Цели урока:
- сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством;
- раскрыть особенности социально-экономического развития Руси.
Оборудование урока:
- карта "Русь в 10-начале 12в.",
- учебник п.6,
- мультипроектор,
- презентация в MS Power Point (приложение 1),
- отрывок из документа "Из сказания о Борисе и Глебе"
Ход урока
Постановка целей:
Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю Древней Руси и познакомимся с деятельностью ещё одного князя - Ярослава Мудрого. Мы охарактеризуем основные направления внутренней и внешней политики князя, определим основные изменения, которые произойдут в управлении Древнерусским государством, выделим особенности социально- экономического развития Руси.
В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: "Почему князь Ярослав Владимирович вошёл в историю как Мудрый?"
Актуализация знаний:
Определить значимость личности в истории можно только на фоне других. Мы с вами должны выяснить, можно ли считать князя Ярослава продолжателем дела своих предшественников? Для этого выполним ряд заданий, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках.
1) К какой династии относились известные вам русские князья?
2) Укажите даты важнейших событий из истории Древней Руси: 862,882,945,957-972,980-1015,988. (слайд 3)
3) Соотнесите имена первых русских князей и меры их политики: (слайд 4)
Имя князя Меры политики *Олег *Крещение Руси *Игорь *Реформа взимания дани *Ольга *Объединение русских земель под властью Киева *Святослав *Сокрушение Хазарии *Владимир *Подтверждение Мирного договора с Византией
4) Перечислите общие черты в политике первых русских князей? Какие цели им предстояло реализовать? (слайд 5)
а) Укрепление_______________________Руси
б) Усиление_________________________власти
в) Завоевание________________________
г) Расширение территории___________________
Новый материал:
Укрепление единства Руси, усиление власти киевских князей - всегда было целью политики Рюриковичей, но после смерти Владимира Красного Солнышка на Руси вновь наступили тяжёлые времена, потому, что сыновья Владимира начали борьбу за власть. Как она протекала, мы узнаем из учебника (П.6, п.1, с.43-45) и работая с документом "Из сказания о Борисе и Глебе" (работа в группах, слайд 6)
- Какие события происходили на Руси после смерти Владимира Святославовича?
- Почему после смерти Владимира Святославовича начались усобицы между сыновьями?
- Какие методы в борьбе друг против друга использовали сыновья Владимира?
- Какое прозвище получил старший сын Владимира Святополк и почему?
- На странице 44 учебника изображена древнерусская икона "Борис и Глеб". Они стали первыми святыми на Руси. Почему?
- Каков был итог усобиц?
1019-1054 гг.- время княжения Ярослава Владимировича, которого прозвали "Мудрым".
В начале урока вы получили задание ответить на вопрос "Почему князь вошёл в историю как Мудрый"? (слайд 7)
Годы правления Ярослава были временем расцвета Древнерусского государства.
Князь Ярослав пытался укрепить порядок и законность в своём государстве, поэтому при нём на Руси появился письменный сборник законов, Правда Ярослава.
Стр.54 учебника - познакомимся с некоторыми статьями из сборника (работа с документом)
- За какие преступления были предусмотрены наказания в сборнике законов?
- Какая система наказаний была предусмотрена в Правде Ярослава?
- Какое значение имело появление сборника законов?
Помимо появления сборника законов, князь много сделал для распространения на Руси христианства, грамотности и развития культуры.( слайд 8) При нём были построены новые церкви: со боры Святой Софии в Киеве и Новгороде; основан Киево - Печерский монастырь; он открывал новые школы при монастырях и церквах, поощрял перевод церковных книг с греческого языка на славянский; покупал за границей много книг, читал их, по словам летописи "Днём и ночью", хорошо знал Библию.
При князе Ярославе произошли перемены в управлении государством. Перед вами схема "Управление государством при Ярославе Мудром" (рабочая тетрадь стр.15, задание 2 или слайд 9), но на схеме нет соединительных линий, указывающих, какие функции выполняла власть. Ваша задача провести эти линии, выбрав те элементы схемы, которые будут подходить для вашего текста.
(Работа в группах: 1группа-с.46 учебника,; 2группа-с.47 учебника, абз.1; 3группа-с.47учебника, абз.2.)
Вопросы для 1 группы.
- Кому принадлежала высшая власть в Древнерусском государстве?
- Какие вопросы решал Киевский князь?
- Как передавался престол в древнерусском государстве?
Вопросы для 2 группы.
- Как осуществлялась власть на местах?
- Чем были ограничены права князей-наместников?
Вопросы для 3 группы.
- Какова была роль веча в системе управления Древнерусским государством?
- Почему князья считались с решениями веча?
В области внешней политики князь Ярослав продолжил политику отца и деда по завоеванию новых земель.
- По карте, стр.52 учебника, определите: расширились ли границы государства при князе Ярославе? В каком регионе?
Ярослав укрепил и расширил северо-западную границу Руси. В 1030г. на западном берегу Чудского озера он построил город Юрьев (Юрий- второе имя князя, данное ему при крещении). Ярослав обезопасил южные границы Руси. 1036г. им были разбиты степняки- печенеги. После этого они перестали совершать набеги на Русь. В 1046г., после неудачного для Ярослава военного похода против Византии, с ней был подписан мирный договор. Международное положение Руси князь Ярослав стремился укрепить с помощью династических браков. На карте (слайд 10) показаны государства, с которыми Русь была связана при помощи браков. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, сестру выдал замуж за польского короля, старшая дочь- супруга французского короля, вторая - королева Венгрии, третья - замужем за Норвежским принцем. Т.о. ближайшие родственники князя породнились с правителями европейских государств. При помощи этих династических браков Ярослав укрепил международное положение Руси.
Закрепление знаний:
- Справедливо ли считать время правления князя Ярослава временем расцвета Древнерусского государства?
- Почему князь получил прозвище "Мудрый"? (слайд 11)
В Древнерусском государстве главным занятием было сельское хозяйство, а главным богатством - земля. В зависимости от того, кому принадлежала земля, на Руси появились три категории земельной собственности: общинная, княжеская, вотчинная. Работая с учебником, мы определим существенные черты каждой формы.
- стр.50,абз.1- Кому принадлежала земля? На каких условиях крестьяне- общинники владели землёй?
- стр.50, абз.2- На каких землях формировалась княжеская земельная собственность? Кто обрабатывал княжеские земли? Докажите, что данная форма собственности имела многоцелевой характер?
- стр.51- Что такое вотчина? Кто мог получить такие земли? На каких условиях?
(слайд 12)
Все люди в Древнерусском государстве составляли единое общество, но оно не было однородным. В зависимости от занятий, древнерусское общество делилось на две большие категории: свободные и зависимые. Свободны - это князь, дружинники, купцы, служители церкви, крестьяне-общинники. Но появилось и зависимое население: смерды, закупы, рядовичи, холопы. Познакомимся с этими категориями зависимого населения.
Работа с учебником (стр51) и задание 6 из рабочей тетради (стр.18): Соотнесите термины с объяснением. (слайд 13)
Вывод:
Сегодня мы познакомились с историей Руси 1 пол. 11 в. Это было время расцвета Древнерусского государства, связанного с деятельностью князя Ярослава Мудрого. Это время формирования на Руси феодальной земельной собственности и различных категорий зависимого населения. Но всё - же большинство земель принадлежало государству, а большинство населения составляли свободные люди.
Выставление оценок, домашнее задание.