Пояснительная записка.
Вашему вниманию предлагается разработка урока по технологии «Дебаты».
Эта технология стала популярной в последние несколько лет и представляет собой дискуссию по жестко заданным правилам.
«Дебаты» могут быть использованы при изучении той или иной проблемы истории, а также в целях обобщения, систематизации знаний, закрепления учебного материала.
Для проведения занятия в формате «Дебаты» необходимо сформировать группы учащихся, состоящих из 3-х человек. Тема, выбранная для дискуссии, должна быть спорной.
Обычно такому уроку предшествует определенная подготовка. Учащиеся знакомятся с правилами игры и получают опережающее задание.
В нашей теме одна команда получает задание подготовить доказательства и поддержки (факты, цитаты) по проблеме «Петр I является великим реформатором». Вторая группа подбирает материал по проблеме «Петр I не является великим реформатором».
Далее занятие происходит по следующему плану.
оманда утверждения (У) |
Команда опровержения (О) |
I раунд |
|
У1 |
О1 |
Представление команд |
|
Ш1 формулирует тему, актуальность | Ш2 формулирует тезисы отрицания |
Ш3 определяет ключевые понятия | Ш4 определяет ключевые понятия |
Ш5 представляет материал:
аргумент ® доказательство ® поддержка (факты, цитаты) |
Ш6 опровергает позиции
утверждения: доказательство ® поддержка |
II раунд |
|
У2 |
О2 |
Ш1 опровержение аргументов оппонентов | |
Ш2 восстановление и развитие собственной линии | |
Ш3 приведение новых доказательств | |
III раунд |
|
У3 |
О3 |
|
|
Ш2 эффектное заключение |
Между выступлениями раунд вопросов в следующем порядке:
О3 У1
У3 О1
О1 У2
У1 О2
Далее следует подведение итогов работы и заключительное слово учителя.
Цель:
Обобщение и систематизация знаний по теме «Преобразования Петра Великого и рождение империи».
Закрепление учебного материала в 10-х классах.
Задачи:
Развитие критического мышления и умения отстаивать собственную точку зрения.
Обучение технологии групповой работы.
Подготовительный этап:
- Ознакомление учащихся с технологией «политические дебаты».
- Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.
- Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.
Проведение дебатов.
Вводное слово учителя: Уважаемые учащиеся! Сегодня на уроке мы подводим итог изученной темы: «Преобразования Петра Великого и рождение империи». Форма урока – политические дебаты.
Далее учитель очень коротко определяет цели и задачи учащихся на уроке. Ученики должны будут представить в письменном виде собственную аргументированную точку зрения по теме дебатов. Работа сдается после игры. В ходе игры ученики могут задавать вопросы.
У1: Представление команды утверждения.
- Актуальность.
Мы утверждаем, что «Петр I является Великим реформатором», т.к.:
- в современной России актуален опыт Петра I в проведении реформ во всех сферах жизни общества;
- мы завершаем изучение темы о деятельности Петра I и считаем необходимым оценить личность Великого реформатора и его преобразования;
- надеемся, что в будущей своей деятельности мы будем использовать полученные знания.
- Определение ключевых понятий.
Реформатор - преобразователь; человек,
занимавшийся изменениями, переустройст-
вом чего-либо.
Великий - превосходящий общий уровень,
обычную меру, значение, выдающийся.
(Толковый словарь С.И. Ожегова)
В наш кейс включены два аспекта:
I аспект – политический.
Аргумент 1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления.
Доказательство: на смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату.
Аргумент 2. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью.
Доказательство: Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками малоэффективным учреждением.
II аспект – экономический.
Аргумент 1. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII-начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности.
Доказательство: к 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), те.е за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу.
Аргумент 2. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).
Доказательство: экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости).
Таким образом, мы утверждаем, что Петр I является великим реформатором.
Раунд вопросов
О3: 1. Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими предприятиями? 2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной?
О1: Представление команды отрицания.
Мы утверждаем, что «Петр I не является великим реформатором».
Мы принимаем определение ключевых понятий и актуальность, предложенные оппонентами, но не согласны с их аргументами.
Мы считаем, что проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, в связи с чем в 1722 году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена должность генерал-прокурора, что на наш взгляд привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Петр I не является великим реформатором». Мы готовы подтвердить свою точку зрения.
I аспект – социальный.
Аргумент 1. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.
Доказательство 1. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными.
Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов.
Аргумент 2. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.
Доказательство. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, банкирские восстания.
II аспект – культурный.
Аргумент 1. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в евпропейцев проводилось насильственными методами.
Доказательство: бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества.
Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев.
Доказательство: много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем.
Тем самым, Петр I не мог являться великим реформатором.
Раунд вопросов
У3: 1. Не кажется ли вам, что изменения
в культуре не сводятся только к бритью бород?
2. Как вы считаете, создание новых учебных
заведений, учебников, музеев, гражданского
шрифта являются прогрессивными явлениями в
культуре?
3. Как вы думаете, можно ли стать России великой
империей без сильной армии? Кто должен ее
содержать?
У2 - О2. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.
У3 - О3. Проводят сравнительный анализ позиций сторон и делают эффектное заключение.
Подведение итогов.
- Вопросы из зала.
- Голосование.
- Определение лучших спикеров.
Заключительная речь учителя.