Разрушенный Сталинград

Разделы: История и обществознание


Цель урока: Установить, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы.

Задачи урока:

1. Учебные:

  • выяснить, кто и каким образом определил размеры нанесенного ущерба;
  • установить, насколько сильно пострадали жилищный фонд и коммунальные сети Сталинграда, его промышленный потенциал, какое количество объектов социально-культурной сферы было разрушено;
  • рассмотреть, как разрушения повлияли на условия жизни сталинградцев;
  • ознакомиться с оценкой состояния города, данной очевидцами тех событий и выяснить точку зрения сталинградцев на будущее города;
  • определить первоочередные задачи восстановления.

2. Развитие умений и навыков:

  • проведение анализа исторических источников (работа с архивными документами, специальной литературой);
  • составление таблиц и схем по заданной теме;
  • сопоставление информации из разных источников;
  • умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • организовывать работу в группе.

3. Воспитательная:

  • расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края;
  • воспитание патриотизма.

ХОД УРОКА

Учитель: 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва, которая продолжалась двести дней и ночей. За время боев на город было сброшено с воздуха и выпущено из орудий и минометов около 3 000 тысяч бомб, снарядов и мин. Наша цель выяснить, какой урон был нанесен городу и его жителям в ходе Сталинградской битвы. А.С.Чуянов вспоминал: “Город лежал в развалинах, догорали руины рабочих поселков. Из подвалов несло едким дымом и смрадом тлеющих трупов”. Данная оценка передает эмоциональное состояние сталинградца при виде развалин родного города. Чтобы определить реальные объемы разрушений хозяйства Сталинграда, была создана специальная комиссия.

Сообщение одного из учащихся о деятельности комиссии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 2 ноября 1942 года была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников, а также нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Ее работу курировал заместитель председателя Государственного Комитета Обороны В.М.Молотов.

В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 5 марта 1943 года решением Сталинградского обкома ВКП(б) была образована Сталинградская областная комиссия содействия работе Чрезвычайной Государственной комиссии в составе :

1.Чуянов А.С.

2. Зименков И.Ф.

3. Воронин А.И.

4. Пиксин И.А.

5. Мурашкина Т.С.

Учет ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками Сталинграду и области, начался сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако из-за отсутствия точных инструкций составленный документы не давали полной картины разрушений, при этом носили ярко выраженный эмоциональный характер.

Необходимые инструкции были получены 17 мая 1943 года. Областная Комиссия приступила заново к работе. 10-11 июня было проведено инструктивное совещание с руководителями областных организаций и секретарями городских райкомов партии. Необходимо было оценить ущерб, который понесли городское коммунальное хозяйство, промышленные предприятия Сталинграда и области, оценить объемы разрушений жилищного сектора, объектов культурно-социальной сферы, а также какие потери понесли организации, учреждения, отдельные граждане города и области.

Бюро Обкома ВКП(б) обязало райкомы ВКП(б) закончить работу по учету злодеяний и ущерба, нанесенного Сталинграду и области к 25-27 июню 1943 года.

После сообщения целесообразно провести беседу с учащимися по вопросам:

1. Когда была создана комиссия?

2. Кто ее возглавлял, сколько человек входило в ее состав?

3. Какие трудности выявились в ходе работы комиссии, как они были преодолены?

4. По каким показателям определялся ущерб, нанесенный хозяйству Сталинграда немецко-фашистскими захватчиками?

5. Когда была закончена работа комиссии?

Учитель предлагает учащимся выяснить, каковы были результаты деятельности комиссии, ознакомиться с конкретными цифрами разрушений и выяснить, в каких условиях оказались сталинградцы после окончания Сталинградской битвы.

Работа осуществляется по группам.

1 группа работает с документами Государственный архив Волгоградской области [1, 2, 3] и заполняет таблицу “Масштабы разрушений Сталинграда”, которая должна после завершения работы выглядеть следующим образом.

Наименование зданий, сооружений, предприятий и учреждений Полностью разрушено
Многоэтажные, жилые дома 1 920 штук, S – 6 192 тыс. куб. м
Малоэтажные, жилые дома 3 156 штук, S – 2 576 тыс. куб. м
Частные жилые дома 40 974 штук
Музеи 2
Театры 7
Библиотеки 5
Кинотеатры 11
Школы 96
Больницы 13
Трамвайные пути 73 км
Водопровод 191 км
Заводы 48
Фабрики 8

2 группа готовит фотовыставку “Разрушенный город”. Учащиеся производят отбор фотографий Сталинграда после окончания Сталинградской битвы и подбирают к фотографиям комментарии очевидцев. (Приложение 1)

3 группа работает с документами № 461, № 461.2, № 461.3, № 462, № 504 Сталинградского городского комитета Обороны за 1943 год [8], а также с документами, помещенными в Приложение 2 и выясняет, как масштабы разрушений отразились на условиях жизни сталинградцев и как решались эти проблемы. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1. В каких помещениях проживали жители города?

2. Были ли они обеспечены мебелью, постелью, бытовыми удобствами?

3. Какой была эпидемиологическая обстановка в городе?

4. Какие меры предпринимало руководство города для улучшения жизни людей?

Учитель предлагает посмотреть кинохронику о разрушениях Сталинграда. Затем обращается к учащимся с вопросом: “Почему личный представитель американского президента Дэвис, побывавший в Сталинграде в мае 1943 года, назвал его “мертвым городом”? После обсуждения учитель предлагает выяснить, каким было решение самих сталинградцев о будущем своего города. (Приложение 3)

В конце занятия учащиеся делают вывод: за время Сталинградской битвы город и его жители понесли колоссальные потери. Несмотря на огромный объем предстоящих восстановительных работ, на тяжелые условия жизни в разрушенном городе, сталинградцы приняли решение возродить родной город.

Список источников и литературы

Государственный архив Волгоградской области

1. Ф.6088.Оп.1.Д.20.Л.13об-17.

2. Ф.71.Оп.1Д.653.Л.1.

3. Ф.71.Оп.1.Д.646.Л.4.

4. Воспоминания Долгополовой О.В. Семейный архив.

5. Воспоминания Кузнецовой М.В. Семейный архив.

6. Поднятый из руин. Сборник документов и материалов о восстановлении и развитии Волгограда (1943-1960). Волгоград, 1962.

7. Сталинградский городской комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны: Документы и материалы. Волгоград, 2003.

8. Чуянов А.С. На стремнине века. Записки секретаря обкома

9. Водолагин М.А. Очерки истории Волгограда. Москва, 1968.

10. Волгоград. Четыре века истории. Волгоград, 1989.

11. Ершов В., Дроботов В., Ефимов В., Харин Ю. Город-герой Волгоград. Волгоград, 1966.

12. Люшин С.П. Трудовой подвиг волгоградцев.1943-1962 гг. Волгоград, 1963.

13. Ульев П. Страницы Сталинградской летописи. Сталинград, 1958.