Русский язык
-
Лингвистическая экспедиция 2014
Мероприятие воспитывает осознание ценности русского языка и формирует бережно отношение к нему. Читая текст, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Кроме небольшого экскурса в историю развития и становления русского языка, учащиеся освещают проблемы, связанные с современным состоянием языка, рассматривают причины нарушения его экологии, предпринимают попытки найти способы их устранения.
-
Урок русского языка по теме "Имена прилагательные. Сочиним загадку". 2-й класс 2014
Уважение к родному языку и умение им пользоваться необходимо воспитывать с ранних лет. Урок обогащает речь учащихся именами прилагательными.
-
Деепричастие как часть речи 2014
Урок знакомит с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий, вводится понятие "деепричастный оборот". Отрабатываются навыки определения основного и добавочного действия деепричастия с презентацией.
-
"Лексическое значение слова". 5-й класс 2014
Урок особенно актуален, так как 5-е классы переходят на новые стандарты, необходима дополнительная методическая литература для учителя русского языка.
-
"Занимательная этимология". 6-й класс 2014
В ходе урока пополняются знания об этимологии; воспитывается интерес к слову.
-
Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия 2014
В ходе урока изучаются особенности СПП с придаточными следствия, общие черты и смысловые различия этого вида придаточных предложений.
-
Нестандартные уроки – способ развития учащихся 2014
Учащиеся знакомятся с якутским поэтом-переводчиком Михаилом Тимофеевым и его некоторыми работами; выясняют, какие якутские поэты переводили Пушкина и какова роль переводческой деятельности в развитии якутской литературы. Совершенствуют навыки сопоставительного анализа оригинала художественного произведения с переводом; развивают умение чувствовать слово.
-
Правописание имен существительных с шипящей на конце 2014
Цель урока: научить детей дифференцировать имена существительные мужского и женского рода с шипящей на конце, уметь детям объяснить их правописание.
-
Урок развития речи. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». 5-й класс 2014
Задания для урока развивают самостоятельность и творческие способности детей, связную речь и логические умения составлять законченный рассказ, прививают в межпредметной связи (история, изобразительное искусство) чувство ответственности, уважительного отношения к близким, формируют политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях.
-
"Стилистическая роль парцеллированных конструкций в русском языке". 9–11-е классы 2014
В 9-х и 11-х классах при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ требуются знания о стилистических возможностях синтаксиса: экспрессивности простых предложений с рядами однородных членов, вводными словами, обращениями, обособленными членами, а также экспрессивности разных типов сложных предложений, периода, парцелляции. Материал поможет учащимся в создании сочинения. Лекция с элементами беседы учит составлять опорный конспект.
-
"Синтаксические средства выразительности (на материале творчества М. Цветаевой)". 11-й класс 2014
Урок по творчеству М. Цветаевой предполагает задания, которые обращают внимание на главную мысль. Развивается способность видеть в тексте особенности, которые делают его художественным, обнаруживать приемы, фигуры, которые автор использовал для воздействия на мысли и чувства читателя. Ученики решают задания В8, готовятся к ЕГЭ.
-
Урок по теме "Речевой практикум "О женщине, любви и красоте". 9-й класс 2014
Урок русского языка представляет собой речевой практикум, закрепляющий знания о строении и пунктуации бессоюзного сложного предложения и сложноподчиненного предложения. Цель: совершенствовать учебные навыки в определении вида сложного и придаточного предложения, постановке знаков препинания, моделировании синонимичных словосочетаний с разными видами связи; развивать выразительность и точность речи, воспитывать стремление к красоте.
-
Урок развития речи "Описание внешности". 7-й класс 2014
Цель урока: отметить особенности описания внешности по картине, учить детей определять главную мысль, убеждать читателя своим описанием, анализировать текст в художественном стиле; развивать навыки нахождения изобразительных средств языка и умело использовать их в своем сочинении; навыки выразительной устной речи; умение логически рассуждать.
-
Повышение читательской компетентности выпускников через интеграцию предметного гуманитарного цикла 2014
Выполнение задания части «С» вызывает большие затруднения у выпускников. С одной стороны, нужно диагностировать предложенный текст, а с другой – создать свой, выразив в нем свою точку зрения, свои чувства, подкрепив их аргументами. Цель: дать многоаспектный анализ текста: композиционно- содержательный (определение темы, главной мысли, микротем); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); лингвистический (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); орфографический и пунктуационный.
-
Урок-исследование "Союз как часть речи" 2014
Урок-исследование используется при объяснении нового материала и представляет собой поиск ответов на «узловые» вопросы темы урока. Формирует у учащихся понятие о союзе. Сочетание методов и приемов в ходе лингвистического эксперимента оптимально, поскольку учащиеся приобретают знания о функциях союза, осмысливают их важность для передачи мысли.
-
Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос- 2014
Учащиеся знакомятся с выбором букв "о-а" в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; развивают самостоятельность мышления и познавательную активность; закрепляют знания по правописанию выученных орфограмм; отработывают навыки выбора буквы при написании корней с чередованием; воспитывают любовь и уважение к миру живой природы.
-
Письмо как речевой жанр 2014
Урок расширяет представление учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека, помогает осмыслить такую народную мудрость, как "Что написано пером, того не вырубишь топором".
-
«Заседание клуба знатоков "чужой речи"». 8-й класс 2014
Обобщающее повторение проводится в форме заседания клуба знатоков «чужой речи» с методикой обучения в сотрудничестве. Цель: обобщить теоретические сведения и систематизировать представления о способах передачи чужой речи; вырабатывать умение анализировать цитаты о языке; подготовка к лингвистическому сочинению (С2 ГИА).
-
Урок по теме "Диалог". 5-й класс 2014
Предоставлен урок изучения (объяснения) нового материала на тему «Диалог, знаки препинания при диалоге», а также закрепление изученной темы «Прямая речь», решение речевых задач в игровой форме, работа с дидактическим материалом.
-
Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных конструкциях 2014
Цель урока: продолжить формирование навыка грамотного пунктуационного оформления вводных слов и вставных конструкций в письменной речи.
-
Урок русского языка по теме "Фонетика". 5-й класс 2014
На уроке учитель формирует как предметные умения, так и метапредметные универсальные учебные действия. Различные формы работы, электронные образовательные ресурсы, возможность выбрать разноуровневые виды заданий обобщают изученный материал по теме. Использование межпредметных связей (литература, живопись) даёт положительный воспитательный эффект.
-
Сохранение и развитие орфографической зоркости учащихся в условиях образовательной среды учреждения 2014
Грамотность нельзя сформировать механически, нельзя её вызубрить. Она неотъемлемая сущность стремящегося к образованию человека, приобретаемая его сознанием, слухом, зрением. Грамотность вырабатывается психофизиологическими процессами человека под неослабным контролем сознания.
-
Урок-путешествие по теме "Однородные члены предложения" 2014
Цель урока: определение предложений с однородными членами; правила постановки знаков препинания при однородных членах; изучение культурного наследия нашей страны.
-
Формирование речевых умений учащихся в процессе обучения наречию 2014
В статье изложены основные направления работы учителя-словесника на уроках изучения наречия как части речи.
-
Урок-путешествие по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" 2014
Задачи урока-путешествия – в игровой форме усвоить одно несложное правило русской грамматики - тире в простом предложении, использовать методы активного обучения. На уроке создаётся ситуация новизны: используется форма игры. Весь класс представляет собой вагоны поезда, идущего по маршруту из Орфоградска в Пунтограмминск. В поезде будут контролёры, которые помогут отследить уровень усвоения новой темы.
-
Род имен существительных. 5-й класс 2014
Цель урока: распознавать род имён существительных, правильно употреблять в речи (согласовывать) имена существительные с формами прилагательных и глаголов в прошедшем времени.
-
Проектная работа "Наш дар бесценный – речь" 2014
Данная работа была проведена в рамках школьного проекта «Мы сохраним тебя, русская речь!». Цель: проанализировать уровень знаний учащихся школы о разнообразных языковых нормах; выяснить, нужны ли в речи жаргоны; определить жанр смс-сообщений; получить ответ на вопрос: засоряют ли смс-сообщения и смайлы русский язык; выявить отношение людей разного возраста, образования, социального положения к проблеме засорения русского языка.
-
Сценарий "В царстве Грамматики" 2014
Представлен сценарий внеклассного мероприятия, направленного на закрепление и углубление знаний учащихся об основных признаках и функциях самостоятельных и служебных частей речи. Мероприятие воспитывает интерес к предмету.
-
Урок русского языка по теме "Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных" 2014
Представленный урок является последним в системе уроков по теме «Имя существительное» в 6-м классе. Учебное занятие разработано с использованием элементов метапредметного подхода. Оно реализуется через метатему «Рисунок и схема». Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. На уроке основным приёмом работы становится создание проблемно-поисковых ситуаций, в процессе разрешения которых учащиеся самостоятельно учатся наблюдать языковые явления.
-
Урок-практикум по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них". 11-й класс 2014
Цель урока - провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить синтаксический анализ предложения, текста с учетом особенностей и требований Единого государственного экзамена.