Разработка урока с использованием технологии деятельностного метода "Серебрянный век" русской культуры. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Почему надо изучать историю? /Чтобы знать прошлое своей страны, учиться у него и т.д./

2. Можем ли мы достоверно восстановить картину прошлого? Что нам может помочь? /Мы можем использовать документы, вопоминания, статистические данные, др. источники/

3.Нуждаемся ли мы в изучении истории? /История-свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник истины.Цицерон/

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.

1.Какие сферы жизни российского общества к.XIX–н. ХХ в. мы уже изучили? /политическую, экономическую, социальную /

2.Чтобы картина жизни общества этого периода стала полной, какую сферу жизни мы должны изучить? /духовную/

3.Что на ваш взгляд, ярче всего отражает процессы, происходящие в духовной сфере жизни общества? / искусство/

4. Что такое искусство? Вспомним определение. /искусство- это отображение действительности в художественных образах/

5.Найдите ключевые слова в определении /Отображение действительности/

6.Вспомните, в чем особенности российской действительности к. XIX- н. ХХ вв.? Какие процессы происходили в обществе? /Модернизация всех сфер жизни общества, поиск новых путей развития/

7.Приведите примеры модернизационных изменений в сфере экономики, политики, в социальной сфере.

3.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

1. Может ли процесс модернизации затронуть духовную сферу? /нет – т.к. …, да – т.к.это “изменение”, “усовершенствование”/

4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

1. Мы видим, что изменения действительно охватили все сферы жизни общества, и это находило отражение в самых разных процессах и событиях. Можем ли мы предположить, что происходило в духовной сфере?

5.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Осмыслением и отражением мира “по-новому”, поиском новых, необычных форм в искусстве, литературе проникнута вся духовная жизнь начала века. Этот всплеск художественного творчества будет назван исследователями “серебряным веком”. “Серебряный век” обогатил русскую культуру новыми стилями и направлениями.

1.Как нам построить работу по изучению столь многогранного явления? Какие этапы мы должны пройти? /дать определения стилей, привести примеры/

2. Что нам поможет в этой работе? /учебники, энциклопедии, иллюстрации, отрывки литературных произведений /

6.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

1. Попробуем сформулировать тему нашего урока / Изменения в духовной сфере жизни общества /Русская культура к XIX-н. ХХ вв./ “Серебряный век” русской культуры

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Класс делится на группы:

1. Литература

2. Архитектура

3. Живопись

4. Музыка, опера, балет

5. Кинематограф

Задания группам: подобрав необходимую информацию показать, как проявляются различные стили и направления в определенном виде искусства.

Оборудование: Энциклопедии, учебники, иллюстрации, мультимедийный проектор, заранее подготовленные презентации у каждой группы (индивидуальные опережающие задания)

По ходу работы каждая группа заполняет таблицу:

Стиль, особенности Автор Произведение Основная идея
       

8.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Группы представляют результат своей работы, представляют заранее подготовленные презентации, иллюстрирующие ответы группы, выделяют особенности стилей и направлений в искусстве изучаемого периода. На доске выстраивается схема “Основные направления в развитии литературы и искусства в н. ХХ в.”

9.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Объясните, почему период развития русской культуры в н. ХХ века был назван “серебряным веком”

2.Чем были обусловлены изменения в духовной сфере жизни общества? Были ли они закономерными?

3. Какие направления существовали в литературе этого периода?

4.Какие новые стили появились в живописи?

5. Каковы художественные достижения в области архитектуры и скульптуры?

6. Как вы оцениваете свою собственную работу на уроке?

7.Считаете ли вы полученные сегодня знания нужными и ценными для себя?

 Домашнее задание: Подготовить сообщение об одном из деятелей культуры “серебряного века”.

См. презентацию.