Этапы урока:
- Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели
- Входной контроль
- Столыпинская аграрная реформа
- Развитие российской промышленности
- Российский парламент и обновляющаяся держава
- Самодержавие в 1907-1914 гг.
- Завершающий контроль
- Рефлексия
Ход урока
I. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
На предыдущих уроках мы выяснили, что революция 1905 – 1907 г. г. смягчила противоречия в России, но полного их разрешения не произошло. Революция дала мощный толчок развитию капитализма, но многие феодальные пережитки сохранились. Нам предстоит узнать:
- как переплетение нового со старым в российской действительности повлияло на развитие экономики страны в послереволюционный период;
- как шло формирование новых приоритетов в развитии экономики страны;
- как осуществлялась столыпинская аграрная реформа, каковы были ее экономические и социальные последствия;
- каковы были проблемы деятельности российского парламента в этот период, и как шел процесс постепенного распада третьеиюньской системы.
Вам предстоит развить уже имеющиеся у вас навыки и учиться:
- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно исторических условиях;
- анализировать причинно-следственные связи и закономерности в истории;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с опорными схемами и конспектами:
- слушать лекцию учителя, выделяя главную мысль;
- готовить самостоятельно сообщения, используя дополнительную литературу.
II. Входной контроль.
Цель: вспомнить основные черты крестьянской реформы 1861 года и охарактеризовать положение в сельском хозяйстве России в начале XX в.
Задание
Используя полученные ранее знания и учебное пособие, подготовьте краткое сообщение.
1 команда – Основные положения реформы 1861 года.
2 команда – Развитие капитализма в сельском хозяйстве в конце XIX – начале XX вв.
3 команда – Аграрный вопрос в годы первой русской революции (аграрный вопрос в I и II Думах).
Вывод: извечная российская проблема – аграрная не была разрешена ни реформой 1861 года, ни революцией. 1906 год Россия встретила на распутье. Существовала реальная возможность развития событий по трем направлениям:
- Дальнейшее продолжение революции.
- Наступление контрреволюции.
- Аграрная реформа «сверху»
Первый и второй путь означали большие людские жертвы. Самодержавие выбрало третий путь, в стране начинает осуществляться столыпинская аграрная реформа.
III. Столыпинская аграрная реформа.
Цель: рассмотреть аграрную политику самодержавия в 1907- 1914 г.г., основные положения столыпинской аграрной реформы, проблемы и противоречия се реализации, ее экономические и социальные последствия.
Задание: Используя раздаточный дидактический материал (опорный конспект «Столыпинская аграрная реформа») и слушая рассказ учителя, ответить на вопрос: Можно ли назвать аграрную реформу Столыпина неудавшейся? незавершенной? половинчатой? Свой ответ аргументируйте.
Задание выполняется в тетради.
Опорный конспект
Столыпинская аграрная реформа
Экономическое положение страны после революции
↓
1. Кризис в аграрном секторе
2. Финансовая система под угрозой расстройства
3. В промышленности депрессия (застой)
↓
Выход, по мнению правительства, в подъеме сельского хозяйства
IV. Развитие российской промышленности.
Цель: показать, как сочетание традиционных установок с дальнейшим развитием монополистического капитализма повлияло на развитие промышленности страны в 1907-1914 гг. Расширить и углубить на новом конкретном материале знания учащихся об особенностях империализма в России
Задание: слушая рассказ учителя и используя опорный конспект «Промышленность страны в 1907-1914г.г.». назовите проявления признаков империализма в России в этот период. Ответ запишите в тетрадь.
Опорный конспект
Промышленность страны в 1907 – 1914 гг.
1903 – 1908 гг. – экономическая депрессия (застой).
Вывод: Империализм в России сразу же обнаружил свою историческую ограниченность
3. Незавершенность процесса ПНК + быстрые темпы развития.
Вывод: Россия развивается по пути экономического прогресса.
V. Российский парламент и обновляющаяся держава.
Цель: рассмотреть проблемы деятельности III и IV Государственных Дум, показать, как шел постепенный распад третьеиюньской системы.
Задание: Слушая рассказ учителя и используя опорный конспект «Российский парламент в 1907-1914 гг.»; ответьте на вопрос: «Почему тактика бонапартизма со стороны царизма была невозможна в IV Думе?» Ответ напишите в тетрадь.
Опорный конспект
Российский парламент в 1907- 1914 гг.
III Государственная дума (1907- 1912 гг.)
Председатель: октябрист Гучков А.И.
Утверждено 219 законопроектов.
III Дума демонстрировала союз царя, помещиков и крупной буржуазии.
IV Государственная дума (1912 – 1917 гг.)
Председатель: октябрист Родзянко М.В.
Вывод: в условиях бурного развития капитализма и существования отсталого аграрного строя «третьеиюньская» монархия не могла долго удержаться. Лето 1913 г. кризис «третьеиюньской» монархии.
VI. Самодержавие в 1907-1914 гг.
Цель: показать попытки самодержавия приспособиться к новым условиям политической жизни
Задание.
Слушая заранее подготовленные сообщение учащихся, подумайте и ответьте на вопрос: «Как личные качества Николай II повлияли на развитие страны?».
Темы сообщений.
- Император Николай II и государственная Дума.
- Единство царя и народа в официальной идеологии государства.
- Николай II и национальный вопрос.
- Григорий Распутин и чета Романовых.
- Завершающий контроль. Цель: проверить, удалось ли достичь поставленных целей.
VII. Завершающий контроль.
Учащимся предлагается выполнить письменно в тетради свой вариант самостоятельной работы. Тетради сдаются на проверку.
Самостоятельная работа по теме: «Российская империя в 1907- 1914 гг.»
I Вариант:
- Что такое бонапартизм?
- В чем заключался смысл столыпинской аграрной реформы?
- Докажите, что IV Государственная дума демонстрировала кризис третьеиюньской монархии?
II Вариант:
- Что такое третьеиюньская монархия?
- Каким был поиск путей выхода из политического кризиса во время и после революции?
- Охарактеризуйте экономическое положение страны после революции. Какой выход из экономического кризиса предлагало правительство?
III Вариант:
- О чем свидетельствовал состав III Государственной думы?
- Основные этапы промышленного развития в 1907-1914 гг. Как влияло совпадение этапов развития капитализма на промышленное развитие России?
- Почему крестьяне сопротивлялись проведению аграрной реформы?
VIII. Рефлексия.
Учащимся предлагается оценить свою работу на уроках по 10-балльной шкале
- Как я усвоил материал
- Как я работал на уроке.