Разработка уроков для 9-х классов по теме: "Становление Советской власти 1918– 1920 гг."

Разделы: История и обществознание


Оборудование уроков:

  • карта “Иностранная военная интервенция и гражданская война 1918 –1920 г.г.”;
  • опорные конспекты;
  • меловые схемы;
  • тестовые задания;
  • творческие работы учащихся;
  • учебники ,справочные материалы;
  • дополнительная литература.

Цели :

  • овладение учащимися основами знаний о трагическом этапе Отечественной истории;
  • развитие способностей школьников осмысливать события и явления настоящего на основе анализа тех революционных потрясений, которые испытала Россия в 1918-1920 гг.;
  • формирование убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека, чувства патриотизма и взаимопонимания между народами.

Задачи :

  • развивать историческое мышление школьников;
  • воспитывать современное историческое сознание;
  • развивать самостоятельное мышление, личностные оценки, способность и анализу исторического материала;
  • использовать в процессе обучения опорные конспекты, которые дают возможность активного усвоения изучаемого материала.

Краткая схема уроков

1. На первом уроке (1 час) разбираются опорные конспекты об итогах революционных преобразований и установлении большевистской диктатуры в стране в 1918 году (§19-20)

2. На втором уроке (2 часа) проводится семинарское занятие по теме “Гражданская война”(§20-22)

3. На третьем уроке (1 час ) подводятся итоги по 5 теме “Становление Советской власти :1918-1920г.г.” в форме урока обобщения.

Примечание: На каждом уроке в обязательном порядке разбираются новые исторические понятия, термины и даты.

Урок 1. (1 час) Работа по опорному конспекту:

Что обещали?

“Революционные преобразования и установление большевистской диктатуры” (§ 19,20)

Большевики реализовали - “Власть Советам!” = 2-й Всероссийский съезд Советов: ЦИК и СНК СНК.

- “Мир народам” = Декрет о мире.

- “Земля крестьянам!” = Декрет о земле.

- “Фабрики рабочим” = Декрет о рабочем контроле.

- “Право наций на самоопределение”.

Итог: Большевики поддержали всё, что происходило;

Главное: удержать власть любой ценой.

Что получилось?

Горькие итоги
  1. Развал единого государства (св. 25 небольшевистских правительств в стране).
  2. “Похабный мир” = Россия потеряла: 8 млн. армию ?0,8 млн. кв.км. территории. 40% раб.кл. и 60% пром. потенциала страны.
  3. Развал экономики: нет единого рынка, источников сырья, трудовой дисциплины.

Итог: Города в феврале–марте 1918 г. получили 12,3% необходимого хлеба.

Что делать?

ДП - это диктатура партии Власть формально – съезд и ЦИК, а фактически - СНК и ВЧК (к 1922 г. 100 тыс.) это:

Диктатура =

- в армии (железная дисциплина);

- на производстве(“очередные задачи Советской власти”);

- на селе (Комбеды);

- в правительстве = Левые эсеры,  вышли из правительства из-за Бреста;

- Правые эсеры, меньшевики, кадеты - в оппозиции.

- Конец Царской семьи и РПЦ(чтобы кровью повязать соратников большевиков в борьбе за власть).

Итог: Однопартийная диктатура.

Военный коммунизм Гл.задача = Преодолеть развал экономики

Для чего:

- Национализация и централизация+ ВЧК.

-  Продразверстка вместо продналога.

Обоснование: = диктатура пролетариата;

(1-я Конституция РСФСР 1918 г.)

Итог: Любой ценой к коммунизму.

Примечание: В конце урока:

1. Закрепляем основные понятия и термины:

- декрет, аннексии и контрибуции;

- декларация, большевистская диктатура, комбеды, военный коммунизм.

2. Распределяем задания по группам на семинарское занятие.

Урок 2-й. (2 часа) Семинарское занятие по теме: “Гражданская война в России”(§ 20-22)

Перечень основных проблем для обсуждения:

1-я тема: “Разгон учредительного собрания”

2-я тема: “Демократическая контрреволюция”

3-я тема: “Белое движение”

4-я тема: “Интервенция”

Опорные конспекты по обсуждаемым вопросам.

Разгон Учредительного собрания Итоги выборов в Уч. собр.:

- 370 пр. + 40 л. – эсеров = 57%

-175 большевиков = 24%

- 93 кадетов = 13%,15 меньш. = 2,1% + 2 Н.С.

выход: Уч.собрание не приняло “Декларацию прав трудящихся” и большевики его разогнали.

III съезд Советов = никаких коалиций с эсерами и меньшевиками.

Закономерный итог: Начало гражданской войны.

 Демократическая контра - Недовольство масс возрастает = даже в РКП(б) к лету 1918 г. из 350тыс. членов осталось официально = 150 тыс.

-  Мятеж чехов (май 1918) = эсеро-меньшевистские правительства в Поволжье, Сибири, Ср. Азии и других.

- Уфимская директория (сентябрь 1918), как Всероссийское правительство.

Итог: Борьба за демократические завоевания революции.

Белое движение Военные диктатуры:

- на севере Е.К. Миллера

- на сев.западе Н.Н. Юденича

- на юге А.И. Деникина

- на востоке А.В. Колчака

Отсутствие единства:

и в руководстве;

и в целях войны;

и в идеологии;

Не решили гл. вопросов(о земле и о власти).

Итог: Начинали “почти святые”, а закончили “почти бандиты” (В.В.Шульгин)

Интервенция Гл. задача =

- подавление очага революции;

- максимальное ослабление России.

Попытка территориального раздела бывшей Российской империи.

Но: попали под воздействие большевистской пропаганды и бесславно бежали из России.

А в итоге: сыграли на руку большевикам, дискредитировав Белое движение.

Рекомендуемая литература:

  1. Политическая история: Россия-СССР-Россий.Федерация, В 2 т.Т2-М, Терра,1996.
  2. История России. Под редакцией Леонова С.В. в2т. М, Владос,1997.
  3. История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. Сост. Козлов В.А. М., Политиздат, 1991.
  4. Головатенко А. История России: Спорные проблемы М., Школа – Пресс,1994
  5. Долуцкий И.И Отечественная история, XX век М., Мнемозина, 1996.

Урок 3 (1 час). Урок обобщения “Почему победили красные?”

Вопросы для повторения и обобщения темы.

“Становление Советской власти 1918-1920”.

  1. Какие проблемы стояли перед большевиками после прихода к власти, и как они их решали?
  2. Почему столь острой была борьба в партии по вопросу о Брестском мире?
  3. Была ли альтернатива “военному коммунизму”?
  4. Почему гражданскую войну белые проиграли, а красные выиграли?
  5. Как повлияла гражданская война и “военный коммунизм” на Российское общество?

Ответы.

1. Революционные массы вполне справились с разрушительными функциями, но не созидательными.

В итоге: кризис всеобщий: экономический, политический, теоретический. Фактически - это революционная ситуация.

Спасло большевиков то, что благодаря своему вождю Ленину они проявили политическую волю и тактическую гибкость.

Главный принцип - революционная целесообразность, то есть отсутствие всяких принципов.

2. В.И.Ленин считал главным врагом революции- мелкобуржуазную стихию. В тех тяжелейших условиях, не заключив мира, нельзя было решить никаких задач. Поэтому любой ценой (угрозой выхода из ЦК и перехода в подполье) мир в Бресте был заключен. А осенью 1918 г. Германия капитулировала и мы денансировали мирный договор.

3. Альтернативой, а может “военным коммунизмом” только наоборот (как ликвидаторы и отзовисты), был госкапитализм, который предусматривал:

- строжайший учёт и контроль (“фордизация”);

- жёсткая централизация управление экономикой и принуждение;

- массовое наступление на деревню (продармия и 1920 = 80 тыс.);

- в марте 1918 на 7 съезде РКП(б) решили перераспределить функции Советов партии,

- установив однопартийную диктатуру в стране;

- но 29 апреля 1918 СНК резко поднял з/плату специалистам и чиновникам, чтобы восстановить функциопирование гос. аппарата (доля прежних чиновников в органах власти выросла до 90%).

4. Главные причины поражения белых:

- аполитичность офицерского корпуса;

- в целом белые части были больше военизированы, а не политизированы. Не было идеи, сплачивавшей бойцов, как в Красной армии: солдаты не понимали, за что они должны были умирать;

- не было согласованности руководства; наоборот, был личный антогонизм военачальников (Колчак-Семёнов, Деникин-Краснов);

- главной стратегической ошибкой белых было то, что они, не признавая итогов революции, хотели возродить великую Россию.

Почему победили красные?

- Истоки их победы в успешной организации работы тыла и проводимого ими государственного строительства;

- Благодаря тактической гибкости большевиков и беспринципности во имя великой цели, в короткие сроки были созданы боеспособные вооруженные силы (к осени 1920 г. насчитывалось 5,4 млн. бойцов), в которых служили более 160 тыс. офицеров царской армии;

- Большевики, несмотря на все негативные моменты их политики, казались народным массам меньшим злом, т.к. выполнили то, что обещали, хотя бы для бедных;

- И, наконец, у красных была единая идея, цель, единое командование и единый с непререкаемым авторитетом вождь- Ленин В.И.

Вывод: отбрасывая все нюансы, следует признать, что итог гражданской войны в нашей стране был закономерен.

5. Ожесточённые сражения гражданской войны,

Политика “военного коммунизма”, военная интервенция, однопартийная диктатура большевиков подготовили Российское общество и проведению невиданных революционных экспериментов в нашей стране, созданию административно-командной системы управления и тоталитарного режима.

В завершении урока проводится контрольный опрос всего класса по заранее подготовленным тестам.