Ранние цивилизации Древней Индии. 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Цели урока:

  • познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии;
  • продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ;
  • воспитывать уважение к достижениям народов других стран.

Структура урока:

1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.

2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу.

3. Усвоение новых знаний и способов действия.

    3.1. Природа и древнейшее население.

    3.2. Первые города - государства в Индии.

    3.3. Арии в Индии.

    3.4. Индуизм – религия древних индийцев.

4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.

5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

6. Подведение итогов урока.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока.

Здравствуйте ребята! Посмотрите, все ли готовы к уроку, у вас есть все необходимое для урока истории. Тогда начнем.

Тема урока: Ранние цивилизации Древней Индии

Давайте вспомним, что такое цивилизация?

Попробуем доказать сегодня на уроке, что в Древней Индии сложилась именно цивилизация.

2. Актуализация знаний, подготовка к основному этапу

- Вы знакомились, ребята с историей стран Западной Азии.

- Какие это страны? (Ассирия, Нововавилонское царство, Палестина, Персия)

Узнали, что здесь было много красивых городов, многие из которых сохранились до наших дней. Неоценимый вклад эти народы внесли в развитие культуры народов мира.

3. Усвоение новых знаний и способов действия.

3.1. Природа и древнейшее население.

(Рассказ учителя с элементами ролевой игры)

- Сегодня мы совершим воображаемое путешествие на юг Азии и начнем знакомиться со страной, которую называли “Страна чудес”- это страна Индия.

- А почему ее так называли, мы с вами должны сегодня выяснить.

Итак, запишем тему урока: “ Ранние цивилизации Древней Индии”.

 Слайд №1-2

Ребята работать мы будем следующим образом: в свои тетради вы будете записывать ключевые слова, (я буду вывешивать их на доске) по которым в конце урока мы составить рассказ про Индию.

Тот, кто будет работать на уроке будет получать жетончики, а в конце урока получит оценку.

И так ребята начнем работать.

- Откройте карту на форзаце учебника. (См. на доску – слайд №2)

Часть Света, на которой расположена Индия – Азия.

Расположена она на самом юге Азии – полуострове Индостан. (Показывает на карте)

Слайд №3

- Откройте свои Атласы и приготовьте контурные карты.

- Индию с запада, востока и юга омывает Индийский океан. (Подпишите на своих контурных картах)

- С севера Индию защищают самые высокие горы мира- Гималаи.

Слайд №4

В этих горах расположена самая высокая гора мира - Джомолунгма (поднебесное жилище богов). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, в древности были надежной защитой от вражеских нападений

- Ребята определите на карте названия крупнейших рек в Индии: Инд и Ганг.

- Название, какой реки дало название стране? (Инд)

Слайд № 5-6

- Инд и Ганг, полноводные непересыхающие реки, ежегодно они широко разливаются и несут вместе с водой плодородный ил (как Нил, Тигр, Евфрат), долины Инда и Ганга расположены в жарком поясе, где много теплых солнечных дней в году.

В долине р. Инда редко выпадают дожди.

В долине р. Ганг с июня по сентябрь идут ливни - день за днем вода потоками льется с неба на землю, поэтому долину р. Ганга покрывали топкие болота и джунгли.

Слайд №7

Джунгли - это непроходимые леса (огромные высокие деревья, густая растительность, гигантские гирлянды лиан, через которые невозможно пройти). В джунглях водились слоны

Слайд №8 (индийцы сумели их приручить: они переносили грузы, участвовали в сражениях, почитали – мог мудрости с головой слона), тигры, пантеры, обезьяны, множество птиц и змей

Слайд №9-10(боялись - оставляли кусочки риса и молоко).

- Мы с вами знаем, что древние люди селились по берегам рек. Так было и в Индии, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Силиться по берегам Ганга индийцы стали по того, как стали применять железные орудия труда. Почему?

С помощью буйволов, индийцы вспахивали поля (буйволы в условиях жаркого влажного климата незаменимы. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения).

Слайд №11

Корову, которая давала молоко, они называли кормилицей, матерью. Ее почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.

- Что же они выращивали на полях?

Об этом вы должны будете мне сказать, послушав путешественников прибывших из Индии. Кто в древне мире были самыми известными путешественниками

- Ребята к нам прибыли гости – это два путешественника. А кто в древности были самыми известными путешественниками? (Финикийцы)

Давайте послушаем их.

- Ролевая сценка. (См. приложение №1)

- Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? О чем на самом деле рассказывал путешественник?

- Растения и цветы использовали для получения благовоний и пряностей (перец, корица, кари).

- Хлопчатник, из которого делали легкие ткани.

- Рис.

- Первый сахар.

Слайд №12-15

Еще древние индийцы выращивали пшеницу, ячмень, овощи.

3.2. Первые города – государства в Индии.

Слайд №16-19

Задача:

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс.до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

Эти города перед вами: Хараппу и Мохенджо - Даро. (С.106)

- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным предметам можно судить о развитие ремесла. Гири – о торговли. В центре - крепость- укрыться от врагов и наводнений. Дворцы – о богатых и бедных)

- Древнейшие жители Индии были темнокожими , невысокого роста. с черными жесткими волосами. Сегодня на юге Индии живут их потомки- дравиды. Найдена печать с неизвестными знаками. Предполагается, что это письмена на дравидском языке. Слайд №20

Все это свидетельствует о том , что в Древней Индии была цивилизация еще до появления Ариев в Индии.

3.3 Арии в Индии.

Слайд №21

На рубеже 1 и 2 тыс. до н.э. на севере индии появились арии.

Давайте вспомним, откуда они появились.

- Когда появился человек - разумный (кроманьонец)?

- Около 200-150 тыс.л. до н.э.

- С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы

(давайте вспомним, как назывались эти расы).

Языком Ариев был санскрит - древнейшая форма единого языка индоевропейцев.

От этого языка произошли все более поздние индоевропейские языки , в том числе и русский (сохранились санскритские корни: “мать” - сан. “матер”. “лев” - сан. “леу”, “снег” - сан. “снейг”). Слайд №22

Священная книга “Веды”- сан. “знание” (русское слово “ведать”, “знать”).

Веды – хранилище древнейших знаний человечества. Изучение, толкование и произнесение Вед осуществляли жрецы.

- О времени приход Ариев в Индию мы можем узнать из 2-х великих поэм:

“Махабхарата” и “Рамаяна”.

- Сообщение учащегося поэма о царе Раме, ст. 109.

Слайд №23-28

- В этих поэмах в мифологической форме отражены жизнь, верования и знания древних индийцев.

3.4 Индуизм – религия древних индийцев.

Слайд №29

- Жители Индии поклонялись многим богам.

- Древняя религия называлась – индуизм (сохранилась до наших дней).

- Постепенно из множества богов в индуизме выдвинулось 3 бога.они образуют неразрывное единство.

1) Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы.

2) Бог Вишну - спасет людей от разных бедствий.

3) Бог Шива - грозный носитель космической энергии; может погубить, может спасти.

- Индийцы любили и бога пастушка – Кришну.

- Ёще индийцы верили, не только человек, но животные и растения имеют душу. Душа – вечна, может переселяться в другое тело (после смерти человека).Что будет после смерти зависит от его поведения при жизни.

- По представлениям индийцев все в мире подчиняется – карме (“дело”, “действие”) - за дурные поступки человек будет наказан в следующей жизни; только правильно проведенная жизнь избавит человека от вечного переселения души.

- Создана особая система духовного и физического совершенствования человека-йога. Слайд №30

Это еще не все чудеса ребята. Многое могут рассказать древние книги.

Они делались из пальмовых листьев (Срезанные листья они сушили, выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листья, протягивали через них шнуры связывали листья в пачки. Писали чернилами, изготовленными из сахарного тростника и сажи).

Слайд №31

В Древней Индии были изобретены цифры , которыми мы пользуемся сейчас и называем их арабскими (сами арабы заимствовали их у индийцев).

Важным математическим изобретением было открытие – 0, знака для обозначения пустоты.

Слайд №32

Искусству мудро править должна учить игра, придуманная др. индийцами и предназначенная для царей и военачальников. “Гатуранга”- по- русски “шахматы”. Слайд №33

4. Первичная проверка понимания. Закрепление знаний и способов действий.

Слайд №34

4.1 Впишите недостающие слова:

Индия расположена на юге…………..

Северной границей Индии служат самые высокие горы …………..

Берега Индии с запада, востока и юга омывает……………. океан.

Самые многоводные реки Индии ………….. и …………….

Жители Индии научились выращивать……………….и делать из него легкие ткани.

Из сахарного тростника получали…………………..

Слайд №35-36

4.2. Решите Кроссворд:

1. Древняя религия индийцев (индуизм).

2. Бог - создатель и правитель мира. (Брахма)

3. Древнейшая форма единого языка индоевропейцев (санскрит).

4. Священная книга Ариев.

5. Изобретения индийцев, которыми пользуемся сейчас и называем арабскими (цифры).

6. Густые, труднопроходимые леса по берегам Ганга (джунгли).

5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

Сейчас ребята мы вспомним задание, которое я поставила перед вами в начале урока. Давайте составлять рассказ. Каждый будет называть по предложению с одним из ключевых слов.

6. Подведение итогов урока.

Итак, теперь обратимся к нашему вопросу, поставленному в начале урока сможем ли мы доказать, что в Древней Индии сложилась именно цивилизация.

Ответы учащихся.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: пар.22 читать, составить рассказ по опорным словам.