Разработка учебной темы "Цивилизации Древнего мира"

Разделы: История и обществознание


Урок 1. Ранние цивилизации, их отличительные черты.

Урок 2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.

Урок 3. Античная цивилизация.

Урок 4. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.

Урок 1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Цели урока:

- ознакомиться с хронологическими рамками истории Древнего мира; изучить предпосылки возникновения государства; рассмотреть историю первых государств Древнего мира; уяснить понятия Древний мир, традиционное общество, жречество, государство, закон, материальная и духовная культура, менталитет, политический строй, каменный век, бронзовый век, железный век;

- учиться представлять изученный материал в форме таблицы;

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению фактов и понятий.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: атласы, иллюстрации.

План урока

1. Хронологические и географические рамки истории Древнего мира.

2. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай. Общая характеристика.

3. Особенности развития.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Повторить предпосылки возникновения цивилизации.

3. Изучение нового материала

1.Слушая рассказ учителя и работая с картой установить географические и хронологические рамки истории Древнего мира.

2. Дать общую характеристику истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая.

3. Обучающие слушают рассказ учителя и заполняют сравнительную таблицу.

Государство Материальная культура Экономика Социальный строй Политическая и военная организация Идеология
           

4. Завершающий контроль

Назвать отличительные черты ранних цивилизаций.

5. Рефлексия

Сформулируйте свое мнение об уроке, что понравилось.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса § 6.

Урок 2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Цели урока:

- получить знания об особенностях периода расцвета цивилизаций бронзового века и железном веке Востока;

- учиться представлять изученный материал в форме конспекта; различать в исторической информации исторические описания и исторические объяснения;

- создавать условия для развития умения структурировать информацию.

Тип урока: лекция.

Оборудование урока: тексты исторических документов, схемы.

План урока

1. Новоегипетская держава: Вавилон времен Хаммурапи.

2. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии.

3. Эгейский мир эпохи бронзы.

4. Ассирийская военная держава и её преемники в передней Азии. Персидское “царство царств”.

5. Древняя Индия.

6. Формирование древнекитайской цивилизации.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Повторить периодизацию истории Древнего мира, особенности развития ранних цивилизаций.

3. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя. Комментирование документов.

2. Рассказ учителя, работа с картой.

3. Рассказ учителя об Эгейском мире эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите. Ахейские государства. Составление краткого конспекта.

4. Рассказ учителя. Составление конспекта.

5. Работа с документами. Империя Маурьев. Составление конспекта.

6. Рассказ учителя. Выявления особенностей формирования древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань. Составление краткого конспекта.

4. Завершающий контроль

Словарный диктант: работа с понятиями каменный век, бронзовый век, железный век, государство, жречество, философия, язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия.

Тетради сдаются на проверку.

5. Рефлексия

Выскажите свое мнение об уроке.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса § 7.

Урок 3. Античная цивилизация

Цели урока:

- изучить историю античной цивилизации; усвоить понятия полис, демократия, олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя;

- учить предоставлять результаты изучения материала в форме краткого отчета;

- создать условия для формирования умения работать во времени;

- создать условия для развития у обучающихся умения общаться в группе.

Тип урока: практическая работа.

Оборудование урока: тексты исторических документов, схемы.

План урока

1. Общая характеристика античной цивилизации.

2. Становление полисной цивилизации в Греции.

3. Александр Македонский и эллинизм.

4. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Вспомнить особенности развития ранних цивилизаций Востока.

3. Изучение нового материала

1. Учитель дает общую характеристику античной цивилизации.

2. Использую учебное пособие, исторические источники и схемы, учащиеся готовят сообщения по темам:

1 группа. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки

2 группа. Александр Македонский и эллинизм.

3 группа. Древний Рим: этапы становления общества и государства.

4 группа. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме.

3. Представители от каждой группы выступают с кратким отчетом.

4. Завершающий контроль

Проверить, удалось ли достичь поставленных в начале урока целей.

5. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале, ответив на три вопроса.

1. Как я работал на уроке?

2. Как я усвоил материал?

3. Как работала команда?

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-го класса. § 8-10. Четверо учащихся готовят сообщения на темы “Буддизм и его распространение”, “Конфуцианство”, “Религия древних евреев”, “Раннее христианство”.

Урок 4. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

Цели урока:

- рассмотреть религии Древнего мира; усвоить понятия язычество, буддизм, конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь;

- учиться критически анализировать источники исторической информации;

- обеспечить развитие у обучающихся умения сравнивать познаваемые объекты.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: иллюстрации, схемы, тексты исторических документов.

План урока

1. Язычество на Востоке и на Западе.

2. Возникновение мировых религий.

3. Буддизм и его распространение. Конфуцианство.

4. Религии древних евреев. Раннее христианство.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Повторить периодизация истории Древнего мира, особенности каждого периода.

3. Изучение нового материала

1. Дать характеристику язычества на Востоке и на Западе.

2. Выявить в ходе беседы предпосылки возникновения мировых религий.

3. Учащиеся выступают с сообщениями “Буддизм и его распространение”, “Конфуцианство”, “Религия древних евреев”, “Раннее христианство”.

4. Работа с документами в группах.

4. Завершающий контроль

Тест по разделу “Цивилизации Древнего мира”.

5. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале. Ответьте на два вопроса.

  1. Как я работал на уроке?
  2. Как я усвоил материал?

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10-го класса § 7.