История и обществознание
-
"Ранняя республика в Риме". 5-й класс 2014
Урок по УМК В.И. Уколовой, Л.П. Маринович / ред. А.О. Чубарьян составлен на основе рейтинговой накопительной системы оценки достижений учащихся, критериев оценки выполнения заданий по трем уровням. На уроке используются различные технологии для активизации интереса учащихся к предмету (викторина, работа с историческим документом, решение проблемного вопроса, составление глоссария, выполнение теста).
-
"Раскол в Русской Православной Церкви". 7-й класс 2009
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и практическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
-
Разработка урока по теме: "Начало освоения черноморскими казаками кубанских земель" 2007
В статье дана разработка краеведческого урока по теме «Начало освоения черноморскими казаками кубанских земель». На уроке применяются следующие активные и интерактивные методы обучения: работа в малых группах, работа с документами, метод критического мышления, метод погружения. Урок нацелен на патриотическое воспитание учащихся.
-
Разработка урока по технологии. Дебаты. Тема урока: "Петр I является великим реформатором" 2005
«Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала. В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим реформатором». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не является великим реформатором».
-
Разработка урока с использованием ИКТ по культуре и истории Башкортостана "Салават Юлаев — имя на века" 2010
Данный урок разработан с использованием ИКТ. На уроке раскрывается тема образа главного героя башкирского народа Салавата Юлаева в литературе и искусстве, а также значение данного образа в истории народа. Использование ИКТ позволяет охватить большой объем материала за урок.
-
Разработка урока с использованием регионального компонента "Основные понятия об этнографии. Исследователи Якутии" (9-й класс) 2010
Урок позволяет научить учащихся основным понятиям этнографии, также ознакомить с исследователями этнографии Якутии.
-
Разработка урока с использованием технологии деятельностного метода "Серебрянный век" русской культуры. 9-й класс 2012
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в.
-
Разработка урока химии в рамках экспериментальной деятельности по теме: "Погружение в эпоху средневековья. Парижский университет" для учащихся 6-х классов 2004
"Погружение в культуру" воплощает культурологический подход к образованию. Системное, последовательное, глубокое обращение к той или иной культуре позволяет положительно влиять на развитие личности ребенка, обогащает деятельность педагога, создает единое образовательное пространство школы, наращивает культурологический слой. Представленная методическая разработка является частью экспериментальной деятельности по "Погружению в Средневековье". Урок был проведен в форме занятия химического факультета Парижского университета.
-
Разработка урока-конференции "Башкирская лошадь" по культуре Башкортостана в 8-м классе 2005
Данный урок по предмету Культура Башкортостана в 8 классе является нестандартным, интегрированным уроком с использованием знаний экономики, географии, экологии, истории, башкирской литературы и культуры. Цель урока – повторить и обобщить знания учащихся о башкирской лошади и всем что связано с ней; развивать память, мышление, воображение, внимание, речь; воспитывать любознательность и интерес к истории и культуре. Урок дает возможность раскрыть все стороны истории развития и современности башкирской лошади, одновременно отображая богатый мир культуры, традиций и обычаев башкирского народа. Разработку данного урока можно использовать и как сценарий внеклассного мероприятия.
-
Разработка урока-полилога с элементами исторического проектирования. 10-й класс 2007
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
-
Разработка уроков для 9-х классов по теме: "Становление Советской власти 1918– 1920 гг." 2005
Представляю краткие конспекты уроков истории для 9-х классов по теме: "Становление Советской власти в 1918–1920 гг.", вопросы для обобщения и повторения темы и ответы к ним.
-
Разработка учебной темы "Цивилизации Древнего мира" 2010
Разработка учебной темы «Цивилизации Древнего мира». Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
-
Разработка учебной темы "Цивилизации Запада и Востока в Средние века" 2011
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
-
Разработка учебной темы по истории "Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907–1914 гг." 2013
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.
-
Разработка факультативного занятия по истории по теме "Формирование правовых норм Русского государства в X–XI вв." 2009
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в пространстве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
-
Разработка экскурсии по теме «Ямбургское коммерческое училище - первое среднее образовательное учреждение нашего края» 2016
МБОУ «КСОШ № 4» - преемница Ямбургского коммерческого училища, основанного в начале ХХ века. Экскурсия составлена на основе материалов школьного музея истории народного образования. В ходе экскурсии девятиклассники узнают об особенностях обучения в прошлом веке, о роли ЯКУ в просвещении уезда, губернии, страны, о вкладе земляков в жизнь региона, страны.
-
Разработки уроков по истории Древнего Мира "Древнее Двуречье", "Древняя Греция" 2010
Данный урок – использование поурочной заготовки в образовательной среде с целью привлечения учащихся к участию в организации плодотворной совместной деятельности по углублению знаний. В статье представлены 2 урока для 5-х классов.
-
Разрушенный Сталинград 2009
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их моральное состояние.
-
Районное методическое объединение учителей истории как фактор социокультурного взаимодействия 2016
Статья представляет собой текст выступления на районной августовской педагогической конференции и посвящена деятельности методического объединения. В выступлении освещается опыт преподавания истории и обществознания через обновление ресурсов, технологий обучения, контрольно-измерительных материалов.
-
Раннее Новое время (ХVI–XVII вв.). 7-й класс 2010
Урок рассчитан на повторение и систематизацию учебного материала; развитие умения выявлять причинно-следственную связь между процессами, событиями; на развитие навыков коллективной работы, работы в командах; на воспитание чувства исторической памяти, связывающей людей прошлого, настоящего и будущего. Форма проведения – урок-путешествие.
-
Ранние цивилизации Древней Индии. 5-й класс
2011
Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ.
-
Распад СССР. Становление новой российской государственности 2008
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности.
-
Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации 2007
Данный урок является продолжением темы "Реформация в Европе". Цели урока: продолжить изучение особенностей протестантских вероучений на примере кальвинизма, ставшего основой трудовой этики протестантов, и распространения Реформации в Европе; рассмотреть методы борьбы Католической церкви против Реформации, показать, что религиозные противоречия, фанатизм могут порождать войны. Продолжить формирование умения работать с историческим источником, строить доказательные рассуждения, составлять тезисные планы.
-
Распространение Реформации в Европе. Предпринимательская этика в лютеранстве и кальвинизме 2018
Задачи урока: продолжить знакомство с Реформацией; познакомимся с новым вероучением, выяснить его отличие от лютеранской; познакомиться с предпринимательской этикой.
-
Распространение тоталитарных режимов в Европе в 30-е годы ХХ в. 2007
Разработка открытого урока по всемирной истории в 11-м классе выявляет закономерности между распространением тоталитарной идеологии и внутриполитическим состоянием общества, формирует умение анализировать, выделять общие и типичные особенности фашистских режимов в разных странах.
-
Расследование несчастных случаев на производстве 2019
Данная статья посвящена в основном несчастным случаям в промышленном производстве, на производстве и их расследования, в то же время многие подобные ситуации существуют и зачастую приводят к повреждениям, травмам и в других сферах человеческой деятельности.
-
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам, в суде 2010
Целью выполнения практического задания является: формирование навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и специальной литературой; овладение и развитие основных навыков структурного анализа, переработки информации; формирование и воспитание гражданско-правовых ценностных ориентиров. При выполнении практического задания обучающийся должен овладеть следующими видами деятельности: оформлять деловые бумаги и документы для решения экономических споров.
-
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром 2015
Урок знакомит шестиклассников с эпохой правления Ярослава Мудрого, формирует представление о его внешней и внутренней политике, социальной структуре общества, раннефеодальных отношениях на Руси. Презентация, подготовленная учащимися 11-го класса, повышает плотность и наглядность урока.
-
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром 2009
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
-
Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый 2008
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения.