1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Почему надо изучать историю? /Чтобы знать прошлое своей страны, учиться у него и т.д./
2. Можем ли мы достоверно восстановить картину прошлого? Что нам может помочь? /Мы можем использовать документы, вопоминания, статистические данные, др. источники/
3.Нуждаемся ли мы в изучении истории? /История-свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник истины.Цицерон/
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.
1.Какие сферы жизни российского общества к.XIX–н. ХХ в. мы уже изучили? /политическую, экономическую, социальную /
2.Чтобы картина жизни общества этого периода стала полной, какую сферу жизни мы должны изучить? /духовную/
3.Что на ваш взгляд, ярче всего отражает процессы, происходящие в духовной сфере жизни общества? / искусство/
4. Что такое искусство? Вспомним определение. /искусство- это отображение действительности в художественных образах/
5.Найдите ключевые слова в определении /Отображение действительности/
6.Вспомните, в чем особенности российской действительности к. XIX- н. ХХ вв.? Какие процессы происходили в обществе? /Модернизация всех сфер жизни общества, поиск новых путей развития/
7.Приведите примеры модернизационных изменений в сфере экономики, политики, в социальной сфере.
3.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
1. Может ли процесс модернизации затронуть духовную сферу? /нет – т.к. …, да – т.к.это “изменение”, “усовершенствование”/
4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
1. Мы видим, что изменения действительно охватили все сферы жизни общества, и это находило отражение в самых разных процессах и событиях. Можем ли мы предположить, что происходило в духовной сфере?
5.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Осмыслением и отражением мира “по-новому”, поиском новых, необычных форм в искусстве, литературе проникнута вся духовная жизнь начала века. Этот всплеск художественного творчества будет назван исследователями “серебряным веком”. “Серебряный век” обогатил русскую культуру новыми стилями и направлениями.
1.Как нам построить работу по изучению столь многогранного явления? Какие этапы мы должны пройти? /дать определения стилей, привести примеры/
2. Что нам поможет в этой работе? /учебники, энциклопедии, иллюстрации, отрывки литературных произведений /
6.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
1. Попробуем сформулировать тему нашего урока / Изменения в духовной сфере жизни общества /Русская культура к XIX-н. ХХ вв./ “Серебряный век” русской культуры
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ
Класс делится на группы:
1. Литература
2. Архитектура
3. Живопись
4. Музыка, опера, балет
5. Кинематограф
Задания группам: подобрав необходимую информацию показать, как проявляются различные стили и направления в определенном виде искусства.
Оборудование: Энциклопедии, учебники, иллюстрации, мультимедийный проектор, заранее подготовленные презентации у каждой группы (индивидуальные опережающие задания)
По ходу работы каждая группа заполняет таблицу:
Стиль, особенности | Автор | Произведение | Основная идея |
8.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
Группы представляют результат своей работы, представляют заранее подготовленные презентации, иллюстрирующие ответы группы, выделяют особенности стилей и направлений в искусстве изучаемого периода. На доске выстраивается схема “Основные направления в развитии литературы и искусства в н. ХХ в.”
9.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Объясните, почему период развития русской культуры в н. ХХ века был назван “серебряным веком”
2.Чем были обусловлены изменения в духовной сфере жизни общества? Были ли они закономерными?
3. Какие направления существовали в литературе этого периода?
4.Какие новые стили появились в живописи?
5. Каковы художественные достижения в области архитектуры и скульптуры?
6. Как вы оцениваете свою собственную работу на уроке?
7.Считаете ли вы полученные сегодня знания нужными и ценными для себя?
Домашнее задание: Подготовить сообщение об одном из деятелей культуры “серебряного века”.
См. презентацию.