Оборудование уроков:
- карта “Иностранная военная интервенция и гражданская война 1918 –1920 г.г.”;
- опорные конспекты;
- меловые схемы;
- тестовые задания;
- творческие работы учащихся;
- учебники ,справочные материалы;
- дополнительная литература.
Цели :
- овладение учащимися основами знаний о трагическом этапе Отечественной истории;
- развитие способностей школьников осмысливать события и явления настоящего на основе анализа тех революционных потрясений, которые испытала Россия в 1918-1920 гг.;
- формирование убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека, чувства патриотизма и взаимопонимания между народами.
Задачи :
- развивать историческое мышление школьников;
- воспитывать современное историческое сознание;
- развивать самостоятельное мышление, личностные оценки, способность и анализу исторического материала;
- использовать в процессе обучения опорные конспекты, которые дают возможность активного усвоения изучаемого материала.
Краткая схема уроков
1. На первом уроке (1 час) разбираются опорные конспекты об итогах революционных преобразований и установлении большевистской диктатуры в стране в 1918 году (§19-20)
2. На втором уроке (2 часа) проводится семинарское занятие по теме “Гражданская война”(§20-22)
3. На третьем уроке (1 час ) подводятся итоги по 5 теме “Становление Советской власти :1918-1920г.г.” в форме урока обобщения.
Примечание: На каждом уроке в обязательном порядке разбираются новые исторические понятия, термины и даты.
Урок 1. (1 час) Работа по опорному конспекту:
Что обещали?
“Революционные преобразования и установление большевистской диктатуры” (§ 19,20)
Большевики реализовали | - “Власть Советам!” = 2-й Всероссийский съезд
Советов: ЦИК и СНК СНК. - “Мир народам” = Декрет о мире. - “Земля крестьянам!” = Декрет о земле. - “Фабрики рабочим” = Декрет о рабочем контроле. - “Право наций на самоопределение”. |
Итог: Большевики поддержали всё, что происходило;
Главное: удержать власть любой ценой.
Что получилось?
Горькие итоги |
|
Итог: Города в феврале–марте 1918 г. получили 12,3% необходимого хлеба.
Что делать?
ДП - это диктатура партии | Власть формально – съезд и ЦИК, а фактически -
СНК и ВЧК (к 1922 г. 100 тыс.) это: Диктатура =
- Правые эсеры, меньшевики, кадеты - в оппозиции. - Конец Царской семьи и РПЦ(чтобы кровью повязать соратников большевиков в борьбе за власть). |
Итог: Однопартийная диктатура.
Военный коммунизм | Гл.задача = Преодолеть развал экономики Для чего:
Обоснование: = диктатура пролетариата; (1-я Конституция РСФСР 1918 г.) |
Итог: Любой ценой к коммунизму.
Примечание: В конце урока:
1. Закрепляем основные понятия и термины:
- декрет, аннексии и контрибуции;
- декларация, большевистская диктатура, комбеды, военный коммунизм.
2. Распределяем задания по группам на семинарское занятие.
Урок 2-й. (2 часа) Семинарское занятие по теме: “Гражданская война в России”(§ 20-22)
Перечень основных проблем для обсуждения:
1-я тема: “Разгон учредительного собрания”
2-я тема: “Демократическая контрреволюция”
3-я тема: “Белое движение”
4-я тема: “Интервенция”
Опорные конспекты по обсуждаемым вопросам.
Разгон Учредительного собрания | Итоги выборов в Уч. собр.:
выход: Уч.собрание не приняло “Декларацию прав трудящихся” и большевики его разогнали. III съезд Советов = никаких коалиций с эсерами и меньшевиками. |
Закономерный итог: Начало гражданской войны.
Демократическая контра | - Недовольство масс возрастает = даже в РКП(б) к
лету 1918 г. из 350тыс. членов осталось официально = 150
тыс. - Мятеж чехов (май 1918) = эсеро-меньшевистские правительства в Поволжье, Сибири, Ср. Азии и других. - Уфимская директория (сентябрь 1918), как Всероссийское правительство. |
Итог: Борьба за демократические завоевания революции.
Белое движение | Военные диктатуры:
Отсутствие единства:
Не решили гл. вопросов(о земле и о власти). |
Итог: Начинали “почти святые”, а закончили “почти бандиты” (В.В.Шульгин)
Интервенция | Гл. задача =
Попытка территориального раздела бывшей Российской империи. Но: попали под воздействие большевистской пропаганды и бесславно бежали из России. |
А в итоге: сыграли на руку большевикам, дискредитировав Белое движение.
Рекомендуемая литература:
- Политическая история: Россия-СССР-Россий.Федерация, В 2 т.Т2-М, Терра,1996.
- История России. Под редакцией Леонова С.В. в2т. М, Владос,1997.
- История Отечества: люди, идеи, решения, очерки истории Советского государства. Сост. Козлов В.А. М., Политиздат, 1991.
- Головатенко А. История России: Спорные проблемы М., Школа – Пресс,1994
- Долуцкий И.И Отечественная история, XX век М., Мнемозина, 1996.
Урок 3 (1 час). Урок обобщения “Почему победили красные?”
Вопросы для повторения и обобщения темы.
“Становление Советской власти 1918-1920”.
- Какие проблемы стояли перед большевиками после прихода к власти, и как они их решали?
- Почему столь острой была борьба в партии по вопросу о Брестском мире?
- Была ли альтернатива “военному коммунизму”?
- Почему гражданскую войну белые проиграли, а красные выиграли?
- Как повлияла гражданская война и “военный коммунизм” на Российское общество?
Ответы.
1. Революционные массы вполне справились с разрушительными функциями, но не созидательными.
В итоге: кризис всеобщий: экономический, политический, теоретический. Фактически - это революционная ситуация.
Спасло большевиков то, что благодаря своему вождю Ленину они проявили политическую волю и тактическую гибкость.
Главный принцип - революционная целесообразность, то есть отсутствие всяких принципов.
2. В.И.Ленин считал главным врагом революции- мелкобуржуазную стихию. В тех тяжелейших условиях, не заключив мира, нельзя было решить никаких задач. Поэтому любой ценой (угрозой выхода из ЦК и перехода в подполье) мир в Бресте был заключен. А осенью 1918 г. Германия капитулировала и мы денансировали мирный договор.
3. Альтернативой, а может “военным коммунизмом” только наоборот (как ликвидаторы и отзовисты), был госкапитализм, который предусматривал:
- строжайший учёт и контроль (“фордизация”);
- жёсткая централизация управление экономикой и принуждение;
- массовое наступление на деревню (продармия и 1920 = 80 тыс.);
- в марте 1918 на 7 съезде РКП(б) решили перераспределить функции Советов партии,
- установив однопартийную диктатуру в стране;
- но 29 апреля 1918 СНК резко поднял з/плату специалистам и чиновникам, чтобы восстановить функциопирование гос. аппарата (доля прежних чиновников в органах власти выросла до 90%).
4. Главные причины поражения белых:
- аполитичность офицерского корпуса;
- в целом белые части были больше военизированы, а не политизированы. Не было идеи, сплачивавшей бойцов, как в Красной армии: солдаты не понимали, за что они должны были умирать;
- не было согласованности руководства; наоборот, был личный антогонизм военачальников (Колчак-Семёнов, Деникин-Краснов);
- главной стратегической ошибкой белых было то, что они, не признавая итогов революции, хотели возродить великую Россию.
Почему победили красные?
- Истоки их победы в успешной организации работы тыла и проводимого ими государственного строительства;
- Благодаря тактической гибкости большевиков и беспринципности во имя великой цели, в короткие сроки были созданы боеспособные вооруженные силы (к осени 1920 г. насчитывалось 5,4 млн. бойцов), в которых служили более 160 тыс. офицеров царской армии;
- Большевики, несмотря на все негативные моменты их политики, казались народным массам меньшим злом, т.к. выполнили то, что обещали, хотя бы для бедных;
- И, наконец, у красных была единая идея, цель, единое командование и единый с непререкаемым авторитетом вождь- Ленин В.И.
Вывод: отбрасывая все нюансы, следует признать, что итог гражданской войны в нашей стране был закономерен.
5. Ожесточённые сражения гражданской войны,
Политика “военного коммунизма”, военная интервенция, однопартийная диктатура большевиков подготовили Российское общество и проведению невиданных революционных экспериментов в нашей стране, созданию административно-командной системы управления и тоталитарного режима.
В завершении урока проводится контрольный опрос всего класса по заранее подготовленным тестам.