Разработка учебной темы по истории "Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907–1914 гг."

Разделы: История и обществознание


Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели
  2. Входной контроль
  3. Столыпинская аграрная реформа
  4. Развитие российской промышленности
  5. Российский парламент и обновляющаяся держава
  6. Самодержавие в 1907-1914 гг.
  7. Завершающий контроль
  8. Рефлексия

Ход урока

I. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

На предыдущих уроках мы выяснили, что революция 1905 – 1907 г. г. смягчила противоречия в России, но полного их разрешения не произошло. Революция дала мощный толчок развитию капитализма, но многие феодальные пережитки сохранились. Нам предстоит узнать:

  • как переплетение нового со старым в российской действительности повлияло на развитие экономики страны в послереволюционный период;
  • как шло формирование новых приоритетов в развитии экономики страны;
  • как осуществлялась столыпинская аграрная реформа, каковы были ее экономические и социальные последствия;
  • каковы были проблемы деятельности российского парламента в этот период, и как шел процесс постепенного распада третьеиюньской системы.

Вам предстоит развить уже имеющиеся у вас навыки и учиться:

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно исторических условиях;
  • анализировать причинно-следственные связи и закономерности в истории;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с опорными схемами и конспектами:
  • слушать лекцию учителя, выделяя главную мысль;
  • готовить самостоятельно сообщения, используя дополнительную литературу.

II. Входной контроль.

Цель: вспомнить основные черты крестьянской реформы 1861 года и охарактеризовать положение в сельском хозяйстве России в начале XX в.

Задание

Используя полученные ранее знания и учебное пособие, подготовьте краткое сообщение.

1 команда – Основные положения реформы 1861 года.

2 команда – Развитие капитализма в сельском хозяйстве в конце XIX – начале XX вв.

3 команда – Аграрный вопрос в годы первой русской революции (аграрный вопрос в I и II Думах).

Вывод: извечная российская проблема – аграрная не была разрешена ни реформой 1861 года, ни революцией. 1906 год Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития событий по трем направлениям:

  1. Дальнейшее продолжение революции.
  2. Наступление контрреволюции.
  3. Аграрная реформа «сверху»

Первый и второй путь означали большие людские жертвы. Самодержавие выбрало третий путь, в стране начинает осуществляться столыпинская аграрная реформа.

III. Столыпинская аграрная реформа.

Цель: рассмотреть аграрную политику самодержавия в 1907- 1914 г.г., основные положения столыпинской аграрной реформы, проблемы и противоречия се реализации, ее экономические и социальные последствия.

Задание: Используя раздаточный дидактический материал (опорный конспект «Столыпинская аграрная реформа») и слушая рассказ учителя, ответить на вопрос: Можно ли назвать аграрную реформу Столыпина неудавшейся? незавершенной? половинчатой? Свой ответ аргументируйте.

Задание выполняется в тетради.

Опорный конспект

Столыпинская аграрная реформа

Экономическое положение страны после революции

1. Кризис в аграрном секторе

2. Финансовая система под угрозой расстройства

3. В промышленности депрессия (застой)

Выход, по мнению правительства, в подъеме сельского хозяйства

IV. Развитие российской промышленности.

Цель: показать, как сочетание традиционных установок с дальнейшим развитием монополистического капитализма повлияло на развитие промышленности страны в 1907-1914 гг. Расширить и углубить на новом конкретном материале знания учащихся об особенностях империализма в России

Задание: слушая рассказ учителя и используя опорный конспект «Промышленность страны в 1907-1914г.г.». назовите проявления признаков империализма в России в этот период. Ответ запишите в тетрадь.

Опорный конспект

Промышленность страны в 1907 – 1914 гг.

1903 – 1908 гг. – экономическая депрессия (застой).

Вывод: Империализм в России сразу же обнаружил свою историческую ограниченность

3. Незавершенность процесса ПНК + быстрые темпы развития.

Вывод: Россия развивается по пути экономического прогресса.

V. Российский парламент и обновляющаяся держава.

Цель: рассмотреть проблемы деятельности III и IV Государственных Дум, показать, как шел постепенный распад третьеиюньской системы.

Задание: Слушая рассказ учителя и используя опорный конспект «Российский парламент в 1907-1914 гг.»; ответьте на вопрос: «Почему тактика бонапартизма со стороны царизма была невозможна в IV Думе?» Ответ напишите в тетрадь.

Опорный конспект

Российский парламент в 1907- 1914 гг.

III Государственная дума (1907- 1912 гг.)

Председатель: октябрист Гучков А.И.

Утверждено 219 законопроектов.

III Дума демонстрировала союз царя, помещиков и крупной буржуазии.

IV Государственная дума (1912 – 1917 гг.)

Председатель: октябрист Родзянко М.В.

Вывод: в условиях бурного развития капитализма и существования отсталого аграрного строя «третьеиюньская» монархия не могла долго удержаться. Лето 1913 г. кризис «третьеиюньской» монархии.

VI. Самодержавие в 1907-1914 гг.

Цель: показать попытки самодержавия приспособиться к новым условиям политической жизни

Задание.

Слушая заранее подготовленные сообщение учащихся, подумайте и ответьте на вопрос: «Как личные качества Николай II повлияли на развитие страны?».

Темы сообщений.

  1. Император Николай II и государственная Дума.
  2. Единство царя и народа в официальной идеологии государства.
  3. Николай II и национальный вопрос.
  4. Григорий Распутин и чета Романовых.
  5. Завершающий контроль. Цель: проверить, удалось ли достичь поставленных целей.

VII. Завершающий контроль.

Учащимся предлагается выполнить письменно в тетради свой вариант самостоятельной работы. Тетради сдаются на проверку.

Самостоятельная работа по теме: «Российская империя в 1907- 1914 гг.»

I Вариант:

  1. Что такое бонапартизм?
  2. В чем заключался смысл столыпинской аграрной реформы?
  3. Докажите, что IV Государственная дума демонстрировала кризис третьеиюньской монархии?

II Вариант:

  1. Что такое третьеиюньская монархия?
  2. Каким был поиск путей выхода из политического кризиса во время и после революции?
  3. Охарактеризуйте экономическое положение страны после революции. Какой выход из экономического кризиса предлагало правительство?

III Вариант:

  1. О чем свидетельствовал состав III Государственной думы?
  2. Основные этапы промышленного развития в 1907-1914 гг. Как влияло совпадение этапов развития капитализма на промышленное развитие России?
  3. Почему крестьяне сопротивлялись проведению аграрной реформы?

VIII. Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроках по 10-балльной шкале

  1. Как я усвоил материал
  2. Как я работал на уроке.