Урок «Древняя Греция»
Цель: познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции.
Задачи:
- Продолжить формирование умений сравнивать природные условия и географическую среду Египта и Древней Греции.
- Анализировать исторические документы и иллюстрации; работать с исторической картой.
- Воспитание чувства толерантности по отношению к другим государствам.
Учебное оборудование: карта «Крито-микенская цивилизация», доска, проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
План:
- Природа и местонахождение Древней Греции и острова Крит;
- Откуда мы узнаем о древних греках.
На доске записана тема урока, основополагающий вопрос: «Что общего в природных условиях и жизни Египта и Древней Греции? В Чем различия?»;
Проблемные вопросы:
- Где расположена Древняя Греция?
- Какими морями она омывается?
- Какая местность на территории этой страны?
- Какие занятия существовали у жителей Греции?
- Существовала ли письменность и религия?
1. Рассказ учителя.
Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они оставили народам мира богатое наследие: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире; прекрасные мраморные и бронзовые статуи, великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас. Это «Илиада» и «Одиссея» – героические поэмы о том, как греки осаждали Трою, и о скитаниях одного из участников войны – Одиссея.
Не надо забывать и того, что Древняя Греция является колыбелью европейской культуры. В повседневной жизни мы сталкиваемся с теми культурными явлениями, которые возникли в Греции. Так, театр, лирика, скульптура, архитектура, философия, наука, математика – все это творение рук греков. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя – эллинами (греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже). Поэтому свое путешествие по Древней Греции мы начинаем с природных условий и местоположения.
А почему начинаем знакомство с природы и местоположения Греции?
2. Работа с картой (с.31, 111 учебника; настенная карта).
Совершим плавание из дельты реки Нила на северо-запад. Приближаемся к острову продолговатой формы. Как он называется?... Крит считается частью Европы, на этом острове возникло древнейшее в Европе государство ( с ним познакомимся чуть позже). Плывем дальше в том же направлении и достигаем берегов Греции. Греция – европейская страна, она расположена на юге Балканского полуострова. Природа разделила Грецию на три части: Южную, Среднюю и Северную. Посмотрите на легенду карты и скажите:
- Какими морями она омывается?
- Каким знаком на карте обозначены границы территории, заселенные греческими племенами?
- Каким знаком обозначены древние города греков?
- Назовите их?
- Назовите самый большой остров, бывший частью Греции?
- Какой город является современной столицей Греции?
3. Работа в группах.
Каждая группа получает документ и к нему вопросы. Прочитав документ, группа должна составить по вопросам небольшой рассказ.
Карточка – группы 1.
Природа Греции.
Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями, отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией.
Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло огромную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты, которые удобны для стоянки судов. Море богато рыбой и моллюсками. Еще детьми греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управляющий кораблем с помощью большого весла. Плавание было в древние времена каботажным (вдоль берегов).
Из книги С.Я.Лурье «История Греции», Л.,1940.
Вопросы к документу:
- Какое море омывает Грецию?
- Почему греки плавали только вдоль берегов?
- Чему учились греки, будучи детьми?
- Развитию, какого ремесла способствовали природные условия?
- Чем было богато море?
Карточка – группы 2.
Природа Греции.
Греция – горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции – Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, они верили, что там расположены дворцы богов.
В горах Греции было много полезных ископаемых: руды – железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея) и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня.
Каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое – где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.
В горах в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот.
Из книги С.Я. Лурье «история Греции», Л.,1940.
Вопросы к документу:
- Назовите самую высокую гору Греции?
- Какими полезными ископаемыми богата Греция?
- Чем покрыты склоны гор?
- Развитию, каких видов занятий способствовали природные условия?
- Какие животные водились?
Карточка – группы 3.
Природа Греции.
В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке – не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40 в тени) – выгорает трава, и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький речек течет по дну русла. Неудивительно поэтому, что источникам и горным ключам воздавались большие почести.
Из книги С.Я.Лурье «История Греции», Л.,1940.
Вопросы к документу:
- Были ли здесь такие крупные реки, как Нил?
- В какое время года реки переполняются?
- Благодаря чему это происходит?
- Когда реки мелеют?
- Развитию, каких занятий у греков способствуют реки?
4. Выводы, полученные в результате работы с документами.
5. Проверка опережающего домашнего задания (ученик или ученица готовит рассказ об раскопках на о. Крит).
III. Закрепление изученного на уроке.
1. Беседа по вопросам:
- Что общего в природных условиях и жизни жителей Египта и Греции?
- В чем различия?
2. Задания №1, 2 в парах. Чья пара быстрее выполнит задание, поднимает руку.
Задание №1.
Впишите недостающие слова.
Греция расположена в Европе, в южной части_______________________________полуострова.
На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них ________________.
Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города: ___________________________________________________.
Задание №2.
Впишите недостающие слова.
Цари Крита стали властвовать на __________________море.
В царском дворце на Крите солнечный луч и воздух поступали через отверстия в крыше. Такое отверстие называют ________________________________________________________.
Стены критских дворцов были украшены картинами, написанными на сырой штукатурке. Такая картина называется ____________.
Критское царство погибло в 15-м веке до н.э. в результате ____________________________________________________.
IV. Оценки.
V. Домашнее задание: п. 24 , в рабочей тетради задания по теме «Греки и критяне».
Урок «Древнее Двуречье»
Цель: познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья.
Задачи:
- Продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;
- Анализировать исторический документ, работать с исторической картой.
- Воспитание толерантности по отношению к другим государствам и народам.
Учебное оборудование: доска, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», проектор, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
План:
- Природные и климатические условия Двуречья.
- Занятия жителей Двуречья.
- Религия и письменность древних жителей Двуречья.
На доске записана тема урока, основополагающий вопрос: «что общего в природных условиях и жизни жителей Египта и Двуречья? В чем различия?» и проблемные вопросы:
- Где расположена страна Двуречье?
- Почему Евфрат называют «великой перевернутой рекой»?
- Какая местность по берегам Тигра и Евфрата?
- Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
- Существовала ли письменность и религия?
1. Рассказ учителя.
Мы закончили знакомство с историей Древнего Египта и переходим к изучению новой темы. Обратимся к карте и представим себе, что из Египта, а мы знаем, что египтяне участвовали в длительных походах. Напомните, при каком фараоне египтяне совершили больше всего походов? На каком материке находится Египет? Правильно, при Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как же можно было добраться до этой реки?
2. Работа по карте (с.31 учебника, настенная карта, слайды).
Оказывается из дельты реки Нил через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся знакомые нам страны: Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне мы доберемся до реки Евфрат. Пересекая перешеек и попадая на Синайский полуостров, мы покинули материк Африка и перешли в новый материк – Азия. Река Евфрат, как и параллельно текущая ей река Тигр, берут свое начало в Закавказье, текут с севера на юг, впадая в Персидский залив. Эти реки, как и река Нил дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Страна это носит название – Двуречье, так как расположена между двумя реками.
Вопросы по карте:
- Через какие страны проходил наш путь?
- До какой мы добрались реки?
- Куда она впадает?
- Как называется государство?
Делаем вывод, что страна расположена в Передней Азии.
3. Решение исторической задачи.
Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»
Вопросы:
- Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы?
- Почему они назвали Евфрат «великой перевернутой рекой»?
4. Работа с историческим документом.
Исторический документ.
Геродот. История.
193 … Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, а (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…
- Какая земля существовала в Древнем Двуречье?
- Какие культуры выращивали жители это страны?
- Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
5. Решение задачи.
Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежащих ученикам школы будущим писцам. На этих табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?
6. Рассказ учителя.
Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных табличках. Позже из глины научились делать кирпичи и строить из них дома, храмы и дворцы.
7. Подведение итогов изученного на уроке.
III. Закрепление изученного на уроке.
1. Беседа по вопросам:
- Что было общего в природных условиях жителей Египта и Двуречья?
- В чем различия?
2. Решение кроссворда.
3. Работа по карте.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: прочитать параграф 13, выполнить контурную карту.