Разработка урока по технологии. Дебаты. Тема урока: "Петр I является великим реформатором"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка.

Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии «Дебаты».

Эта технология стала популярной в последние несколько лет и представляет собой дискуссию по жестко заданным правилам.

«Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала.

Для проведения занятия в формате «Дебаты» необходимо сформировать группы учащихся, состоящих из 3-х человек. Тема, выбранная для дискуссии, должна быть спорной.

Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Учащиеся знакомятся с правилами игры и получают опережающее задание.

В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим реформатором». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не является великим реформатором».

Далее занятие происходит по следующему плану.

оманда утверждения (У)

Команда опровержения (О)

I раунд

У1

О1

Представление команд

Ш1 формулирует тему, актуальность Ш2 формулирует тезисы отрицания
Ш3 определяет ключевые понятия Ш4 определяет ключевые понятия
Ш5 представляет материал: аргумент ®
доказательство ® поддержка
(факты, цитаты)
Ш6 опровергает позиции утверждения:
доказательство ® поддержка

II раунд

У2

О2

Ш1 опровержение аргументов оппонентов
Ш2 восстановление и развитие собственной линии
Ш3 приведение новых доказательств

III раунд

У3

О3

Ш1 сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны

Ш2 эффектное заключение

Между выступлениями раунд вопросов в следующем порядке:

О3 У1

У3 О1

О1 У2

У1 О2

Далее следует подведение итогов работы и заключительное слово учителя.

Цель:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразования Петра Великого и рождение империи».

Закрепление учебного материала в 10-х классах.

Задачи:

Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения.

Обучение технологии групповой работы.

Подготовительный этап:

  1. Ознакомление учащихся с технологией «политические дебаты».
  2. Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.
  3. Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.

Проведение дебатов.

Вводное слово учителя: Уважаемые учащиеся! Сегодня на уроке мы подводим итог изученной темы: «Преобразования Петра Великого и рождение империи». Форма урока – политические дебаты.

Далее учитель очень коротко определяет цели и задачи учащихся на уроке. Ученики должны будут представить в письменном виде собственную аргументированную точку зрения по теме дебатов. Работа сдается после игры. В ходе игры ученики могут задавать вопросы.

У1: Представление команды утверждения.

- Актуальность.

Мы утверждаем, что «Петр I является Великим реформатором», т.к.:

  1. в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех сферах жизни общества;
  2. мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым оценить личность Великого реформатора и его преобразования;
  3. надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать полученные знания.

- Определение ключевых понятий.

Реформатор - преобразователь; человек, занимавшийся изменениями, переустройст-
вом чего-либо.

Великий - превосходящий общий уровень, обычную меру, значение, выдающийся.
(Толковый словарь С.И. Ожегова)

В наш кейс включены два аспекта:

I аспект – политический.

Аргумент 1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления.

Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату.

Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью.

Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками малоэффективным учреждением.

 

II аспект – экономический.

Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII-начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности.

Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), те.е за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу.

Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).

Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости).

Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором.

Раунд вопросов

О3: 1. Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими предприятиями? 2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной?

О1: Представление команды отрицания.

Мы утверждаем, что «Петр I не является великим реформатором».

Мы принимаем определение ключевых понятий и актуальность, предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами.

Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, в связи с чем в 1722 году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена должность генерал-прокурора, что на наш взгляд привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).

Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения.

I аспект – социальный.

Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.

Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными.

Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов.

Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.

Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания.

II аспект – культурный.

Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в евпропейцев проводилось насильственными методами.

Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества.

Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.

Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем.

Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором.

Раунд вопросов

У3: 1. Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород?
2. Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре?
3. Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной армии? Кто должен ее содержать?

У2 - О2. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.

У3 - О3. Проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение.

Подведение итогов.

  • Вопросы из зала.
  • Голосование.
  • Определение лучших спикеров.

Заключительная речь учителя.