Раннее Новое время (ХVI–XVII вв.). 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Форма проведения: урок-путешествие.

Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся о процессах, явлениях, разрушавших традиционное общество в 16-17 вв.;
  • развивать умение составлять причинно-следственную связь между процессами, событиями, имевшими место в данный период;
  • развивать навыки коллективной работы, работы в группе;
  • вызвать интерес к Раннему Новому Времени;

Оборудование:

  • карта «Великие географические открытия»;
  • корабль с отделяющимися парусами;
  • презентация «Живопись эпохи Возрождения»;
  • музыкальное сопровождение: «Шум моря», «Капитан, капитан, улыбнитесь...»
  • карточки с именами путешественников;
  • названия городов под цифрами;
  • сигнальные карточки с цифрами;
  • анкета для жюри.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает ученикам тему, цели урока, формы организации деятельности школьников.

- Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок-путешествие. Мы будем путешествовать по морям и океанам, по странам и городам, но и еще по времени.

- Как вы думаете, в какое время мы поплывем?

- Что это за время, которое мы называем Р.Н.В., где появился этот термин, когда, что обозначает?

- Как называется общество Р.Н.В.?

- Я знаю, вы конечно уже взрослые, но даже взрослые люди в душе хоть когда-нибудь хотят побыть детьми, возвратится в детство, в юность, и сегодня, я думаю, у нас будет такая возможность.

- Отправимся мы в путешествие вот на таком корабле, который называется «Мечта».

- Сегодня работаем в группах, нужны помощники (выбор жюри).

II. Организация игровой деятельности.

- Цель определена, корабль есть, нужна команда.

1) Д/З Представление команд (жюри, баллы).

2) Остановка «Португалия» (музыкальное сопровождение «шум моря»)

- Почему? Каких первооткрывателей можете назвать?

а) Ребятам выдаются карты, и предлагается за минуту вспомнить и нарисовать маршрут одного из первооткрывателей данной эпохи. Выбираются карточки с именами моряков для каждой группы.

б) Игра «Снежный ком». Первая команда отвечает на вопрос, (передает ком др. команде) вторая повторяет ответ первой команды и называет свой ответ и т.д.

- Что изменилось в Европе в результате В.Г.О.? (жюри, баллы)

3) Остановка «Италия»

- Почему? Докажите.

а) «Архитектура эпохи Возрождения».

На доске под цифрами названия городов 1 Флоренция. 2 Рим. 3 Венеция. На партах сигнальные карточки с цифрами. Учитель читает текст, в котором упоминаются памятники архитектуры, имена мастеров и наглядно. (Презентация.)

Учитель: 1Венеция, 2Флоренция, 3Рим;

Дети: 3, 1, 2;

1 . Этот город долгое время считался центром эпохи Возрождения. Оправдывая свое название лат. («Цветущий город») был богатым и процветающим. Горожане города были воспитаны гуманистами в духе преклонения перед античным искусством. Славу города преумножил один из самых богатых и влиятельных родов-Медичи, а особенно Лоренцо Великолепный. В этом городе создавались самые знаменитые церкви и палаццо 16 в. Церковь Санта Мария-Магдалена, палаццо Пацци, Этот город был поистине родным городом Микеланджело, Боттичелли, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи. (Флоренция)

2. Этот город в 15-16 вв. становится одним из центров Возрождения. Он приобрел ведущее значение в развитии итальянской архитектуры: палаццо ди Венеция, Ватиканский папский дворец, собор св. Петра - архитектором которого был Браманте. В конце 16 вв. Доминика Фонтана по приказу папы Сикста 5 предпринял грандиозную перестройку основных улиц города, соединив крупнейшие паломнические базилики города единой сетью дорог, пересечения которых – площади - были украшены великолепными памятниками архитектуры и фонтанами. На одной из площадей стала красоваться Сикстинская капелла, в оформлении которой принимали участие приглашенные мастера: Микеланджело, Рафаэль. ( РИМ)

3. Архитектурный облик этого города сложился в 14-16 вв. Богато декорированные здания церквей, фасады дворцов с ажурными галереями, мосты, узкие кривые улочки со сплошными рядами 3-4- этажных домов, множество каналов, придают городу характер праздничный и живописный. В центре города площадь Сан-Марко с 5-купольным собором святого Марка. Крупнейшим архитектором города был А. Палладио, украшавший город многочисленными виллами в «Римском стиле: виллы Барбаро, Библиотека, театр Олимпико и др. В этом городе жили и творили такие живописцы, как Веронезе, Тициан, Беллини и др. (ВЕНЕЦИЯ) (жюри, баллы).

б) «Живопись эпохи Возрождения».

Команды получают чистые листы, подписывают № команды, на презентации репродукции картин. Дети должны по порядку написать имя автора и название произведений.

  1. Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джаконда)»
  2. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
  3. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
  4. Питер Брейгель Старший «Крестьянский танец»
  5. Рембрандт Ван Рейн «Возвращение блудного сына»
  6. Микеланджело «Сотворение Адама»

Листы собираются, проверяем по командам

- Почему эти картины мы относим к эпохе Возрождения? (жюри, баллы)

4) Остановка « Край света».

- Продолжаем путешествие и отправляемся на край света, а куда же это? Ведь по представлениям средневековых ученых он был.

- В Р.Н.В. происходит бурное развитие науки, прежде всего в области естествознания. На этой основе складываются новые представления о вселенной, рождаются новые методы исследования природы.

- Сейчас послушаем эти представления, достижения.

Представитель от команды должен за минуту рассказать суть учения любого ученого или изобретателя, (жюри, баллы).

5) Oстановка «Германия».

- Почему Германия? Что такое Реформация? Что произошло в результате Реформации?

Посовещавшись в группах, ребята должны ответить на вопрос:

- Кто из деятелей Реформации мог сказать эту фразу?

- Я здесь стою, и не могу иначе, да поможет мне Бог (Лютер)

- Власть должна быть отдана простому народу (Мюнцер)

- Если церковь определила, что вещь, кажущаяся нам белой, черна, мы сразу должны признать ее черной (И. Лайола)

- Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков (Филипп 2)

- Молись и работай (Ж.. Кальвин) (жюри, баллы)

6) Конкурс капитанов.

Учитель говорит о том, что в конце плавания моряки сворачивают паруса, ставят корабль на якорь, наводят порядок. И предлагает командам «разобрать» корабль. А именно: по очереди выходят к кораблю капитаны, снимают по одной прикрепленной детали, читают понятие и дают его определение.

Жюри подсчитывают балы, музыкальное оформление: Капитан, капитан, улыбнитесь...

Абсолютизм, Возрождение, Гуманизм, Реформация, фермеры.

III. Подведение итогов уроков.

- К сожалению, путешествие наше заканчивается, но я думаю, что мы его продолжим на следующих уроках. Нас многое еще ждет впереди. Подсчитывает количество баллов, выбирается команда-победитель, награждение, оценки за урок.

IV. Домашнее задание: составить тест по изученной теме.