Разработка урока-полилога с элементами исторического проектирования.
Цель: Уяснить сущность монголо-татарских ханов.
Задачи:
- Рассмотреть взаимоотношения Руси и Золотой Орды;
- Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, устного публичного выступления;
- Развивать потребность и умение самостоятельно обогащать свои знания;
- Развивать навыки сравнительного анализа различных исторических источников;
- Воспитание чувства сопричастности прошлому как основы становления исторического сознания;
- Мониторинг уровня знаний.
Средства обучения:
- карта “Монголо-татарское нашествие”, репродукции-портреты Чингисхана и Батыя, монголо-татарский воин;
- схемы – “Система управления Золотой Ордой”, “Система управления Руси”;
- видеофильм “Чингисхан”; “Система властвования Золотой Орды над русскими землями”;
- сообщения учащихся;
- тест “Монголо-татарское нашествие”.
Опережающее задание. Прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе.
Дополнительная литература:
- Джованни дель Плано Карпини. История монголов. М., 1957;
- Вернадский Г. И. История России. Т.3: Монголы и Русь. М., 1996;
- Гумилев Л.Н. поиски вымышленного царства. М., 1970;
- Кучкин В.А. Русь под игом. Как это было? М., 1991;
- Насонов А.Н. Монголы и Русь. М., 1940;
- Родина, 1997, № 3 – 4 (тематический выпуск).
Сообщения:
1. “Причины завоевательных походов”
2. “Захват Китая и Средней Азии Чингисханом”.
3. “Батый. Организация монголо-татарского войска”.
4. “Куликовская битва. Историческое значение и современные взгляды”.
Современные точки зрения о монголо-татарском иге:
- “Монголы – это наши казаки” А. Фоменко, академик РАН, зав. Кафедрой дифференциальной геометрии и приложений МГУ.
- “Тартаровцы - это западные крестоносцы” - Д. Калюжный и С. Валянский, историки, авторы 11 книг, в том числе “Другая история Руси” и “Другая история средневековья”, вышедших в 2001 г.
- “Русь защищали ордынские конники” С.Баймухаметов, публицист.
Термины: Ярлык, баскаки, численники.
Вопрос урока: Каковы были последствия вторжения монголо-татар?
План:
1. Новый материал:
А) Фактический материал – официальная версия.
Б) Современные точки зрения о монголо-татарском иге.
2. Мониторинг уровня знаний.
3. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: История противоречива. О том далеком времени мы знаем мало. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот. Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхан. Кто же такой Чингисхан?
Идет просмотр части видеофильма (детство и начало военной деятельности).
Сообщение учащегося № 1.
Работа с картой – проследить походы и завоевания монголо-татар.
Сообщение учащегося № 2.
Учитель: Чингисхан создал огромную империю, но ее расширением и укреплением занимались его дети и внуки. Чингисхан никогда не был на Руси. Походы на Запад совершал хан Батый. Кто он Бату-хан? Кем был и что создал?
Сообщение учащегося № 3.
Выступление учащегося – точка зрения. Л. Измайлова.
Вопросы уч-ся: 1. Бату-хан – христианин? Не чересчур ли смелая это версия автора статьи? Согласны ли вы с точкой зрения автора статьи о причинах веротерпимости в Золотой Орде? Свое мнение обоснуйте.
Работа по схемам - сравнительная характеристика.
Работа с терминами.
Учитель: Огромное государство Киевская Русь в XIII веке претерпевало раздробленность, но активно происходило экономическое и культурное развитие. Почему же Русь потерпела поражение в борьбе с монголо-татарами?
Ответы уч-ся.
Учитель: Так каковы же были последствия вторжения монголо-татар? Может быть вторжения вообще не было? Может это были не монголо-татары?
Выступления уч-ся – современные точки зрения, выявляют последствия ига.
Учитель: Л. Гумилев отрицал тяжелые последствия вторжения монголо-татар, считая, что они спасли Русь от Западного вторжения. Что думаете вы? Стоит ли искать истину или же лучше придерживаться официальной версии?
Ответы уч-ся.
Сообщение уч-ся №4.
Учитель: Сегодня мы с вами определили сущность монголо-татарских ханов. Хорошо, что вы теперь знаете много точек зрения на проблему и можете аргументировать их. Какая из четырех версий кажется вам более верной?
Вопрос урока.
Учитель: А теперь проверим ваши знания по теме “Монголо-татарское нашествие”.
2.Выполнение теста. Учитель может его составить сам или взять из сборника тестов, можно предложить отдельным уч-ся разгадать или составить кроссворд.
Задание дается в зависимости от уровня подготовки класса. Это может быть творческое задание или вопрос.