Цель: дать представление обучающимся 9-х классов МБОУ “КСОШ № 4” о состоянии народного просвещения в Ямбургском уезде Петербургской губернии в начале ХХ века, показать роль Ямбургского коммерческого училища в образовании нашего края.
Задачи:
- Информировать обучающихся об истории создания и развития Ямбургского коммерческого училища (1907–1918).
- Ознакомить обучающихся с особенностями обучения и воспитания в Ямбургском коммерческом училище в прошлом веке.
- Воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, ценностного отношения к историческому прошлому родного края.
- Показать роль личности в истории, значимость вклада каждого гражданина в жизнь страны, общества, региона, Отечества.
- Ознакомить обучающихся с экспонатами школьного музея истории народного образования, связанными с деятельностью Ямбургского коммерческого училища.
- Показать роль Кингисеппского историко-краеведческого музея, школьного музея истории народного образования МБОУ “КСОШ № 4” в просветительской работе по теме “Ямбургское коммерческое училище” в городе Кингисеппе и Кингисеппском районе.
- Воспитывать у обучающихся МБОУ “КСОШ № 4” чувство гордости за свою школу,
- имеющую уникальную историю, преемницу Ямбургского коммерческого училища, основанного в 1907 году по инициативе общества “Просвещение” во главе с доктором Прохоровым Петром Николаевичем.
- Показать взаимосвязь между памятными датами 2014, 2015, 2016 годов, связанными с историей Ямбургского коммерческого училища.
- Формировать у обучающихся интерес к исследовательской деятельности по краеведению.
Введение.
В этом учебном году каждый из вас встанет перед выбором своего жизненного пути. Кто-то будет поступать в колледжи, техникумы Ленинградской области, среди вас есть и те, кто продолжит обучение в 10, 11 классах нашей школы. Уверенно шагает по Земле ХХІ век. Сегодня трудно представить школьную жизнь без компьютера, интернета, планшета, интерактивной доски, ЕГЭ и ГИА (ОГЭ ). И в тоже время не следует забывать о том, что было хорошего и интересного в старой школе. Какой была школа 100 лет назад? Какие предметы изучались, как проводили свое свободное время учащиеся в прошлом веке? Сегодня в нашем древнем городе Кингисеппе, которому насчитывается уже 631 год насчитывается 8 средних школ. А известно ли вам сколько школ было в Ямбурге (Кингисеппе ) в самом начале прошлого века? Затрудняетесь ответить? Я постараюсь вам помочь. В Ямбургском уезде в начале ХХ века были лишь начальные школы. В 1905 году в Ямбурге было 5 школ: 3 русских, немецкая, эстонская. Почему в городе были немецкая школа и эстонская ? Потому что в окрестностях Ямбурга находилось 3 немецких колонии: Порховская, Новолуцкая, Франфурктсакая. Здесь компактно проживали немцы – колонисты, прибывшие в Россию во времена Екатерины Второй. В те времена в черте города существовал и эстонский микрорайон, называемый “ чухонской деревней”. “В 1911 году в Ямбургском уезде было 108 школ (1896 г. – 72 школы, 1880 г. – 53 школы, 1873 г. – 51 школа ). Из 1000 детей обоего пола , возраста от 8-13 лет школу посещали в 1882 г.- 319 человек. В 1895 г. – 464 человека.” [8.С.2 приложение]. Дети состоятельных родителей могли продолжить образование в Нарвской гимназии, но это было дорогое удовольствие. Многие жители города Ямбурга и уезда не имели возможности учить своих детей дальше, ограничивались лишь начальным образованием. Ведь большинство средних учебных заведений было переполнено. Необходимо было выдержать вступительный экзамен, пройти конкурс. Следует отметить, что большинство средних учебных заведений России было расположено лишь в крупных городах. Не каждый уездный город в начале ХХ века имел среднюю школу. А известно ли вам, что из себя представлял город Ямбург в начале прошлого века? “Ямбург - это маленький уездный городок, более похожий на большую деревню, чем на город: в нем всего четыре тысячи населения. Лежит он при железной дороге, на реке Луге, и известен здоровым климатом и дешевизной жизни. В Ямбурге нет ни фабрик, ни заводов; со всех сторон город окружают хвойные леса” [18.С.7 ]. А наш земляк, ученик Ямбургского коммерческого училища, поэт, эмигрант “третьей волны”, осевший в Америке Борис Анатольевич Нарциссов впоследствии напишет в одном из своих сборников стихов:
“Я рос в уездном городке убогом.
Когда- то Ям, потом казенный Ямбург.
Как Миргород, был “нарочито невелик”,
Без фабрик, продукция - капуста, клюква,
Картофель и другой нехитрый овощ (слайд 11, приложение 1).
Кругом леса из черных елей и мхи заржавленных болот....”
Основное содержание экскурсии для обучающихся 9-х классов.
В 1907 году по инициативе Прохорова Петра Николаевича ( слайд 5, приложение 1), земского врача, талантливого организатора, ученого ямбургская интеллигенция возобновила свои хлопоты, организовав общество “Просвещение” и проведя среди жителей города опрос о необходимости уездного училища с совместным обучением детей обоего пола. 1 октября 1907 года в нанятом деревянном здании состоялся молебен перед началом занятий , и с этого дня коммерческое училище ямбургского общества “Просвещение” открыло свои двери для учащихся. “ Ямбургское коммерческое училище представляет собой редкий сравнительно случай среднего учебного заведения, возникшего по частной инициативе в почти деревенских условиях, но в нем нашлись люди с инициативой и энергией, настойчивостью которых и создано восьмиклассное коммерческое училище совместного обучения, обладающее правами правительственных учебных заведений.” [17.С.4.]. Лишь только в 1909 году было начато строительство здания Ямбургского коммерческого училища, а день был выбран не случайно. Как раз накануне Россия отметила двухсотлетний юбилей Полтавской битвы.. Правда реализовать проект удалось лишь на треть - не хватало денег. К сожалению Первая мировая война помешала постройке остальных частей. Здание ЯКУ, где сегодня размещается Кингисеппский историко – краеведческий музей, выделяется среди других построек своим внешним видом и придает неповторимый облик нашему городу (слайд 2, приложение 1). Это здание сложено из местного плитняка и красного кирпича, “было разрешено использовать камень от стен старой крепости” [14. С. 7.] Какие особенные черты у этого здания вы можете назвать? . Дом украшает металлический флюгер, на котором указан год закладки здания 1909. Интересно, а почему боковые окошки здания напоминают бойницы крепости, а башенка на фронтоне выполнена в форме шлема русского воина? Вы совершенно правы, здание Ямбургского коммерческого училища находится на городище древней крепости Ям, построенной в 1384 году новгородцами. Вероятно у вас возникает вопрос почему образовательное учреждение называлось коммерческим? Все дело в том, что идею с открытием учебного заведения в Ямбурге широко поддержало министерство торговли и промышленности, а также местные купцы. “Министерство торговли и промышленности выделило для строительства здания училища 8.000 рублей ”[14. С.7]. Так что вполне естественно, что училище стало называться коммерческим. Образование было платным, не все родители поэтому могли отправить сюда своих детей. Ведь кроме оплаты за обучение, нужно было купить школьную форму, а если ребенок был из деревни, то необходимо было оплатить полный пансион. Следует отметить, что в те времена совместное обучение мальчиков и девочек явление для царской России достаточно редкое (слайд 7, приложение 1). 29 августа 1910 первую часть здания торжественно освятили. Наконец-то в Ямбурге появилось образовательное учреждение, построенное по образцу лучших элитных европейских школ (слайд 7, приложение 1). “За границей уже давно осознали, какую опасность представляет воспитание подрастающего поколения в больших городах. В несравненно более нормальных и благоприятных условиях протекает жизнь и воспитание детей и юношества вдали от города- в деревне, в усадьбе, словом, где – нибудь на лоне природы. Вот почему за границей к тому времени было уже много школ, прекрасно оборудованных и расположенных в провинциальных уголках.” [18. С.5]
“Коммерческое училище – это среднее учебное заведение, в котором программа первых шести классов почти ничем не отличалась от программы соответствующих классов реального училища, а программа 2-х последних классов 7 и 8, напоминает программу 7, 8 классов мужской гимназии, но в общем значительно полнее последней. Существенная разница в том, вместо латинского языка в этих классах проходился курс бухгалтерии и корреспонденции. Кроме того в старших классах коммерческого училища проходятся политическая экономия и законоведение. Таким образом коммерческое училище является общеобразовательной школой с широкой программой по гуманитарным наукам, естественной истории и математике. Программа коммерческого училища отличается стройностью и согласованностью проходимых предметов и более отвечает запросам современной жизни , чем программа какого-либо другого среднего учебного заведения.” [18. С.7]. “К началу 2012–2013 учебного года в училище обучалось 213 учеников (118 мальчиков, 95 девочек). Преподавательский персонал к началу 1912–2013 года состоял из 17 лиц, из которых 11 имеют дипломы высших учебных заведений” [18. С.18]. За каждым классом закреплялись классные наблюдатели, которые следили за успеваемостью и поведение учащихся , наблюдали со школьным врачом за их здоровьем, сообщали родителям о неуспевающих учениках. “В воспитательном отношении училище придерживалось главным образом, способов нравственного воздействия на учеников. Наказания не изгнаны совершенно, но прибегать к ним приходится редко.” [18. С.18 ]. Как вы думаете ,ребята, чьи функциональные обязанности частично напоминает работа классных наблюдателей сегодня? Совершенно верно, классных руководителей. Следует отметить, что физическому воспитанию. учащихся в Ямбургском коммерческом училище уделялось большое внимание.
В училище была введена сокольская гимнастика. А кто может рассказать о ее истории, особенностях? Благодарю наших гимнасток, которые много лет занимаются этим видом спорта и знают, что сокольская гимнастика стала основой современной спортивной гимнастики. Впервые она появилась в Австро-Венгрии, ее основателем был профессор пражского университета Мирослав Тырш (1832- 1884 г.г.). Сокольская гимнастика была первой славянской системой физического воспитания, получившей широкое признание в Росси в конце 19 века, начале 20 века. Особенно популярна сокольская гимнастика была в военных училищах дореволюционной России. “Сокол”- символ свободы, мужества, независимости. Шагом вперед являлось то, что обращалось большое внимание на красоту, свободу выполнения упражнений (упражнения строевые, упражнения с предметами, упражнения на снарядах, массовые упражнения и пирамиды).
“В здании Ямбургского училища был устроен великолепно оборудованный медпункт, такой, что иная земская больница позавидовала бы, где имелся и свой врач [5. С.15 ]. “На Всероссийской Гигиенической выставке 1913 года в Петрограде училищу была присуждена золотая медаль за правильную организацию врачебного надзора за учащимися и за программу по гигиене” [18. С.11]. Следует отметить, что Ямбургское коммерческое училище являлось культурным центром города (благотворительные концерты, спектакли, подготовленные учителями учениками на русском и иностранных языках). Частыми гостями здесь были и учащиеся из Нарвской гимназии. Перед вами на данной витрине музея представлены программы спектаклей ЯКУ “Дух сомнений”, “Белоснежка”. Обращаю ваше внимание на фамилии артистов: Фраунштейн, Лютер, Ойя, Варм, Семенова, Шель, Каубиш, Пажинская, Кайст и т.д. Какой вывод можно сделать?
Да, действительно в Ямбургском коммерческом училище учились дети разных национальностей: русские, эстонцы, немцы, финны, ижоры, евреи. Они жили дружно, их объединяли большой познавательный интерес к учебным предметам, любовь к спорту, активная творческая деятельность в школе. Обратите внимание на уникальный экспонат нашего музея – альбом “Воспоминания о Ямбургском коммерческом училище (1907 – 1918 гг.)”, подаренный выпускниками ЯКУ. Когда составлялся этот альбом, то многим выпускникам было уже более 70 лет. Их разбросала судьба по разным уголкам нашей страны, но они нашли время для того , чтобы рассказать нам о своей замечательной школе, которой были благодарны всю свою жизнь. Целых пять лет инициативная группа выпускников собирала материалы о судьбах своих школьных соратников, проводила встречи в разных городах нашей необъятной Родины прежде чем сделать удивительный подарок юным поколениям выпускников на свой пятидесятилетний юбилей со дня окончания ЯКУ. Выпускники Ямбургского коммерческого училища так отзывались о школьных годах, проведенных в данном учебном заведении: “Директор, учителя, ученики – это была одна дружная семья. Были научные кружки, струнный оркестр. Устраивали спектакли, всевозможные вечера. Нашими руководителями было сделано все для нашего образования и развития”. Согласитесь, что это очень высокая оценка учительского труда. Через всю свою жизнь они пронесли благодарность к своим наставникам, к учебному заведению, которое дало им путевку в жизнь
Первый выпуск Ямбургского коммерческого училища состоялся в июне 1914 года. Пять учащихся закончили школу с золотыми медалями. (слайд 3, приложение 1). Обратите внимание на 3 фотографии Что объединяет 2 фотографии из 3-х? Вы совершенно правы, что заметили у выпускников ЯКУ памятные серебряные нагрудные знаки (слайд 6, приложение 1), которые им вручались вместе с документом об образовании. У других выпусков ЯКУ они будут точно такими же, отличаться лишь будут годами окончания школы. Выпускники ЯКУ бережно хранили в своих семьях и передавали их от поколения к поколению. Эти дорогие их сердцу памятные знаки, пережили Первую мировую войну, Революцию, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну. Большинство выпускников хранили их в России, а те кто волею судьбы оказался за границей, вспоминали счастливые годы детства глядя с нежностью на маленький серебряный значок. Многие выпускники 1914 года были в числе первых специалистов, окончивших первые советские высшие учебные заведения. Среди них и Чарыгин Михаил Михайлович - выдающийся ученый, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Чарыгин М.М., ученик И.М. Губкина, за свои успехи в работе был награжден орденом Ленина, орденом Знак почета, орденами Трудового Красного Знамени. (Московский институт нефти и газа им. И.М. Губкина). В нашем школьном музее бережно хранится его учебник для студентов “Общая геология” с дарственной надписью выпускника ЯКУ 1914 года Чарыгина М.М, а рядом вы видите письма, которые были отправлены им в нашу школу. Несмотря на огромную занятость, Михаил Михайлович находил время узнать о школьных делах и рассказать о своих годах учебы в Ямбурге (слайд 4, приложение 1).
Мы по праву гордимся нашим земляком, который закончил школу с золотой медалью и стал одним из ведущих специалистов в стране в области геологии. Уникальные школьные экспонаты помогли нам совершить небольшое путешествие в прошлый век, узнать много нового о первой средней школе Ямбургского уезда, о ее роли в образовании нашего края.. Мы с вами всегда должны помнить, что наша школа – преемница Ямбургского коммерческого училища. Ни одна школа нашего города и района не имеет такую уникальную историю. Если посмотреть на Ямбургское коммерческое училище с позиций современности, то следует заметить, что “училище готовило дипломированных коммерсантов с образованием, равным колледжу. То есть фактически выпускники выходили со степенью бакалавра. Это знание 2-х иностранных языков, глубокое изучение естественных наук, основательная гуманитарная подготовка. А преподавали изучаемые здесь предметы учителя с академическим образованием.” [5. С.15]. Да, именно из коммерческого училища по нашей Ямбургской земле пошел дух просветительства. Ямбургское коммерческое училище было гордостью не только города и уезда, но имело резонанс и во всей России. “Грамотности населения Ямбургского уезда могли только позавидовать: на 60 тысяч человек, числившихся в уезде 14.400 были грамотными .
Наш Ямбургский уезд по официальной статистике по грамотности занимал второе место в Петербургской губернии и шестое место по всей России! [4. С.13.]. Не случайно, что “ среди призывников срочной службы 1913 года в Ямбургском уезде 90% были грамотны и практически 100% здоровы [4. С. 13]. В 2007 году благодаря совместной работе Кингисеппского историко – краеведческого музея и музея истории образования МБОУ “Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 4” появилась выставка, посвященная 100- летию Ямбургского коммерческого училища. Выставка сначала экспонировалась в городском музее, а затем в МБОУ “КСОШ № 4”. Это был совместный проект, благодаря которому жители города и учащиеся узнали много нового об образовании в нашем крае в прошлом веке ( слайд 14,15 приложение 1). В 2010 году зданию, где размещалось ЯКУ исполнилось ровно 100 лет . С той поры это здание, где сейчас располагается городской краеведческий музей, с любовью называют “дом, дышащий историей”(слайд 16, приложени1 ). И это действительно так.
Учащиеся МБОУ “КСОШ № 4” принимают активное участие в проектной деятельности по краеведению, рассказывают о наших замечательных земляках своим ровесникам (слайды 12, 13). Как в нашей жизни все тесно переплетается! ! Целая цепочка дат краеведческого календаря прослеживается всего лишь в одной раскрытой мною теме. Все они связаны между собой и составляют единое целое: в 2014 году исполнилось 100 лет со дня 1 выпуска Ямбургского коммерческого училища, где закончил школу с золотой медалью выдающийся ученый в области геологии Чарыгин Михаил Михайлович. В 2015 году исполнилось 105 лет со дня открытия здания ЯКУ; 150 лет Ямбургскому земству ; 175 лет со дня основания в Ямбурге первой уездной больницы; 110 лет со дня рождения в Ямбурге Аренсбургера Константина Евгеньевича (1905–1985), ученика Ямбургского коммерческого училища, химика, писателя, режиссера-любителя (слайд 10, приложение 1). В годы Гражданской войны уехал в Эстонию, затем в Германию. С 1950 года жил в США (штат Калифорния). С большим интересом читаешь его воспоминания о старом Ямбурге, о первом ямбургском отряде бойскаутов в котором он состоял ( слайд 9, приложение 1); 85 лет со дня образования Московского института нефти и газа им. И.М. Губкиная. ; 40 лет назад (1975) вступило в строй новое здание школы № 4 г. Кингисеппа; 35 лет назад (1980) Центральной районной больнице г. Кингисеппа присвоено имя земского врача Прохорова Петра Николаевича. (1852-1920). В 2016 году исполнится 110 лет со дня рождения Нарциссова Бориса Анатольевича, ученика Ямбургского коммерческого училища, русского поэта, эмигранта “третьей волны”, переводчика, журналиста, химика. Жил и работал в эмиграции (Эстония, Германия, Австралия, США). “Жизнь Бориса Анатольевича сложилась непросто, недаром он называл себя “скитальцем”. Его имя хорошо известно сегодня лишь главным образом знатокам эмигрантской поэзии. “Борис Нарциссов – поэт, ни на кого в русском зарубежье непохожий” - отметил Б. Филиппов [7. С.5 ]. Открываю школьную тетрадь и читаю строчки из сочинения одной из выпускниц школы: “С чего начинается Родина? Для меня она начинается с малой Родины, с города Кингисеппа, родной школы, со школьного музея. Школа № 4 отличается от других школ города. Свою историю она ведет от Ямбургского коммерческого училища. В 1975 году учителя и ученики переехали из cтарого здания в новую и просторную школу. В новое здание они взяли с собой память прошлых лет и традиции старой школы. Новая и старая школа – одно целое”.. Дотронуться сердцем до Родины... Это ли не великое счастье? Жить на земле, где ты родился, впервые сел за школьную парту и написал самые первые в своей жизни слова. Замечательный писатель Виталий Валентинович Бианки говорил: “ Краевед - прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край и это помогает ему понять многое, что недостаточно пониманию равнодушных ... Таким охотником может быть всякий, стоит только начать, а там так увлечешься, что и не бросишь”.
Список литературы
1.Абрамов В. Народное образование в Ямбургском уезде // Время.1997. № 66. С.5
2. Аренсбургер К.Е. (США) Воспоминания старшего патрульного 1-го Ямбургского отряда бойскаутов // Михайлов день 1-й. – Кингисепп. 2005. С. 329- 345.
3. Белобородов А. 175 лет на страже народного здравия // Восточный берег .№ 11. С.19. 4. Власов Д. Ямбургский уезд по грамотности занимал шестое место в России. // Восточный берег.2010 № 22. С. 13..
5. Власов Д. В чистых фартучках на Грязной улице ( 100 – летие Ямбургскому коммерческому училищу) // Восточный берег 2007. № 43. С.15.
6. Власов Д. Земские школы в Ямбургском уезде // Восточный берег. 2007. № 35. С.21.
7. Глезеров С. “ ...Я путь скитальца устремил...” // Вести.2006. № 12. С.5. 8.Жулев П. Н, Очерк истории Кингисеппского уезда и города Кингисеппа.- Кингисепп. 1924.
9. Лисицин С.А. и др. История и культура Ленинградской земли с древнейших времен до наших дней. СПб.: Специальная литература. 2003.
10. Прохоров Б.Б. Жил - был доктор.- Москва – Кингисепп (историко-краеведческие очерки) – СПб.: Химиздат. 2007.
11. Тринев В. П.Служение любви и сострадание ( 150 лет П.Н. Прохорову) // Время 2001. № 96-99, 2002, № 1-8.
12.Тринев В. П.Прохоров. Светя другим, сгораю сам // Время. 1991. № 67- 72.
13 Тринев В. П. Достойные доброй памяти (рассказ о земском враче П.Н. Прохорове) // Время. 1992. № 20.
14. Тринев В.П. Ямбургское коммерческое // Восточный берег. 2002. № 42. С.7.
15. Тринев В.П. Доктор Прохоров // За коммунизм. 1977. 15 января.
16. Тушина Н.Т. Куст рябины да алой смородины... (о Борисе Нарциссове, поэте-эмигранте, ученике Ямбургского коммерческого училища) // Вести. 2006 12 августа. С.4.
17. Ямбургское коммерческое училище. История его возникновения и условия существования. Под ред. Совета общества “Просвещение”. Нарва. Типография А.Г. Григорьева. 1915.
18..Ямбургское коммерческое училище. Вниманию родителей. Под ред. Совета общества “Просвещение”. Нарва. Типография А.Г. Григорьева. 1915.