Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с правлением Ярослава Мудрого, его внешней и внутренней политикой

Задачи:

  • выяснить основные черты политики князя Ярослава Мудрого;
  • продолжить формирование умения работать с документами, сравнивать, делать выводы;
  • воспитывать интерес и уважение к отечественной истории;

Основные понятия: боярин, вотчина, наместник, династический брак, общество, политика, посадник, усобицы, холопы;

Оборудование: карта, презентация

План урока:

1. Борьба сыновей Владимира за власть;

2. Внешняя политика князя Ярослава;

3. Внутренняя политика князя Ярослава:

  • создание “Русской Правды”;
  • управление государством;

4. Фомирование древнерусской народности;

5. Земельные отношения. Основные слои населения.

Ход урока

1. Опрос по домашнему заданию.

Для отдельных учащихся проводится в письменном виде с помощью заданий на карточках. Всем остальным предлагается на доске кроссворд.(Е.Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 кл. М.,2006., с.59-60)

Презентация.

2. Изучение нового материала.

А).вводная часть:

Учитель объявляет тему урока (слайд №1)

Мотивационный момент:

  • Почему князь Ярослав получил прозвище “Мудрый”?

Учитель объявляет цель урока и его план (слайд №2)

Б). борьба за власть сыновей Владимира.

Рассказ учителя добавляет текст презентации (слайд №3, №4, №5). Учащиеся записывают в тетрадь определение слова“усобицы” , “политика” и годы правления князя Ярослава.

  • Как вы думаете, почему в борьбе со Святополком одержал победу Ярослав?
  • Почему Ярослав не стал бороться с другим братом-Мстиславом, разделил с ним власть?
  • Какие последствия для государства имело участие кочевников в княжеских столкновениях?

В).внешняя политика князя Ярослава. (слайд №6)

Учащиеся самостоятельно читают материал учебника с.47-48 и текст слайда

  • Какие направления во внешней политике Ярослава?
  • Дайте характеристику внешней политики Ярослава?

После ответов учащихся (слайд №7) с пояснением учителя (Золотые ворота Киева –место, через которое проезжали послы других стран)

Г).внутренняя политика Ярослава (слайд №8)

Демонстрация слайда №9. Учащиеся читают текст слайда, а учитель комментирует иллюстрацию “Суд во времена “Русской правды”;

  • Почему историк В.Кожинов считает, что “именно Ярослав окончательно утвердил великую государственность на Руси”?

Д). управление государством;

Работа учащихся по схеме (слайд №10), в тетрадь записываются слова “посадник” и “наместник”

  • Что изменилось в управлении государством?
  • Почему летописцы называли Ярослава самовластцем?

Учитель рассказывает о роли вече (слайд №11).

Г). формирование древнерусской народности;

Учащиеся самостоятельно читают учебник с.48-49.

  • Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?

Для проверки ответов учащихся демонстрируется слайд №12

Д) Земельные отношения

Краткий рассказ учителя дополняется текстом и иллюстрациями слайд №13, 14, 15.

Учащиеся записывают в тетрадь определение слова “вотчина”

Е) Основные слои населения.

Работа со схемой (слайд №16).

В тетрадь записывается определение слова “холоп”.

Работа учащихся с документом “Из правды Ярослава” (учебник с.54)

  • Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?

Учитель подводит итог урока.

3. Закрепление материала.

Вопрос, с которого начался урок.

Почему современники назвали князя Ярослава “Мудрым”?

Затем учащиеся выполняют тест (слайды №17-22)

Д\З. Параграф 6.