Цель урока:
Образовательная – продолжить изучение особенностей протестантских вероучений на примере кальвинизма, ставшего основой трудовой этики протестантов, и распространения Реформации в Европе; рассмотреть методы борьбы католической церкви против Реформации.
Воспитательная – показать, что религиозные противоречия, фанатизм могут порождать войны.
Развивающая – продолжить формирование умения работать с историческим источником, строить доказательные рассуждения, составлять тезисные планы.
Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.
Основные понятия и термины:
Реформация, основные течения протестантизма – лютеранство, англиканство, кальвинизм, пастор, пресвитер, гугеноты, орден иезуитов – “Общество Иисуса”, иезуит, “Индекс”, аутодафе, инквизиция, Контрреформация, религиозные войны.
Оборудование:
Карта “Реформация в Европе”
Слайды “Католическая церковь в ср. века”.
CD. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история.
CD. Новая история. 7-й класс. Аванта – CORDIS.
Компьютер, проекционная система.
Ход урока:
План:
1. Распространение Реформации в Европе.
Характеристика основных направлений протестантизма
2. Жан Кальвин его учение.
3. Борьба Католической церкви против Реформации:
а) Создание ордена иезуитов.
б) Усиление деятельности инквизиции.
в) Издание списка запрещенных книг – “Индекса”.
г) Массовое избиение протестантов. Религиозные войны.
Повторение изученного материала:
– Что такое Реформация?
– Каковы причины Реформации в Германии? Что послужило поводом к ее началу?
– Какие цели в борьбе за реформу церкви преследовали князья, дворяне, горожане и крестьяне?
– Изложите основные идеи учения М.Лютера. Кому были выгодны эти идеи?
– Каковы результаты Реформации в Германии?
1555г. – “Аугсбургский религиозный мир” – “Чья земля, того и вера!”
– Как следует понимать это правило? Кто решал вопрос о выборе веры?
Работа с док-том: Хрестоматия… – с.184-185. (см. Приложение 1)
Переход к новой теме:
События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви (были разрушены некоторые монастыри, захвачены церковные земли). Авторитет церкви продолжает стремительно падать (слайды 11, 12, 8 – карикатуры на папу и монахов). – Почему?
Работа с источником (см. Приложение 2) (дальнейшее развитие науки и техники в XV-XVI вв., Великие географические открытия, несовпадение слов и дел церковнослужителей, широкая продажа индульгенций)
– Что такое индульгенция?
Весть о выступление Лютера против продажи индульгенций, по словам современника, “в 4 недели облетела весь христианский мир”. Вслед за Германией Реформация начинается и в других странах Европы.
1. Распространение Реформации в Европе.
Характеристика основных направлений протестантизма (карта и схема на доске – заполняется в процессе объяснения)
Направление в протестантизме |
Территория распространения |
Какие слои населения поддерживали |
лютеранство |
Северная Германия |
Князья, богатые горожане |
королевская |
Англия, Швеция, Дания |
Дворяне |
кальвинизм |
Швейцария, Нидерланды, Франция |
Богатые горожане, часть дворянства |
2.Кальвинизм.
Наиболее влиятельным среди реформаторских движений оказался кальвинизм. Его основателем был Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) – сообщение ученика.(см. Приложение 3 – портреты Кальвина)
– родился в семье крупного церковного служителя, получил богословское и юридическое образование;
– увлекся идеями Лютера, отрекся от католичества.
– в 1534 г., спасаясь от преследований, бежит из Франции в Швейцарию
– в 1536 г. написал книгу “Наставление в вере”
– в 1541 г. начинает преобразования в Женеве, где он стал главой исполнительной власти.
Работа с учебником с.99-100 (п.1,2).
Задание – Перечислите основные идеи учения Кальвина (составить тезисный план).
– Чем эти идеи привлекали буржуазию?
– Как вы думаете, побуждала ли такая вера к действию или обрекала на пассивность?
Проверка задания:
1) Судьба человека предопределена Богом, никто из верующих не знает своего предопределения.
2) Человек не должен пассивно ждать свершения своей судьбы, он должен усердно трудиться, выявить все заложенные в нем Богом способности.
3) Успех в земных делах – знак спасения.
4) В случае неудачи не надо впадать в отчаяние и терять надежду на спасение, нужно еще усерднее трудиться.
5) Право подданных свергнуть короля, который нарушает законы не только человеческие, но и божеские.
6) Требование “дешевой” церкви, сокращение числа обрядов (крещение и причастие).
7)Выборность руководителей церковных общин: пасторов (проповедников) и пресвитеров (старшин).
Преобладающее влияние в этих общинах буржуазии. – Почему? (богатство – знак божьего благословения)
8) Строгая дисциплина и беспрекословное подчинение всех членов общины, жесткие наказания за нарушение.
Задание: – Французский писатель и философ Вольтер писал: “Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир”. Как вы понимаете эти слова Вольтера?
9) Нетерпимость к другим вероучениям и взглядам – казнь испанского ученого Мигеля Сервета (см. Приложение 3 – портрет), попавшего в Женеву, спасаясь от преследования католической церкви.
Вывод: (учебник с.100,101): Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчет, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение полностью отвечало прежде всего идеалам горожан и предпринимателей эпохи разложения традиционного общества и зарождения капитализма. Оно подчеркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства…Кальвинизм как протестантское учение распространялся по всей Европе.
Он распространился во Франции под названием гугенотства, привел к гугенотским войнам, автономии Южной Франции в 70-80-е гг. XVI в. Кальвинизм распространился в Нидерландах, привел к восстанию Нидерландов против испанского абсолютизма, которое иногда называют Нидерландской революцией. Он распространился в Англии и также привел в конечном счете к революции. Наконец, кальвинизм вышел за пределы Европы, с эмигрантами и колонистами он укоренился в Америке.
3. Борьба католической церкви с Реформацией.
а) Создание ордена иезуитов – 1540 г.
Католическая церковь не хотела и не могла смириться с возникшим против нее религиозным протестом, выразившимся в Возрождении и Реформации. Всех протестантов Папа Римский объявил еретиками.
Музыкальный ряд: “Танец рыцарей” (Прокофьев С. “Ромео и Джульетта”)
“…И тогда-то, в годину тяжелых потрясений господь послал своего избранника на помощь церкви Христовой…” (см. Приложение 4)
дон Иниго Лопец Игнатио ди Лойола (сообщение ученика).
“Иди, спаси святую церковь от козней врага рода человеческого”.
“Цель оправдывает средства”
“Свершается сие во имя церкви Христовой”
Работа с документами (учебник) – с.105-106
Устав ордена иезуитов (Извлечения)
Игнатий Лойола. “Духовные упражнения” (1548) (Извлечения)
Вопросы к документам:
– Какова главная цель создания ордена? Кому он подчинялся?
– Какие принципы лежали в основании ордена иезуитов? Чем он отличался от других монашеских орденов?
– Какой властью обладал генерал ордена? Как вы думаете, о чем говорит использование иезуитами военных терминов для характеристики своего ордена?
– К чему призывал Лойола вступающих в орден?
– Охарактеризуйте моральный облик иезуитов.
Орден иезуитов запятнал себя участием в тайных заговорах и преступлениях – убийства короля Франции Генриха IV и штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского, покушения на Елизавету Английскую и Леопольда Австрийского, “пороховой заговор” в английском парламенте, преследование передовых ученых и передача их в руки инквизиции (см. Приложение 3 – портрет Джордано Бруно).
б) Усиление деятельности инквизиции.
Слайды 14, 18. Музыкальный ряд: Бриттен Б. “Военный реквием”.
– Что такое инквизиция? (Дословно “расследование” – особый суд над еретиками. Учреждена в 1542 г.)
– Какие методы борьбы с еретиками, возникшие в XIII в., церковь стала активно использовать в период Реформации? (отлучение от церкви)
– Чем грозило человеку подобное наказание?
Работа с документом “Формула отлучения от церкви” (см. Приложение 5).
Распространение в странах Северной Европы, в т.ч. на различных территориях Священной римской империи, побудило императора Карла V совместно с папой бороться с реформацией всеми методами. Одним из таких методов стал изданный в 1550 г. в Аугсбурге указ, прозванный современниками “Кровавым” (см. Приложение 6)
Вопросы к документу:
– Почему указ получил в народе название “Кровавый”?
– Почему людям запрещается читать даже писание?
– Мог ли хоть кто-нибудь в империи Карла V чувствовать себя в безопасности от инквизиции?
– Как вы думаете, почему указ поощряет доносы? Какую выгоду от этого рассчитывает получить император?
– Какую атмосферу в обществе создавали подобные распоряжения властей?
Особенно церковь боялась распространения знаний, способных подорвать ее влияние на массы. По настоянию церкви были распущены академии наук в Неаполе и Модене. Под давлением инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов Галилео Галилей. Был сожжен на костре Джордано Бруно, не пожелавший отступиться от своих убеждений даже ради спасения жизни.
Костры инквизиции пылали по всей Европе и в Америке (см. слайды 18,19)
Казнь еретиков именовалась “делом веры” (аутодафе). Девиз инквизиции гласил: “Милосердие и справедливость”.
в) Издание списка запрещенных книг – “Индекса” – 1559 г. (см. Приложение 3)
Папа Павел III: “Мы охвачены ужасом, видя, какими чудовищными учениями, сколь гнусными заблуждениями наводнены мы из-за этого потопа книг, сочинений, всякого рода писаний, коих плачевное извержение рассеяло мудрость по лицу земли”.
Запрещенные книги подлежали уничтожению. По словам современника, если бы удалось собрать все сожженные книги на одну площадь, то “пламя костра поднялось бы выше, чем во время знаменитого пожара Трои”.
С XVI по XX в. вышло 32 издания этого списка, постоянно дополняемого новыми названиями. Последнее издание списка – 1948 г. – содержало 4 тысячи произведений. В 1966 г. “Индекс” был официально отменен.
г) Массовое избиение протестантов. Религиозные войны.
В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.
Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Король Филипп II, религиозный фанатик однажды заявил: “Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков. Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды.
Во Франции более тридцати лет продолжались религиозные войны, получившие название гугенотских (“гугеноты” в переводе со швейцарского “товарищи”, название французских протестантов). В августе 1572 г. в Париже было истреблено около 30 тысяч человек гугенотов, съехавшихся на свадьбу сестры короля с их руководителем Генрихом Наваррским (“Варфоломеевская ночь”, подробнее будет изучаться позже). Папа Григорий XIII поздравил французского короля с истреблением врагов веры и велел изготовить медаль по этому случаю (слайды 5,7).
Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.
Выводы: Реформация в Европе была подготовлена стремительный подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация – это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из под ее власти вырвались Англия и Шотландия, Скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.
Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества.
Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.
Домашнее задание: §12, вопросы, к/к 11 (з.4-6)
Литература:
1.Учебник – Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800. – М.: Просвещение, 2005.
2.Хрестоматия – История средних веков. В 2-х ч. Ч.2. (XV – XVII вв.). – М.: Просвещение, 1988.
3.Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М.: Республика, 1995.
4.Историческая библиотека: Иезуиты. Тайны инквизиции. – СПб., 1991.
5.Донской Г.М. Задания для самостоятельных работ по истории ср.веков. – М.:Просвещение,1992.
6.Штильмарк Р. Наследник из Калькутты. – М.: Правда, 1990.