Разработка учебной темы "Цивилизации Запада и Востока в Средние века"

Разделы: История и обществознание


Урок 1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Цели урока:

– получить знания от особенностях развития цивилизаций Востока в Средние века; усвоить понятия Средние века, аграрная экономика, кочевники;

– учить представлять результаты изученного материала в форме конспекта;

– обеспечить условия развивать умения составлять сложный план.

Тип урока: лекция

Оборудование урока: схемы, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями, атласы

План урока

1. Хронологические рамки периода средневековья
2. Асинхронность развития средневековых обществ
3. Черты восточных средневековых цивилизаций

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Вспомнить особенности развития Востока в древности

3. Изучение нового материала

1. Познакомить с хронологическими рамками периода средневековья.

2. Рассказать об асинхронности развития средневековых обществ, о роли кочевников. Учащиеся составляют развернутый план.

3. Выделить черты развития восточных цивилизаций. Работа с документами. Заполняется таблица “Сохранение традиционных устоев как главная черта восточных цивилизаций”.

Религиозно-культурная жизнь

Государственный строй

Социальный состав

Экономика

 

     

4. Завершающий контроль

Выполнение тестовых заданий по индивидуальным карточкам.

5. Рефлексия

Выскажите свое мнение об уроке.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 11

Урок 2. Китайско-конфуцианская цивилизация

Цели урока:

– получить знания о китайско-конфуцианской цивилизации средневековья, о периодизации китайской средневековой истории; выявить роль исторических традиций для китайского средневековья; усвоить понятия традиционный устои, кочевники;

– учиться представлять результаты изучения исторического материала в форме кратких отчетов; участвовать в дискуссии;

– создавать условия для развития умения общаться в группах; правильно распределять время работы над заданиями.

Тип урока: дискуссия на основе групповой работы

Оборудование урока: атласы, схемы, таблицы, тексты исторических документов

План урока

1. Периодизация средневековой истории Китая
2. Роль исторических традиций для китайского Средневековья
3. Нашествия на Китай в IV– XIII вв.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Вспомнить периодизация истории Средних веков; основные черты восточных цивилизаций.

3. Изучение нового материала

1. Рассказ преподавателя о периодизации средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы, границы. Учащиеся составляют краткий конспект, работают с атласами.
2. Учащиеся делятся на две команды. Работают с документами и текстом учебника. Первая команда готовит выступление на тему “Роль исторических традиций для китайского Средневековья”
Вторая команда – “Нашествия на Китай: варварство и цивилизация”.
3. После выступления представителей от команд организуется дискуссия.

4. Завершающий контроль

Обсудить в парах и выявить основные дискуссионные вопросы средневековой истории Китая.

5. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке по 10-балльной шкале, ответив на три вопроса.

  1. Как я работал на уроке?
  2. Как я усвоил материал?
  3. Как работала команда?

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 11.

Урок 3. Буддизм на Востоке в Средние века

Цели урока:

– получить знания о периодизации средневековой истории Индии, о сущности буддизма, о распространении буддизма в Китае и Японии; усвоить понятия Средние века, буддизм, кочевники, варварство, традиционные устои;

– учить представлять результаты изучения исторического материала в форме кратких конспектов, таблиц;

– содействовать развитию умения выделять главное.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: иллюстрации, схемы, таблицы

План урока

1. Периодизация средневековой истории Индии. Индийское общество в Средние века.
2. Сущность буддизма. Этапы превращения буддизма в мировую религию
3. Особенности распространения буддизма в Китае
4. Буддизм в Японии

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

В ходе беседы вспомнить основные положения буддизма и историю его возникновения.

3. Изучение нового материала

1. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века. Рассказ учителя. Обучающиеся составляют краткий конспект в тетради.
2. Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Работа с учебником, рассказ учителя. Составление таблицы “Этапы превращения буддизма в мировую религию”
3. Особенности распространения буддизма в Китае. Рассказ учителя. Составление краткого конспекта.
4. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Рассказ учителя. Составление краткого конспекта.

4. Завершающий контроль

Проверить, удалось ли достичь поставленных в начале урока целей. Обучающиеся сдают тетради на проверку.

5. Рефлексия

Сформулируйте свое мнение об уроке. Ваши пожелания.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 20

Урок 4. Арабо-мусульманская цивилизация

Цели урока:

– получить знания о возникновении ислама, особенностях государственного и общественного строя арабов, арабских завоеваниях, складывании исламского мира; усвоить понятия ислам, исламизация, мусульманство, медресе, традиционные устои;

– учиться критически анализировать источники исторической информации; представлять изученную информацию в форме кратких конспектов, таблиц.

– создавать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: иллюстрации, тексты исторических источников, атласы

План урока

1. Возникновение ислама
2. Особенности государственного и общественно строя арабов
3. Арабские завоевания
4. Исламизация: пути и методы, складывание исламского мира

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Вспомнить, что такое язычество, монотеизм, мировая религия.

3. Изучение нового материала

1. Возникновение ислама. Мухаммад. Рассказ учителя. Составление краткого конспекта.
2. Особенности государственного и общественного строя арабов. Работа в парах с документами.
3. Арабские завоевания. Работа учебником составление таблицы.

Дата

Событие

Результат

     

4. Исламизация: пути и методы складывания мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XV века. Работа с атласом и учебником. Фронтальная беседа.

4. Завершающий контроль

Выполнить в тетради одно из трех заданий. Максимальная оценка за первое задание – 3 балла, за второе – 4 балла, за третье – 5 баллов.

1 задание. Назовите основные положения ислама

2 задание. Назовите причины распада Арабского халифата.

3 задание. Причины исламизации, пути и методы.

Тетради сдаются на проверку.

5. Рефлексия

Выскажите свое мнение об уроке.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 14.

Урок 5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Цели урока:

– получить знания о хронологических рамках западноевропейского Средневековья;, об основных этапах взаимоотношений римлян и германцев, об исторических результатах Великого переселения народ, об исторических итогах раннего Средневековья; усвоить понятия Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, феод, вассальные связи, варварство;

– учиться различать в исторической информации исторические описания и исторические объяснения; представлять результаты изучения исторического материала в форме развернутого плана;

– обеспечить развитие у обучающихся умения выделять узловые моменты своей и чужой деятельности.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: атласы, таблицы, тексты исторических источников, карточки с индивидуальными заданиями

План урока

1. Хронологические рамки западного Средневековья
2. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. – V в. н.э.)
3. Великое переселение народов
4. Государства Европы в VIII – XI вв. Политическая раздробленность и её причины

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Вспомнить хронологические рамки Средневековья, причины асинхронного развития стран в эпоху Средневековья.

3. Изучение нового материала

1. Хронологические рамки западного Средневековья. Рассказ учителя. Составление развернутого плана.

2. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Составление таблицы “Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев”

Хронологические рамки

Основное содержание

   

3. Великое переселение народов. Рассказ учителя. Составление развернутого плана.

4. Государства Европы в VIII – XI вв. Политическая раздробленность и её причины. Исторические итоги раннесредневекового периода. Работа в парах с карточками.

4. Завершающий контроль

Проверить, удалось ли достичь поставленных целей. Учащиеся сдают тетради на проверку.

5. Рефлексия

Выскажите свое мнение об уроке.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 19.

Урок 6. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации

Цели урока:

– получить знания об особенностях развития византийской цивилизации, о путях и этапах распространения православия, причинах гибели Византии; усвоить понятия православие, христианизация;

– учиться различать в исторической информации факты и мнения;

– создать условия для формирования умения работать во времени.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: иллюстрации, атласы, карточки с индивидуальными заданиями, тексты исторических документов

План урока

1. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации
2. Византийское государство, церковь, общество. Город и деревня
3. Пути и этапы распространения православия
4. Внутренние и внешние причины гибели Византии

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Вспомнить основные события древней истории Передней Азии.

3. Изучение нового материала

1. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Рассказ учителя. Фронтальная беседа.
2. Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Рассказ учителя. Фронтальная беседа.
3. Пути и этапы распространения православия. Работа в парах с документами.
4. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Работа с учебником. Записи в тетрадь.

4. Завершающий контроль

Проверить, удалось ли достичь поставленных в начале урока целей. Учащиеся сдают тетради на проверку.

5. Рефлексия

Выскажите свое мнение об уроке.

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 16-17

Урок 7. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Цели урока:

– получить знания о социально-экономических особенностях периода, об основных формах государственной власти, о социальных конфликтах в Средние века; усвоить понятия феод, феодальные связи, сословно-представительная монархия, классы, сословия, дуализм, аскетизм, традиционные устои, ереси;

– учиться представлять результаты изучения исторического материала в форме развернутого плана;

– создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать познаваемый объект.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: карточки с индивидуальными заданиями, таблицы, атласы

План урока

1. Социально-экономические особенности периода.
2. Основные формы государственной власти
3. Церковь и светские власти, церковь и общество
4. Социальные конфликты в Средние века

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Вспомнить особенности развития Запада в раннее Средневековье.

3. Изучение нового материала

1. Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Аграрный характер средневековой цивилизации. Рассказ учителя. Составление развернутого плана. Работа с терминами.

2. Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Работа с учебником. Составление схем.

3. Церковь и светские власти. Церковь и общество. Работа в парах с документами.

4. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания народные движения. Работа с учебником. Заполнение таблицы “Социальные конфликты в Средние века”

Социальный конфликт. Даты

Характер конфликта

Участники

Цели

Результаты

         

4. Завершающий контроль

Проверка заданий.

5. Рефлексия

Высказать свое мнение об уроке

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 21

Урок 8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Цели урока:

– получить знания о взаимовлиянии Запада и Востока в Средние века; усвоить понятия крестовые походы, православие, католицизм, мусульманство;

– учиться самостоятельно обобщать материал и делать выводы;

– обеспечить развитие у обучающихся умения сравнивать познавательные объекты

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование урока: атласы, таблицы

План урока

1. Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов
2. Крестовые походы
3. Взаимное влияние культур

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели

2. Входной контроль

Вспомнить отличительные черты развития Запада и Востока в Средние века

3. Изучение нового материала

1. Средиземноморье как главный ареал цивилизационных контактов. Рассказ учителя. Участие во фронтальной беседе.
2.Крестовые походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций. Работа с учебником. Составление таблицы Крестовые походы”

Даты

Событие

Результаты

     

3. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре. Работа в парах. Составление  конспекта.

4. Завершающий контроль

Тесты по теме “Цивилизации Запада и Востока в Средние века”

5. Рефлексия

Высказать свое мнение об уроке

Домашнее задание: Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса. § 19-20.