Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с правлением Ярослава Мудрого, его внешней и внутренней политикой
Задачи:
- выяснить основные черты политики князя Ярослава Мудрого;
- продолжить формирование умения работать с документами, сравнивать, делать выводы;
- воспитывать интерес и уважение к отечественной истории;
Основные понятия: боярин, вотчина, наместник, династический брак, общество, политика, посадник, усобицы, холопы;
Оборудование: карта, презентация
План урока:
1. Борьба сыновей Владимира за власть;
2. Внешняя политика князя Ярослава;
3. Внутренняя политика князя Ярослава:
- создание “Русской Правды”;
- управление государством;
4. Фомирование древнерусской народности;
5. Земельные отношения. Основные слои населения.
Ход урока
1. Опрос по домашнему заданию.
Для отдельных учащихся проводится в письменном виде с помощью заданий на карточках. Всем остальным предлагается на доске кроссворд.(Е.Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 кл. М.,2006., с.59-60)
2. Изучение нового материала.
А).вводная часть:
Учитель объявляет тему урока (слайд №1)
Мотивационный момент:
- Почему князь Ярослав получил прозвище “Мудрый”?
Учитель объявляет цель урока и его план (слайд №2)
Б). борьба за власть сыновей Владимира.
Рассказ учителя добавляет текст презентации (слайд №3, №4, №5). Учащиеся записывают в тетрадь определение слова“усобицы” , “политика” и годы правления князя Ярослава.
- Как вы думаете, почему в борьбе со Святополком одержал победу Ярослав?
- Почему Ярослав не стал бороться с другим братом-Мстиславом, разделил с ним власть?
- Какие последствия для государства имело участие кочевников в княжеских столкновениях?
В).внешняя политика князя Ярослава. (слайд №6)
Учащиеся самостоятельно читают материал учебника с.47-48 и текст слайда
- Какие направления во внешней политике Ярослава?
- Дайте характеристику внешней политики Ярослава?
После ответов учащихся (слайд №7) с пояснением учителя (Золотые ворота Киева –место, через которое проезжали послы других стран)
Г).внутренняя политика Ярослава (слайд №8)
Демонстрация слайда №9. Учащиеся читают текст слайда, а учитель комментирует иллюстрацию “Суд во времена “Русской правды”;
- Почему историк В.Кожинов считает, что “именно Ярослав окончательно утвердил великую государственность на Руси”?
Д). управление государством;
Работа учащихся по схеме (слайд №10), в тетрадь записываются слова “посадник” и “наместник”
- Что изменилось в управлении государством?
- Почему летописцы называли Ярослава самовластцем?
Учитель рассказывает о роли вече (слайд №11).
Г). формирование древнерусской народности;
Учащиеся самостоятельно читают учебник с.48-49.
- Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?
Для проверки ответов учащихся демонстрируется слайд №12
Д) Земельные отношения
Краткий рассказ учителя дополняется текстом и иллюстрациями слайд №13, 14, 15.
Учащиеся записывают в тетрадь определение слова “вотчина”
Е) Основные слои населения.
Работа со схемой (слайд №16).
В тетрадь записывается определение слова “холоп”.
Работа учащихся с документом “Из правды Ярослава” (учебник с.54)
- Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?
Учитель подводит итог урока.
3. Закрепление материала.
Вопрос, с которого начался урок.
Почему современники назвали князя Ярослава “Мудрым”?
Затем учащиеся выполняют тест (слайды №17-22)
Д\З. Параграф 6.