Форма проведения: урок-путешествие.
Цели урока:
- систематизировать знания учащихся о процессах, явлениях, разрушавших традиционное общество в 16-17 вв.;
- развивать умение составлять причинно-следственную связь между процессами, событиями, имевшими место в данный период;
- развивать навыки коллективной работы, работы в группе;
- вызвать интерес к Раннему Новому Времени;
Оборудование:
- карта «Великие географические открытия»;
- корабль с отделяющимися парусами;
- презентация «Живопись эпохи Возрождения»;
- музыкальное сопровождение: «Шум моря», «Капитан, капитан, улыбнитесь...»
- карточки с именами путешественников;
- названия городов под цифрами;
- сигнальные карточки с цифрами;
- анкета для жюри.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает ученикам тему, цели урока, формы организации деятельности школьников.
- Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок-путешествие. Мы будем путешествовать по морям и океанам, по странам и городам, но и еще по времени.
- Как вы думаете, в какое время мы поплывем?
- Что это за время, которое мы называем Р.Н.В., где появился этот термин, когда, что обозначает?
- Как называется общество Р.Н.В.?
- Я знаю, вы конечно уже взрослые, но даже взрослые люди в душе хоть когда-нибудь хотят побыть детьми, возвратится в детство, в юность, и сегодня, я думаю, у нас будет такая возможность.
- Отправимся мы в путешествие вот на таком корабле, который называется «Мечта».
- Сегодня работаем в группах, нужны помощники (выбор жюри).
II. Организация игровой деятельности.
- Цель определена, корабль есть, нужна команда.
1) Д/З Представление команд (жюри, баллы).
2) Остановка «Португалия» (музыкальное сопровождение «шум моря»)
- Почему? Каких первооткрывателей можете назвать?
а) Ребятам выдаются карты, и предлагается за минуту вспомнить и нарисовать маршрут одного из первооткрывателей данной эпохи. Выбираются карточки с именами моряков для каждой группы.
б) Игра «Снежный ком». Первая команда отвечает на вопрос, (передает ком др. команде) вторая повторяет ответ первой команды и называет свой ответ и т.д.
- Что изменилось в Европе в результате В.Г.О.? (жюри, баллы)
3) Остановка «Италия»
- Почему? Докажите.
а) «Архитектура эпохи Возрождения».
На доске под цифрами названия городов 1 Флоренция. 2 Рим. 3 Венеция. На партах сигнальные карточки с цифрами. Учитель читает текст, в котором упоминаются памятники архитектуры, имена мастеров и наглядно. (Презентация.)
Учитель: 1Венеция, 2Флоренция, 3Рим;
Дети: 3, 1, 2;
1 . Этот город долгое время считался центром эпохи Возрождения. Оправдывая свое название лат. («Цветущий город») был богатым и процветающим. Горожане города были воспитаны гуманистами в духе преклонения перед античным искусством. Славу города преумножил один из самых богатых и влиятельных родов-Медичи, а особенно Лоренцо Великолепный. В этом городе создавались самые знаменитые церкви и палаццо 16 в. Церковь Санта Мария-Магдалена, палаццо Пацци, Этот город был поистине родным городом Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи. (Флоренция)
2. Этот город в 15-16 вв. становится одним из центров Возрождения. Он приобрел ведущее значение в развитии итальянской архитектуры: палаццо ди Венеция, Ватиканский папский дворец, собор св. Петра - архитектором которого был Браманте. В конце 16 вв. Доминика Фонтана по приказу папы Сикста 5 предпринял грандиозную перестройку основных улиц города, соединив крупнейшие паломнические базилики города единой сетью дорог, пересечения которых – площади - были украшены великолепными памятниками архитектуры и фонтанами. На одной из площадей стала красоваться Сикстинская капелла, в оформлении которой принимали участие приглашенные мастера: Микеланджело, Рафаэль. ( РИМ)
3. Архитектурный облик этого города сложился в 14-16 вв. Богато декорированные здания церквей, фасады дворцов с ажурными галереями, мосты, узкие кривые улочки со сплошными рядами 3-4- этажных домов, множество каналов, придают городу характер праздничный и живописный. В центре города площадь Сан-Марко с 5-купольным собором святого Марка. Крупнейшим архитектором города был А. Палладио, украшавший город многочисленными виллами в «Римском стиле: виллы Барбаро, Библиотека, театр Олимпико и др. В этом городе жили и творили такие живописцы, как Веронезе, Тициан, Беллини и др. (ВЕНЕЦИЯ) (жюри, баллы).
б) «Живопись эпохи Возрождения».
Команды получают чистые листы, подписывают № команды, на презентации репродукции картин. Дети должны по порядку написать имя автора и название произведений.
- Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джаконда)»
- Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
- Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
- Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец»
- Рембрандт Ван Рейн «Возвращение блудного сына»
- Микеланджело «Сотворение Адама»
Листы собираются, проверяем по командам
- Почему эти картины мы относим к эпохе Возрождения? (жюри, баллы)
4) Остановка « Край света».
- Продолжаем путешествие и отправляемся на край света, а куда же это? Ведь по представлениям средневековых ученых он был.
- В Р.Н.В. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания. На этой основе складываются новые представления о вселенной, рождаются новые методы исследования природы.
- Сейчас послушаем эти представления, достижения.
Представитель от команды должен за минуту рассказать суть учения любого ученого или изобретателя, (жюри, баллы).
5) Oстановка «Германия».
- Почему Германия? Что такое Реформация? Что произошло в результате Реформации?
Посовещавшись в группах, ребята должны ответить на вопрос:
- Кто из деятелей Реформации мог сказать эту фразу?
- Я здесь стою, и не могу иначе, да поможет мне Бог (Лютер)
- Власть должна быть отдана простому народу (Мюнцер)
- Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу должны признать ее черной (И. Лайола)
- Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков (Филипп 2)
- Молись и работай (Ж.. Кальвин) (жюри, баллы)
6) Конкурс капитанов.
Учитель говорит о том, что в конце плавания моряки сворачивают паруса, ставят корабль на якорь, наводят порядок. И предлагает командам «разобрать» корабль. А именно: по очереди выходят к кораблю капитаны, снимают по одной прикрепленной детали, читают понятие и дают его определение.
Жюри подсчитывают балы, музыкальное оформление: Капитан, капитан, улыбнитесь...
Абсолютизм, Возрождение, Гуманизм, Реформация, фермеры.
III. Подведение итогов уроков.
- К сожалению, путешествие наше заканчивается, но я думаю, что мы его продолжим на следующих уроках. Нас многое еще ждет впереди. Подсчитывает количество баллов, выбирается команда-победитель, награждение, оценки за урок.
IV. Домашнее задание: составить тест по изученной теме.