войны, т.к. говорит... Я помню…).

– Опишите состояние солдата. (Переживание за свою Родину, радость, что закончилась война)

- Молодцы, ребята, вы внимательно слушали стихотворение.

- Сейчас с первой парты начиная, каждый читает по строфе.

5. Физкультминутка

«Большая буква»

- Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Дружок, Зорька, воробей, урок.

6. Продолжение работы по теме урока

Выборочное чтение.

- Найдите в тексте моменты:

  • Когда была ранена береза? В какое время года? Как определили? В какое время дня?
  • Где проходил бой?
  • Что решили воины?

- Давайте мы с вами найдём в нашем стихотворение такие литературные средства: сравнения и эпитеты.

- Что такое сравнение? (Сопоставление одного предмета с другим)

- Что такое эпитеты? (Красочные определения предмета или явления (какой? какая? какое? какие?)

- Сравнения? (Сок бежал, как слезы)

- Эпитеты? (Студеный сок, дым пороховой, родная русская береза.)

- Вы молодцы, все справились.

7. Рефлексия

- У каждого на парте есть листок, «Лесенка успеха», вам нужно оценить свою работу на уроке.

8. Итог урока

- Биографию какого автора мы сегодня изучали?

- Какое стихотворение проходили?

- О чем было стихотворение?

- Правильно о войне.

- Много написано произведений об этой великой трагедии в жизни народа. Много снято документальных и художественных фильмов о героизме советских людей. И в заключение нашего урока хочу предложить вам послушать песню «Журавли», которая написана на стихи Расула Гамзатова и посвящена погибшим во время ВОВ солдатам, которых сравнили с клином летящих журавлей.

Прослушивание песни «Журавли».

https://my.mail.ru/music/search/МАРК%20БЕРНЕС--ЖУРАВЛИ

- Мы всегда должны помнить о тех людях, которые завоевали мир во всем мире.

9. Оценивание

10. Домашнее задание, объяснение

Выучить наизусть стихотворение «Белая берёза», стр.122.